Преподавание русского языка
Урок по теме "Правописание корня"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.12.22
Просмотров: 9
Егорова Альбина Витальевна, учитель русского языка и литературы Цель урока: подготовка к выполнению задания А13 ЕГЭ. Задачи: совершенствование навыков правописания; обобщение и повторение орфографии. Ход урока I. Ознакомление с анализом освоения выпускниками 2008-2009 учебного года отдельных тем по орфографии (задания ЕГЭ A12 – A18). (Использован аналитический отчёт ГУ “Центр новых образовательных технологий” Министерства образования и молодёжной политики Чувашской Республики) ЗАДАНИЕ | ТЕМА | % | А16 | Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-) | 85,44% | А18 | Слитное, дефисное, раздельное написание | 79,18% | А15 | Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени | 78,39% | А14 | Правописание приставок | 76,80% | А17 | Правописание НЕ и НИ | 75,83% | А12 | Правописание -Н- и -НН- в суффиксах различных частей речи | 71,50% | А13 | Правописание корней | 68,70% | – Что из себя представляет задание A13 (2009 г.)? (На примере одного из вариантов.) А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) бл…стательный, тр…вога, оп…реться 2) пок…заться, сохр…няя, возг…рание 3) дост…жение, обог…щать, г…рделивый 4) б…гаж, выт…реть, прик…сновение | II. Повторение орфограмм. – Составим перечень орфограмм, в которых рассматривается правописание корней. I. Гласные в корне | II. Согласные в корне | 1) После шипящих и Ц 2) И и Ы после приставки 3) Е и Э 4) Проверяемые 5) Непроверяемые 6) Чередующиеся | 1) Проверяемые 2) Непроверяемые 3) Двойные 4) Ь | I. Гласные в корне. 1) После шипящих и ц Приложение 1 “О-Ё в корне после шипящей” 2) И/Ы в начале корня после приставки | И | Ы | 1) В искл. ВЗИМАТЬ 2) После МЕЖ-, СВЕРХ- 3) После иноязычных приставок: ДЕЗ-, КОНТР-, ПАН-, ПОСТ-, СУБ-, СУПЕР-, ТРАНС- 4) После ДВУХ-, ТРЁХ-, ЧЕТЫРЁХ-. | После приставок, оканчивающихся НА СОГЛАСНУЮ | Межинститутский, сверхизысканный. Дезинформация, контригра, постимпрессионизм, субинспектор, трансиорданский, панисламизм | Подыграть, безыдейный, разыскать, предысторический, предыюльский | 3) Буквы Е и Э | Е | Авиетка, адекватный, денди, диез, диета, кашне, кеб, кепи, леди, метр, пенсне, пиетет, реквием, стенд, тендер | Э | Алоэ, дуэль, дуэт, каноэ, маэстро, мэр, пленэр, поэзия, поэт, пэр, силуэт, сэр | 4) Проверяемые безударные гласные | Гласные | Корень с безударной гласной | Однокоренные слова | Словоформы | Корень с безударной гласной | Е или И? Е или Я? О или А? | Л…Са | подЛЕСок | ЛЕС, ЛЕСом, о ЛЕСе | ЛЕСа | ЛИСий | ЛИС, ЛИСы | ЛИСа | заЛ…Зать | ЛЕЗть | заЛЕЗ, заЛЕЗла, | заЛЕЗать | ЛИЖет | заЛИЖет, заЛИЖут | заЛИЗать | Важно! Безударные гласные О/А в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на –ыва-ть/-ива-ть. Приложение 2 “Чередование гласных в корне в видовых парах глаголов” | Вид глагола | Корни с чередованием гласных в видовых парах глаголов | БОДР/БАДР | БОЛТ/БАЛТ | БРОС/БРАС | МОЧ/МАЧ | совершенный | под БОДРить | выБОЛТать | доБРОСать | выМОЧить | несовершенный | под БАДРивать | выБАЛТывать | доБРАСывать | выМАЧивать | 5) Непроверяемые безударные гласные. 6) Чередующиеся гласные в корне | Важно! Чередующиеся безударные гласные нельзя проверять ударением | а) Список корней с чередованием гласных Е/И | исключения: чета сочетать сочетание + производные | бер/бир дер/дир мер/мир пер/пир тер/тир | блест/блист жег/жиг стел/стил чет/чит | жим/жа/жм жин/жа/жн клин/кля мин/мя/мн ним/ня пин/пя/пн чин/ча/чн | Презентация “Правила ослика”. Сопроводительный текст к презентации | б) Список корней с чередованием гласных А/О | Исключения: | Ударение | Соседство | Значение | см. Презентация 1 | гар/гор зар/зор клан/клон плав/плов твар/твор | кас/кос лаг/лож раст/ращ/рос скак/скоч | крап(л)/кроп(л) мак/мок равн/ровн | Приложение 3 “Чередование гласных в корнях “гар/гор”, “зар/зор”, “клан/клон”, “плав/плов”, “твар/твор” Приложение 4 “Чередование гласных в корнях “кас/кос”, “лаг/лож”, “раст/ращ/рос”, “скак/скоч”” Приложение 5 “Чередование гласных в корнях “мак/мок” и “равн/ровн” Толкование слова “промокашка” (“Наука и жизнь”, №7, 2004 год) http://www.nkj.ru/archive/articles2191/?phrase_id=3547779) | II. Согласные в корне. 1. Проверяемые 2. Непроверяемые 3. Двойные Приложение 6 “Двойные согласные в корне” 4. Ь III. Вывод. – Вернёмся к заданию А13. В первом, втором и четвёртом ряду имеются слова с чередующимися гласными. Второй и четвёртый рад содержат слова с непроверяемой гласной. Для слов третьей строки можно подобрать проверочные слова (например, достИчь, богАч, гОрдость). Следовательно, правильный ответ – 3. А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? 1) БЛИСТательный, ТРЕВОГА, оПЕРеться 2) покАзаться, сохрАняя, возГОРание 3) достИжение, обогАщать, гОрделивый 4) БАГАЖ, выТЕРеть, приКОСновение | IV. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП УРОКА. Подведение итогов, выставление оценок. Домашнее задание: Проверочная работа. См. Приложение 7 “Правописание гласных в корне” Литература. 1. Морфемно-орфографический словарь русского языка. Русская морфемика. Тихонов А.Н. М.: Школа-Пресс, 1996. – 704с. 2. Рус. язык: интенсивный курс подготовки к тестовому экзамену. Горбацевич О.Е., Ратько Т.В. Мн.: ТетраСистемс, 2006. – 240. 3. Рус. язык: пособие-репетитор. Мормыш Л.С. и др. Мн.: ТетраСистемс, 2007. –246 4. Русский язык (орфография и пунктуация). Николаевич Н.Д., Огадзе Л.В. Под ред. Огадзе Л.В. М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2004. – 232 с. 5. Сб. упражнений и диктантов. Для старшеклассников и поступающих в вузы. Розенталь Д.Э. М.: ООО “Изд. “Мир и Образование”, 2006. – 448 с. 6. Справочник по правописанию и литературной правке. Розенталь Д.Э. 5-е изд., испр. М.: Книга, 1989. – 320с.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|