Преподавание литературы И.А. Крылов-баснописец. Басня "Ворона и лисица"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.20 Просмотров: 11 Поняева Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Цели: познакомить учащихся с творчеством И.А. Крылова, жанровыми особенностями басни и ролью морали в ней. Задачи:
Оборудование: компьютер, проектор, выставка книг И.А. Крылова, карточки с неполным текстом басни, презентация. Ход урока1. Организационный момент(На перемене на экране компьютера слайд 1, см. Приложение 1.) 2. Вступительное слово учителя. Постановка целей урока с опорой на опыт учащихсяЦарство басни – очень древнее, по всему миру есть его представительства. В России оно появилось в 18 веке благодаря этому человеку (слайд 2.) С баснями вы уже познакомились в начальной школе. Вот и сегодня я предлагаю вам, продолжая разговор о творчестве И.А. Крылова, еще раз познакомиться с его, пожалуй, самой известной басней, перечитать ее и попытаться открыть что-то новое в содержании басни и художественных законах этого жанра вообще. Давайте рассмотрим портрет писателя. Мы видим человека с открытым лицом, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Заслушаем сообщения учеников о творчестве И.А. Крылова. 3. Сообщение учеников о творчестве И.А. Крылова1 ученик. Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года в семье небогатого офицера в Москве. В 1774 году, когда отец будущего писателя вышел в отставку, семья переехала в Тверь. Здесь прошли детские и отроческие годы Крылова. Воспитанием сына занималась мать. И.А. Крылов сохранил ее образ на всю жизнь и отзывался о ней не только почтительно, но и с особой нежностью. Первоначальные навыки чтения и письма привил Крылову отец. Крылов любил бродить по городу, посещал народные сборища, торговые площади. Дар наблюдательной сосредоточенности появился у него с детства. 2 ученик. Учение давалось Крылову нелегко. Мальчик был исключительно музыкален. Чуткость к иностранным языкам обнаружилась у него с детства. Читательская любознательность была свойственна баснописцу. В 1778 году умирает отец. Вдова с детьми впадает в крайнюю нужду. Крылов полностью отдается самовоспитанию и самообразованию. Постепенно Крылов становится начитанным человеком, одновременно выработав в себе ценные качества – самостоятельность, практичность. Крылов вступает в самостоятельную жизнь. 3 ученик. В своих баснях И.А. Крылов изображал жизнь и нравы своих современников, их достоинства и недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Через образы животных, автор высмеивал человеческие пороки (недостатки.) Главный жанровый признак басни – наличие морали (нравоучения, поучения.) 4 ученик. Мы определили, что главный жанровый признак басни – наличие морали. Приведу из толкового словаря В.И. Даля определение слова «мораль». «Мораль – нравственный, поучительный вывод. Нравоучение, поучение. Совокупность норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу». 4. Работа с текстом(В ходе работы показ слайдов 3 и 4.) – На партах лежат листы с текстом басни, прочитайте её про себя. (Самостоятельное чтение басни без морали.) – Назовите героев басни? Давайте понаблюдаем за ними. – Всем известно слово «ворона». Человека, который что-то «проворонил», часто называют вороной. Обратимся с словарю В.И. Даля (словари на партах.) – Ворона – нерасторопный человек, вялый, разиня, рохля, зевака (переносное значение.) – Прочитаем первые четыре строчки. Как вы думаете, почему Крылов берет слово «взгромоздясь»? (Ворона как гром (шумно, с грохотом) взобралась на дерево, плюхнулась, уселась.) – Чем значение данных слов – синонимов отличается от значения слова взлететь? (Взлететь – подняться плавно, нежно, бесшумно. Можно даже сказать, культурно.) – Какой можно представить ворону? Дадим ей характеристику. (Тяжелая, огромная, неуклюжая, громкоголосая.) – Выразительно прочитаем фрагмент из басни, где дает характеристику нашей героине Лисица.
– Какой мы представляем себе Лисицу? Дадим ей характеристику. – Плутовка, проныра, льстец. – Она кажущейся ласковостью речи заманивает Ворону в ловушку и добивается своей цели. – Как же так? Почему характеристика Вороны столь противоречива? (Лисица притворяется, насмехается, издевается над Вороной.) – Ребята, Лисица у нас хитрая, льстивая. Но так ли здесь всё просто? Знаете ли вы, что есть свидетельства современника о том, что Иван Андреевич Крылов сравнивал себя самого с этой Лисицей? В то время жил плохой стихотворец, граф Хвостов, человек богатый и недалёкий. Крылов рассказывал, посмеиваясь, что иной раз покорно слушает стихи Хвостова, похваливает их, а потом одалживает у разомлевшего графа деньги взаймы. Значит, Лисица не так плоха или не так проста? – Какие ещё черты можно у неё обнаружить? (Хитроумная, сообразительная, находчивая.) – Но и это ещё не всё. В результате уговоров Лисы «Ворона каркнула во всё воронье горло». Что значит во все горло? (Громко кричать, орать, слишком громко петь.) – А что Ворона слишком громко пела? («Кра-кра».) – Автор дважды использует однокоренные слова ворона и воронье, акцентируя внимание читателей на невозможности вороньего пения. Где же ангельский голосок? Издевательство Лисицы достигло предела: «Сыр выпал – с ним была плутовка такова». Значит, Лиса ещё и победительница? – После того, как мы проанализировали основные образы в басне, самое время определиться с читательскими симпатиями. – На чьей стороне в противостоянии Вороны и Лисицы вы? Почему? (Большинство оказывается на стороне Лисицы.) – Давайте откроем учебник и прочитаем басню ещё раз, красиво, выразительно. (Басню читает учитель.) – Такой ли текст вам был предложен в начале урока? В чём отличие? (В первоначальном варианте не было морали, с которой начинается басня.) – Против кого направлена мораль басни? (Лесть гнусна, вредна, поступки льстеца – лисы гнусны, вредны.) – Как же так? Наши читательские симпатии на стороне Лисы, мы её даже назвали победительницей в поединке за сыр, а автор прямо говорит, что Лиса – обманщица. Может, мы ошиблись. Обратимся к опыту других читателей этой басни. Один из них художник-иллюстратор Евгений Рачёв. Иллюстрация к басне явилась результатом осмысления прочитанного. Какими мы видим Ворону и Лисицу в изображении художника? (С одной стороны, мы видим, что ворона находится наверху, она смотрит сверху вниз, как поступают люди знатные, занимающие важное, высокое положение, об этом же говорит и наряд вороны, а вернее было бы сказать, ворона. Лисица же смотрит снизу вверх, как существо униженное, зависимое. Но стоит внимательно присмотреться к выражению глаз лисы и её ухмылке, как становится понятно, что господин положения – лиса, это она наверху, картинка как будто переворачивается. И подобострастно сложенные лапки, и полусогнутые ноги – это лишь игра, притворство, но какое остроумное, язвительное. Ворону «обсударили», обманули – и виной тому её собственная глупость.) – Выражаясь словами одного из героев радиопередачи, «если в начале своей басни сочинитель объявляет Лисицыны деяния гнусными и вредными, после же смеётся более над Вороною, нежели над Лисицею, что из сего заключить можно? Только то, что ему не удалось свести концы с концами и, стало быть, согласить мораль свою с самой рассказанной историей». Другими словами, мораль басни не соответствует её содержанию? Но почему? Может, дело в самой морали? Что такое мораль? (Нравственный, нравоучительный вывод..) Показ слайда 5. – Следовательно, в нашем случае мораль – маска, при помощи которой автор усиливает комический, иронический эффект басни. Читая мораль, мы готовимся, если не к осмеянию льстеца, то хотя бы к его критике. Само же содержание басни скорее демонстрирует остроумное и игривое искусство льстеца. И как раз данное противоречие есть то самое столкновение, где рожается ирония автора. Басня не даёт твёрдого ответа, кто прав, кто виноват в противостоянии Вороны и Лисицы. 5. Чтение по ролям басни «Ворона и лисица»6. Конкурс-разминка «Знаете ли вы басни дедушки-Крылова?»(слайды 6-19) 7. Итог урока– Кто главные герои басни? (Ворона и Лисица.) – В каких строчках заключается мораль басни? – Как вы понимаете слово «лесть»? В чем заключается лесть Лисицы? (Хитрость, притворство.) – Какими словами автор описывает состояние Вороны, которая слышит льстивые слова? (Ворона каркнула во все воронье горло.) – Какие качества осуждает и осмеивает автор? (Жадность, хитрость, глупость, обман, лесть.) 7. Домашнее задание1. Подготовить выразительное чтение басни «Ворона и Лисица» наизусть. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |