Преподавание литературы О повести Чингиза Айтматова "Пегий пес, бегущий краем моря"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.18 Просмотров: 9 Дуюнова Марина Владимировна Прошлые мои публикации были посвящены проблемным урокам, урокам-исследованиям в старших классах, где ребята уже «подготовленные, искушенные» читатели, успевающие выполнить огромный объем работы за время одного урока, (Литература в школе №7 2007, Уроки литературы №6 2005). После каждой из публикаций мне приходилось не раз слышать упрёки коллег: за время одного урока (не подготовленного хотя бы частично заранее) такое количество «материала» можно осилить только при условии, что это будет лекция с элементами беседы, но никак не проблемное занятие – мало времени. В 13-14 лет ученики ещё подростки. А если учатся в обычном классе, без всякого гуманитарного уклона? Какой самоотдачи от учителя требуют уроки у семи- и восьмиклассников! Вспоминаю, как на одном мастер-классе попросила финалиста конкурса «Учитель года» поделиться опытом работы в этих классах. Он засмеялся: «Боже упаси! Работаю только в 10-11 классах, больше ничего не умею». Но именно в среднем звене школы и нужно очень много работать учителю, чтобы в старших классах в рамки урока можно было «сжать» колоссальный объём работы. Чтобы не приходилось «натаскивать на ЕГЭ», чтобы не было, как в песенке «Жили у бабуси два весёлых гуся: один серый, другой белый…»: будничные рабочие уроки, скучно-серые, и открытые, показательные, пару раз в год, белые-белые. Эта статья продиктована желанием поделиться опытом работы именно в самых «трудных классах» – в 7 и 8. Последний урок в учебном году. Традиционный список литературы для чтения во время каникул. Максимум - 10 произведений, из них 4-5 жирным шрифтом: эти для обязательного чтения, хотя каждый ученик в праве заменить этот список другими произведениями, вот только обсудить их в классе будет сложнее. Первый урок в учебном году всегда посвящен прочитанным за лето произведениям. Формы таких занятий разнообразны: это и беседы, и викторины… Особенно запоминаются пресс-конференции, когда несколько ребят, прочитавших максимальное количество книг, отвечают на вопросы «корреспондентов». И если в 5 классе вопросы звучат так: «Кто из героев понравился? Как ты относишься к..?», то в старших классах вопросы развернутые: «Мне кажется, что.., а как считаешь ты? Критики пишут, что..., можешь ли ты согласиться с этой точкой зрения»… В списке литературы для летнего чтения обязательно несколько произведений современных авторов. И так уж повелось, что, начиная с 8 класса, в этом списке всегда есть одно произведение Чингиза Айтматова. В 8 классе – «Пегий пёс, бегущий краем моря», в 9 – «Белое облако Чингисхана», в 10 – «Буранный полустанок», а в 11 – «Плаха». В этом году первый урок в 8 классе был посвящён только одному произведению из летнего списка, и начинался разговор грустными словами «ушёл из жизни», «был». Вначале ребята отвечали на вопросы, обязательно подтверждая свои ответы фрагментами текста. В случае необходимости обращались к словарям. Казалось бы, ребята всего лишь отвечают на довольно простые вопросы учителя. Но именно так происходит проверка внимательности чтения, осмысленности прочитанного, корректировка восприятия, углубление, оттачивание читательского опыта. Почему именно сейчас, а не раньше и не позже берут мальчика в море? Докажите, что Кириск такой же мальчик, как и другие мальчики клана Рыбы-женщины: его обучают, готовят в охотники. Что испытывает мальчик, отправляясь в море? Как передает его состояние Айтматов? Эпитеты, сравнения, инверсии.Рассмотрим по одному примеру. Сравнение как кулик позволяет писателю передать, а читателю представить психологическое состояние героя: всё впервые, всё интересно, всё хочется увидеть, ничего не пропустить Это сравнение позволяет создать положительную характеристику героя: мы ему сопереживаем или просто понимаем его, он нам нравится, ведь мальчика трогательно сравнивают с небольшой птичкой, любопытно и внимательно крутящей головой по сторонам. . И вот отвлеченные понятия взволнованность, радость становятся «зримыми», конкретными, эмоциональными. Эпитеты у Айтматова очень точны в образной характеристике. Мальчик пытается скрыть своё возбужденное состояние, ведь настоящему охотнику не пристало вертеться, надо быть сдержанным, серьезным. Вот только глаза – зеркало души - не могут скрыть бушующих в ней чувств, а они самые искренние, светлые, поэтому и эпитеты у писателя как нельзя более точные: глаза сияющие, чистые, одухотворенные. А вот море впервые странно пугает его. Если бы Айтматов использовал только один эпитет, рисуя воду, – зыбучая? Это слово имеет множество лексических значений. Зыбучий - то же, что зыбкий, т.е. неустойчивый, переходящий в состояние колебания, а в переносном значении - непрочный, ненадёжный. Возможно это прилагательное от зыбь? Тогда зыбучая вода – море, покрытое мелкими волнами без ветра. Но вот наличие идущего следом второго эпитета тяжелая вода исключает всякие ассоциации с легкой игривостью мелких волн на поверхности моря, зато усиливает ощущение волнения, незнакомой тревоги, что и подтверждается идущими следом эпитетами тревожный, смутный. Для завершения образной характеристики моря и его восприятия героем писатель находит единый завершающий ключевой эпитет властное: море было властным, и мальчик это впервые почувствовал. И, конечно, инверсии. Например, эти «глаза мальчишечьи» усиливают эмоциональность психологического состояния и Кириска, и старика Органа: для мальчишки всё бесконечно впереди и «век нескончаем», а старик уже знает, что «это не так». Одной из языковых особенностей прозы Айтматова является частое использование автором обособленных определений, но пока на этом останавливаться мы не будем. Во втором полугодии при изучении определений на уроках русского языка есть прекрасная возможность не один раз вернуться к этой повести: анализ текста, тренировочные и объяснительные диктанты… От вопросов, позволяющих вести наблюдения над сюжетом и словом произведения, переходим к вопросам, которые помогают осмыслить его в идейно-художественной целостности. На этом этапе учителю нужно так построить работу, чтобы у читателей-учеников осталось ощущение целостного и завершенного восприятия произведения, несмотря на то что «наиболее захватывающие моменты сюжета» не обсуждались. Они должны почувствовать, например, как удивительно просто и чётко, как органично связано с идейным содержанием произведения всё то, о чем мы только что говорили. Вернемся к началу. Зададим самый главный вопрос: Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Опыт. С легендами, со снами о рыбе-женщине жил и уходил из жизни старик Орган. Нелегко и страшно было ему умирать, но мысль о рыбе-женщине давала надежду. Страшно, тяжело было перевалиться за борт Эмрайину, но мысль о том, что он продолжится в сыне, в детях сына давала силы. Теперь Кириск будет всегда думать, мыслить об этом, и «…я всем передам…». Как передаст? С помощью слова, его мысли и думы будут переданы словами «его именной песни, с которой ему жить до конца его дней». Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Мысль. Слово. Ведь человек «тем и велик, что до самого смертного часа думает обо всём, что есть в жизни». Конечно, далеко не каждый охотник проходит через такое испытание, что выпало на долю Кириска. Не каждому отцу приходится пожертвовать собой ради сына, не каждый дядя умирает ради спасения «малого». Почему именно им на долю выпало такое испытание? Судьба. Урок – живая беседа. И иногда вдруг задаешь вопросы, которые не планируешь, да и ответа на них не знаешь. Выскочило. Просто подумала вдруг и произнесла вслух: « Кстати, почему в каяке не трое, а четверо?» Не на все вопросы нужно отвечать. Просто подумаем. Понятно, что старик – это прошлое, мальчик – будущее, Эмрайин и Мылгун –настоящее. Почему взрослых, сильных мужчин двое? Выход в море – ответственное и нелегкое дело. Нужны крепкие руки. Возможно, они, братья, всегда вместе на охоте. То, что их двое, - это правдоподобно и, кроме того, мои ребята вдруг пришли к интересному выводу: Этот вывод моих учеников имеет право на существование, хотя мы не знаем ни мнения автора, ни мнения критиков. Но он нами обоснован и художественно оправдан, значит, это находка наша, читателей. «От судьбы не уйдёшь, известно, но на то она судьба – хочешь, покорись, хочешь, нет. Раз нам конец – кому-то можно и самому поторопить судьбу, чтобы другие повременили»,- с горечью бормочет старик. Тяжелое испытание приготовила судьба, но «если выдержишь, будешь великий охотник». Три великих охотника выдержали и стали жить в мифах, а четвертый, выдержавший испытание, жив, чтобы жили мифы о великих охотниках. В произведениях Айтматова почти всегда есть центральный миф. Он о связи поколений и о связи человека с природой, он о той великой силе, что противостоит стихиям, судьбе, о силе, которая «движет светилами» - о любви. Любовь к сыну, любовь-жалость к мальчику и удивительно настоящая сильная любовь к женщине, будь то мифическая рыба-женщина из снов, будь то крепкая надежная любовь отца и матери Кириска, о которой говорится скупо, но так ясно, будь то светлое и чистое воспоминание о девочке, оставшейся на берегу. Что может противопоставить такая малость, как человек, силе стихии? Из произведения в произведение несёт Айтматов эту непоколебимую веру в Любовь, которая способна противостоять любым испытаниям. Подведём итоги. Запишем наши выводы. Но даже в этих «наших» выводах будет значительно больше того, что уже прозвучало. Конечно, это не будет полный ответ на вопрос, но для 8 класса уровень высокий. Какие особенности прозы Ч. Айтматова нам удалось увидеть в этой повести?
Эта запись в тетради очень важна: в последующие годы при чтении произведений Айтматова ребята смогут соотносить свои впечатления, наблюдения с этими выводами. И это будет та важная стартовая площадка, с которой они смогут самостоятельно расширять и углублять свой читательский опыт, а проще говоря, смогут полнее вести этот удивительно мудрый и нравственный диалог с одним из лучших современных писателей. Хотелось поделиться опытом работы в 8 классе, а получилось, что перечислила известные всем систематические виды работы на уроке литературы:
И оказалось, что на одном обычном уроке была проделана вся эта огромная работа. Хотя ученики всего лишь отвечали на несложные вопросы, смогли сделать маленькое открытие и слушали учителя, который помогал им сформулировать выводы. Вот и всё. И так каждый урок. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |