Преподавание русского языка Обобщающий урок по русскому языку в 5-м классе "Экскурсия по Весне"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.17 Просмотров: 7 Дик Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы Цель: повторить и обобщить знания учащихся по темам, изученным в 5 классе. Задачи: проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами и графически обозначать их, находить главные и второстепенные члены предложения, выполнять разбор слова по составу, продолжить работу по развитию речи и творческих способностей учащихся, прививать любовь к родному языку, родной природе. Оборудование:
Ход урока
Урок начинается с прослушивания музыки П.И.Чайковского "Времена года. Весна. Март" (звучание музыки 1 минуту) Слово учителя: Сегодняшний урок мы начали с музыки талантливейшего русского композитора П.И.Чайковского - Какие мысли и чувства вызвала у вас музыка? (чувство тревоги и радости одновременно, ожидание перемен) -Слайды с весенними пейзажами (№ 1-14) - Перемена. Что означает слово? (1. Замена, смена другим. Погода переменилась. 2. Изменение, поворот к чему-либо. Резкая перемена температуры. 3. Перерыв между уроками. Большая перемена.) - Индивидуальная работа по карточке №1 у доски. КАРТОЧКА №1. 1. Спишите. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Кист..ю мя..кою в..сна на в..твях рису..т поч..ки. 2. Сделать полный синтаксический разбор предложения. Март. Слово учителя: Многие поэты писали о весне. Это одно из прекрасных времен года, в котором есть свои загадки. Послушаем стихотворение поэта В.Орлова:
Продолжит рассказ о весне стихотворение Тютчева Ф.И. "Зима недаром злится".
- Сравним образы весны, созданные поэтами и увиденные вами. (В первом стихотворении мы "видим" Весну-труженицу, которая готовит землю к празднику, как и любая хозяйка готовит дом к приезду гостей. Во втором стихотворении Весна - молодая румяная девушка, веселая, задорная) - Проверка работы по Карточке№1. Запись в тетрадь. - Вопросы классу: 1. Что значит обозначить орфограмму? 2. Какое выразительное средство использует поэт? (олицетворение, метафора) Апрель - Слайды (№ 15-25) 3. КАРТОЧКА № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Прох..дила в..сна по опушк.. сквозь в..сенние синие сны и т..хонько св..тились в..снушки на лице у д..вчонки В..сны. Объясните (графически) постановку знаков препинания. Стихотворение Елены Серовой "Подснежник".
- Мы продолжаем говорить о весне и встречаем следующий весенний месяц - апрель. - Что происходит в природе в апреле? (первая зелень, яркое теплое солнце, бабочки, птицы) - Говоря о весне, мы не можем не вспомнить слова на данную т ему. Вам сейчас предстоит объяснить их правописание: Растение, выращенный, росток, выросли, растаял, расцвели, пробирается, расстилается, расстелется. Физминутка. Давайте все вместе "нарисуем" весну: Потрясем кистями рук - идет теплый весенний дождь. Движения рук над головой - радуга-коромысло над землей повисло. Прыжки - капельки дождя скачут по листочкам. Загадки о весне (Приложение 1) Май Слайды (№ 26 - 35) Слово учителя: - И вот последний месяц весны - май. Обратите внимание на оформление. Вы очень постарались к сегодняшнему уроку: рисовали, сочиняли стихи, писали сочинения. Самое время познакомиться с вашими работами. (На доске вывешены оформленные ученические работы) - Работа с текстом: Ребята получают карточки с текстом. Один из учащихся читает вслух. И снова Весна! Набрав полные лёгкие весеннего воздуха, я радостно подумала: "Весна!". Земля ещё не везде освободилась от снега, но местами уже успела украситься свежей зелёной порослью. Веточки деревьев, омытые ночным дождём, а с раннего утра и весь день согреваемые тёплым апрельским солнышком, слегка зазеленели от набухших почек. Воздух напоён ароматом набухающих почек, готовых вот-вот взорваться буйной зеленью. Пройдет немного времени, и двор станет белоснежным от обилия цветущих деревьев. - Назовите слова из текста, с помощью которых автор описывает весну. - Подберите примеры из текста: (Слайды с заданиями №36 - 40) Простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное. Из 1 предложения выписать слово, в котором звуков больше, чем букв Выписать сложное предложение, начертить схему. Вывод: - Как вы понимаете слова из стихотворения А.Пушкина, взятого к уроку в качестве эпиграфа? (Весна - удивительное время года, когда природа пробуждается от глубокого зимнего сна. Земля прихорашивается, одеваясь в яркие одежды. Солнце светит ярче. Воздух кажется прозрачным. Все живое радуется, улыбается.) Проверочная работа по Карточке № 3 (звучит музыка П.И.Чайковского. Карточки раздаются на парту) Карточка № 3 Вставьте пропущенные буквы, графически обозначьте их, расставьте пропущенные знаки препинания.
Сделайте полный синтаксический разбор предложения. Выпишите слова, в которых звуков больше, чем звуков. Итог урока: Учитель выставляет и комментирует оценки, благодарит учащихся за урок. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |