Преподавание русского языка Урок русского языка в 5-м классе: "Путешествие по лексике"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.17 Просмотров: 11 Серебрякова Ольга Викторовна, учитель русского языка Цели: образовательные: развивающие:
воспитательные:
Оборудование: таблицы, словари, рисунки, индивидуальная карточка-зачёт (приложение 1). Метод: частично-поисковый. Формы организации учебной деятельности учащихся:
Ход урока.I. Организационный момент.II. Сообщение темы и целей урока; мотивация.Учитель: Сегодняшний урок и обычный, и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах нам знакомых. Особенный тем, что мы совершим путешествие-исследование в страну “Лексика”. Целью нашего путешествия является обобщение знаний по теме “Лексика”, развитие умений узнавать новое в уже известном. Компасом будут служить ваши знания, смекалка, умение работать в группах, сотрудничать. Кто же жители страны “Лексика”? (слова русского языка). Сколько нужно слов человеку, чтобы его понимали другие люди, чтобы было интересно с ним общаться? Словарный запас современного образованного человека должен составлять, по мнению учёных, от 20 тысяч до 24 тысяч слов. Но чаще всего бывает у нас так, как в стихотворении А. Барто (чтение учащимися). Заранее, заранее всё было решено:
На каком из рисунков вы узнаёте героя стихотворения? А кого бы вы выбрали героем сегодняшнего урока? Так поговорим о словах, сделаем их верными друзьями. Где хранятся слова, к каким кладовым мы обращаемся в поисках нужного слова? (к словарям) Вспомним, о чём могут поведать словари. (Работа по выставке словарей) На уроках, изучая раздел “Лексика”, именно об этом шла речь. Итак, в путь по этой стране! (Учитель обращает внимание учеников на карту страны “Лексика”) III. Работа по теме урока.Мы находимся на станции “Однозначные и многозначные слова”. Как вы понимаете значение названия станции? Проиллюстрируйте свой ответ, найдя в словаре однозначное слово. Запишите предложения. Скажите, что обозначает слово земля в них. (Учитель обращает внимание учащихся на доску, где указаны значения слова земля. Земля: планета, территория, родина, почва, суша.)
(Учитель опрашивает группы, делается вывод, что земля – многозначное слово) “Карточка-зачёт”: выпишите из словаря учебника по два примера на однозначные и многозначные слова. Чтобы попасть на следующую станцию, поработаем с многозначным словом язык. (Запись под диктовку)
Каково значение слова язык во втором предложении? (переносное) Но с этим выразительным средством языка надо пользоваться умело. (Учитель демонстрирует рисунок с изображением покупателя, идущего к кассе магазина. Покупатель произносит слова: “Выбейте мне мозги, пожалуйста.”) “Карточка-зачёт”: подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. Как вы поняли сочетание слов “Язык до Киева доведёт”? Мы прибыли на станцию “Фразеологизмы”. Редакторы групп подготовили рисунки: “Угадай фразеологизм”. “Карточка-зачёт”: объясните, что значит фразеологизмы. Мы прибываем на станцию “Синонимы”. Но чтобы вступить на неё придётся потрудиться. Запишите слова в строку по три, исключите лишнее.
Как называются слова, которые вы оставили? (Синонимы) Дайте определение термина “Синонимы” Учитель на передвижной таблице выставляет, используя ответы учеников:
“Карточка-зачёт”: запишите слова-синонимы к слову промежуток из стихотворения.
Для чего же используются в речи синонимы? (для избежания повторов) Привал совершим в весёлом городе. Но, чтобы попасть в него нужно подобрать ключ. (Учитель демонстрирует рисунок и читает: “Нас попробуй различи, если все мы ключи”) Что имеется в виду, о каких ключах идёт речь? (слова-омонимы) Какие слова называются омонимами? Учитель на передвижной таблице выставляет, используя ответы учеников:
“Карточка-зачёт”: объясните, о каких омонимах идёт речь в предложениях.
Побывав на станции “Омонимы”, мы получили таблицу. А как называются слова, которые характеризуют слова-омонимы. (Разное – одинаковое: антонимы) Дайте определение антонимов, приведите примеры. “Карточка-зачёт”: опишите жителей этого города, используя антонимы. (Учитель вывешивает на доску рисунки с изображением двух людей, совершенно противоположных по внешности) Мы прибыли на станцию, обозначенную пометой обл. Что это значит? (диалектные слова) Работа по схеме “Вертушка” (учитель раздаёт группам для работы в парах карточки по уровням). 1-й уровень. Выбери правильное. Диалектные слова – это: а) слова, вошедшие в русский язык из других языков; 2-й уровень. Привести примеры диалектных слов, используя словарь учебника. 3-й уровень Подчеркнуть диалектные слова: Говорить, балакать, баять, вечор, капуста, вилок, дрожки, спина, загорбок, человек. Опрос группы первой по готовности. Другие группы сверяются. “Карточка-зачёт”: отгадайте значение диалектного слова, употреблённого в известных вам выражениях:
Работа по схеме “Вертушка” (учитель раздаёт группам для работы в парах карточки по уровням). 1-й уровень. Выбери правильное. Заимствованные слова – это: а) слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности; 2-й уровень. Выбери правильный ответ на вопрос, в каких словарях даны значения заимствованных слов: а) словообразовательный; 3-й уровень. Подчеркнуть заимствованные слова, используя словарь учебника. Живопись, библиотека, альбом, акварель, натюрморт, портрет, пейзаж. Опрос группы первой по готовности. Другие группы сверяются. “Это интересно” (сообщение ученика). Знаете ли вы, что в старославянском языке, который является предком современного, отсутствовал звук “ф”? Так вот, слова, имеющие в своём составе “ф”, являются заимствованными (филин, кофта, кафтан). “Карточка-зачёт”: запишите слова, имеющие в своём составе заимствованные элементы: аква, био, фон. Мы прибыли на станцию “Устаревшие слова” Почему слова устаревают? Работа по схеме “Вертушка” (учитель раздаёт группам для работы в парах карточки по уровням). 1-й уровень. Закончи формулировку определения. Слова, вышедшие из активного употребления, называются… 2-й уровень. Привести три примера устаревших слов, используя словарь учебника. 3-й уровень. Подчеркни устаревшие слова: Дорога, кибитка, скакать, ямщик, жандарм, боярин, чиновник, газета, городовой, министр. Опрос группы первой по готовности. Другие группы сверяются. “Карточка-зачёт”: объясни, что обозначают устаревшие слова. А как появляются новые слова? (Учитель демонстрирует предметы: бейджек, маркер, корректор…) “Карточка-зачёт”: запиши, какие новые слова, по твоему мнению, появились недавно. На уроке мы с вами употребляли термины, специальные слова науки “Лингвистика”, которыми пользуются лингвисты, филологи, люди, изучающие русский язык. Вспомните и назовите эти слова (лексика, омонимы, синонимы, антонимы…) “Карточка-зачёт”: впиши профессиональные слова, используя словарь учебника. IV. Итоги урока.Сухомлинский: “Любовь к родине невозможна без любви к родному слову. Человек не любит языка родной матери, которому ничего не говорит родное слово – это человек без рода и племени”. Выполнение теста по теме: “Лексика” (приложение 2). V. Домашнее задание.Повторить всё, что вам известно по теме: “Словообразование” (части слова, способы образования слов). Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |