Преподавание русского языка
Открытый урок по письму и развитию речи в 6-м классе специальной (коррекционной) школа VIII вида по теме "Изложение по коллективно составленному плану. "Воробей" по Н. Сладкову"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.12.16
Просмотров: 10
Опарина Тамара Анатольевна, учитель русского языка Цель урока: развитие связной письменной речи учащихся, формирование их речевой культуры. Задачи: - Образовательные:
- развивать навык связной передачи чужих мыслей;
- формировать умение анализировать текст, понимать тему, идею;
- повышать культуру речи учащихся;
- развивать и укреплять навык грамотного письма.
- Коррекционные:
- коррекция недостатков логического мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи;
- развитие внимания, зрительной, слуховой памяти, наблюдательности.
- Воспитательные:
- воспитывать любовь и чуткое отношение ко всему живому на земле;
- учить наблюдать красоту природы.
Оборудование: - плакат со стихотворением Р. Рождественского;
- карточки с текстом изложения;
- картины для составления плана изложения;
- запись слов на доске для орфографической подготовки;
- сигнальные карточки с гласными буквами;
- индивидуальные карточки для слабых учащихся.
Ход урока I. Организационный момент II. Речевая разминка Начнём урок с небольшой разминки. 1. Сначала подготовим наш язычок. Хором прочитаем стихотворение Р. Рождественского. (На доске плакат) Птицы, рыбы и звери в душу людям смотрят. Вы их жалейте, люди. Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб – не море. И земля без зверей – не земля! 2. Язычок готов, а теперь подготовим наш мозг. Подберите к словам антонимы – слова, противоположные по смыслу. Глупый – Лживый – Слабый – Ленивый – Бесполезный – Плохой – У. А может ли человек быть только хорошим или плохим? Д. Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные, жестокие. Д. А я думаю, что в человеке есть что-то хорошее и плохое. У. В каждом человеке есть две половинки: белая и чёрная, важно только, какую человек открывает в себе больше. У Агнии Барто есть такие слова: «Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем» Ребята, что значит, по-вашему, «прикоснуться к красоте сердцем?» – Значит радоваться всему живому. – Улыбаться бабочкам, цветам. – Знать, что это нужно беречь, любить. – Ощутить эту красоту. III. Актуализация знаний, объявление темы урока Сегодня мы будем учиться писать изложение по рассказу писателя Николая Сладкова, человека, который умеет прикоснуться к красоте сердцем, который даже в самом обычном явлении может увидеть что-то необычное. Текст называется «Воробей». – Что вы знаете о воробье? 1. Ознакомление с текстом. Чтение текста учителем. (Текст у учеников на карточках.) Воробей Всю зиму воробей прожил в печной трубе. Долго тянулась зима. Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки. Наконец солнце заглянуло к воробью в трубу. На карнизах повисли сосульки. Днём с сосулек закапала вода. Воробей ловил клювом сосулькины капельки. От солнца и сосулькиной воды с воробьём стали происходить странные вещи. Он вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев. Вечером все воробьи слетелись на дерево песен. Дружным чириканьем провожали они день. Весна! (По Н. Сладкову.) | 2. Беседа по содержанию текста. – О ком или о чём вы узнали из рассказа? – Назовите тему текста. В чём она выражена? (в заглавии) – Что сказано о воробье? – Какая главная мысль текста? – Какой можно сделать вывод? (Надо заботиться о птицах, беречь их, помогать им, помнить, что они – часть природы.) IV. Языковой анализ текста. Словарно-лексическая работа Поработаем над текстом. Сколько частей в рассказе? 1. Чтение I части текста учащимися (молчаливое). – Где проживал воробей всю зиму? – Как вы думаете, это был сельский дом или городской? Почему? – Как можно сказать по-другому прожил? (протянул, пробыл, просуществовал) – Почему автор говорит: прожил? (Значит остался живым после долгой зимы, пробыл живым.) – Почему автор говорит тянулась зима, а не прошла? (тянулась, потому что воробью тяжело жилось.) – А как ему жилось? (Зябли ножки. Иней покрывал пёрышки.) – Какие слова (синонимы) можно подобрать к слову зябли? (мёрзли, стыли, коченели, дрогли) – Почему писатель употребил именно это слово – зябли? (ножки маленькие, воробей и сам небольшой; если сказать коченели, значит воробей совсем бы замёрз, а здесь ножки немного мёрзли.) – Объясните, что такое иней? (Тонкий слой ледяных кристаллов, образующихся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.) – А каким словом можно заменить глагол покрывал? (окутывал, укрывал) – Как Н. Сладков относится к воробью? Можно ли это понять из I части текста? Какие слова помогают нам это понять? (; автор употребляет уменьшительно-ласкательные суффиксы, ему жаль воробья, он сочувствует ему.) – Какие чувства возникают у вас по отношению к воробью? 2. Чтение II части текста учащимися (про себя). – Какие изменения произошли в жилище воробья? (солнце заглянуло) – Заглянуло, как можно сказать по-другому? (забежало, посмотрело) – Ещё что изменилось? (На карнизах повисли сосульки. С них закапала вода.)– Что такое карниз? (это продольный выступ над окном, дверью, вдоль верхней части стены) – Как иначе можно сказать повисли? (низко висели, свисали, нависали) – Как вёл себя воробей? Что он делал? (Он ловил сосулькины капельки клювом.) – Подберём синонимы к слову ловил. (хватал, глотал, пил) – Почему автор употребляет именно слово ловил? (Ему сначала надо было поймать капельку, а потом проглотить; он как бы играл и, играя, пил сосулькины капельки.) – Почему автор говорит капельки, а не капли? (Автор с любовью пишет о воробье. Он радуется за него. Капельки маленькие, большие воробей не мог поймать, не намокнув.) 3. Чтение III части текста учащимися (про себя). – Каким словом можно заменить прилагательное странные? (удивительные, непонятные) – Какие странности стали происходить с воробьём? (вдруг схватил за загривок старого друга, стал трепать его, как собака кошку, и вырвал клок перьев)схватил – взял, дёрнул (взял быстро, резким движением.) Обратите внимание на слово загривок. Что это? (задняя часть шеи) Стал трепать его? (трясти, тормошить, дёргать) – Объясните смысл выражения «трепать, как собака кошку». Клок перьев – это сколько? (пучок) – Как вы думаете, почему такие странные вещи происходили с воробьём? (Когда хорошее настроение, хочется прыгать, играть, веселиться.) 4. Чтение IV части текста учащимися (про себя). – Куда слетелись воробьи? (на дерево песен) – Как по-другому можно сказать слетелись? (собрались) – Почему лучше сказать слетелись? (птицы летают) – Почему дерево названо деревом песен? – Почему вечером слетелись птицы? (день провожают вечером после дневных дел) – На что похож этот сбор птиц? (на хор, на праздник) – А что они празднуют? (приход весны) – Как они празднуют? (дружным чириканьем) Чириканье? (пение, щебетание) – Почему автор употребляет именно это слово? – Какими словами можно будет заменить в тексте слова воробей (он), воробьи (они, птицы) – Прочитайте самое последнее предложение (Весна!) – Какое чувство у вас вызывает оно? (Чувство радости счастья, хорошего настроения, хочется петь, посмотреть на птиц, поприветствовать их, покормить, порадоваться за них. Закончилась трудная зима. Наступает новая пора жизни.) А у наших братьев меньших впереди зима. Чем вы можете помочь птицам? Мысленно пожелайте всем птицам и зверям благополучно перенести зиму. V. Составление плана изложения А теперь составим план, чтобы он помог вам написать рассказ. - Картинный план к каждой части.
Какой рисунок вы бы нарисовали к каждой части рассказа? - Посмотрите на рисунки к нашему рассказу. Всё ли здесь верно?
Правильно восстановите последовательность рисунков. - Озаглавьте по рисункам каждую часть текста.
План. - Зимой в печной трубе.
- Странные вещи.
- Сосулькина вода.
- Дерево песен.
- Пересказ каждой части текста учащимися.
- Целостный пересказ рассказа «Воробей» сильными учеником.
VI. Орфографическая подготовка Написать рассказ мы должны без ошибок, вспомним правописание некоторых слов. (Слова написаны на доске в 4 столбика) - Какая орфограмма объединяет слова 1-го столбика? (безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением)
Покажите сигнальными карточками, какие буквы вы вставите, а проверочные слова подбираем про себя. - Какая орфограмма объединяет слова 2-го столбика? (Непроверяемая безударная гласная в корне слова.)
Покажите на карточке буквы, которые вы вставите. - Прочитайте глаголы, назовите приставки. Какое правило надо вспомнить, чтобы написать грамотно эти слова 3-го столбика? (Приставка со словами пишется слитно, перед глаголами не бывает предлогов.)
- А как пишутся предлоги со словами? Найдите в тексте и назовите предлоги со словами.
- А кто увидел в тексте слово с непроизносимой согласной в корне? (солнце) Как его проверить? С удвоенной согласной? (странные) Самые трудные слова учитель пишет на доске (происходить, карниз, иней, наконец).
У. Итак, назовите тему нашего текста? (Воробей) Основная мысль? (дети делают вывод) Я желаю, чтобы ваше сердце не зачерствело и чтобы к красоте вы прикасались только чистыми руками и сердцем. И закончить наш подготовительный урок хочется стихотворением Сергея Острового «Взаимность». Если из гнезда упала птица – Мне не спится. Если где-то умер зверь в берлоге – Я в тревоге. Если раздавлю зерно невольно – Мне больно. Если ствол рванулся бесшабашно – Мне страшно. Им бы жить да жить на белом свете – Я в ответе. Я ведь тоже ими – как ни мерьте – Защищён от смерти. 2-ой урок VII. Повторное чтение текста учителем VIII. Письмо изложения IX. Редактирование Прочитайте свои работы с карандашом в руках и проверьте. X. Чтение текстов и анализ работ
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|