Преподавание литературы
Мультимедийный проект по литературе: "Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А.Блока"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2023.12.15
Просмотров: 9
Харченко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цель проекта: •Постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока; •Создание речевого художественного видеообраза стихотворений. •Овладение приемами обработки информации. •Совершенствование навыков компьютерного дизайна. Задачи: •Привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся; •Войти в мир высокой поэзии А. Блока, освоится в нем, испытать радость открытия, приблизиться к его постижению; •Произвести углубленный анализ стихотворений А. Блока, позволяющий войти в мир настроений и образов; •Дать почувствовать красоту звучащего слова, его значимость; •Придать объемное звучание лирическому произведению: научить воспринимать художественный текст не как набор топографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно; •Совместить аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией; •Формировать культуру человеческих взаимоотношений (подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и улицей). Этапы работы над созданием проекта по творчеству А. Блока. 1 этап. 1) Создание проблемной ситуации: создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность “заговорить”, воспроизвести музыку их взаимоотношений. 2) Название проекта: “Образ Вечной Женственности в поэтическом мире А. Блока”. 3) Цель проекта: - Постижение многогранного и многоцветного поэтического мира стихотворений А. Блока;
- Создание речевого художественного видеообраза стихотворений.
4) Задачи: - Привлечь к творчеству поэта максимальное внимание учащихся;
- Войти в мир высокой поэзии А. Блока, освоится в нем, испытать радость открытия, приблизиться к его постижению;
- Произвести углубленный анализ стихотворений А. Блока, позволяющий войти в мир настроений и образов;
- Дать почувствовать красоту звучащего слова, его значимость;
- Придать объемное звучание лирическому произведению: научить воспринимать художественный текст не как набор топографических знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир, постичь который можно не только аналитически, но и сенсорно;
- Совместить аналитическое прочтение стихотворения с эмпатией и рефлексией;
- Формировать культуру человеческих взаимоотношений (подросток отвращается от грязи и пошлости, активно предлагаемой телевидением и улицей).
5) Материал для проекта: стихотворения, относящиеся к разным периодам творчества Блока, выстроенные в сюжетной последовательности: “Мы встречались с тобой на закате…” “ Я, отрок, зажигаю свечи…” “ Она стройна и высока…” “ Вхожу я в темные храмы…” “ Девушка пела в церковном хоре…” “ Незнакомка” 6) Введение в проект героев: Он и Она. Вместе с ними мы проходим через всю их жизнь. 7) Формирование групп: а) художники, б) чтецы и музыкальные редакторы, в) аниматоры. 8) Мотивация участников проекта (поддержка инициатив, согласование деятельности, создание психологически комфортной ситуации, выявление потребности в изменении и создании проекта). 2 этап. Проектирование – процесс создания проекта – прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния. (Советский энциклопедический словарь – М. , 1979,– с.107) Проектирование – рефлексивный тип деятельности по созданию проекта; концептуальный замысел и практическое воплощение того, что должно быть. - Проблемно – ориентированный анализ стихотворений в группах.
- Согласование позиций и действий участвующих в проектировании субъектов.
- Кооперация участников и видов деятельности.
- Ежедневная рефлексия в группе:
а) соотношение целей и результата (что именно удалось усвоить, что сделать); б) оценка меры продвижения группы; в) предложения по совершенствованию работы на следующий день. - Завершение проекта
а) соотнесение целей и планируемых результатов с полученными; б) оформление проекта; в) подготовка презентации. 3 этап. Презентация (представление проекта). Форма презентации свободная) Цель: мотивировать учащихся систематизировать полученные данные. План защиты (представления) проекта. - Проблемы, задачи.
- Цель работы над проектом.
- Подготовленность для работы над проектом.
- Тема проекта
- Цели и задачи проекта.
- Структура проекта (составные части).
- Краткое содержание проекта.
4 этап. Экспертиза созданного проекта. Обсуждение проекта на школьном МО учителей русского языка и литературы. Задания для групп. 1 группа – художники. Цель: творческое переосмысление авторских образов. Задачи: - сделать построчные иллюстрации поэтического текста, чтобы фон рисунков представлял собой цветовое воплощение мелодики и настроения стихотворения;
- создавая видеообраз, можно (но не обязательно) придерживаться принципа абсолютной достоверности и реалистичности;
- каждый рисунок должен стать синтетическим выражением авторской мысли;
- рисунки желательно представлять не как иллюстрации, а как рисунки ассоциативные.
Этапы работы. 1. Теоретическая подготовка. Обработка сведений из теории литературы. - Е.И. Богомолова. “О некоторых особенностях поэтического стиля А. Блока”. Пособие для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений. “Высшая школа”, М., 1989 –с.330.
- С.И. Львова. “Слова – символы в поэтическом тексте”. “Звукопись”. “Интонация, как ритмико – мелодическая сторона звучащей речи”. Уроки словесности 5-9 классы. Издательский дом “Дрофа”, М., 1997-с.313-317, с.94-96, с.159-180.
2. Создание фона и цвета. - Выстраивание ассоциативных рядов, так или иначе связанных с цветом или звуком.
- Активное использование терминов: аллитерация, ассонанс.
- Установление звуко – цветовых соотношений, например: “а”– светлый, широкий
“э” – теплый, узкий “и”– холодный “у” – мрачный, протяжный “о”– темный, бесконечный “ы” – краткий, резкий - Ассоциативное значение цвета: желтый – теплый, устремленный к человеку, но беспокоящийся;
Синий – холодный, он зовет в бесконечное, это цвет неба и т. д. (/ Лит-ра в школе-№1– 2005– с.32; Н.Н. Рогалевич. Словарь символов и знаков. Харвест, Минск, 2004-с.462-465). 3. Создание образа. 1) Индивидуальная работа по построчному семантическому анализу стихотворения. 2) Анализ художественных тропов: а) почему автор использует тот или иной эпитет; б) какое значение имеет авторская метафора; в) для чего использовано сравнение; г) какие другие тропы использованы в стихотворении: метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола и др.; д) выясните лексическое значение непонятных слов. 3) Анализ стилистических фигур: а) инверсия; б) повторы; в) анафора; г) разрыв строки; д) анализ использованных знаков препинания. 4) На материале стихотворения обозначьте многоплановость, многоликость лирических героев. 5) Каков внутренний мир героя: о чем думает, к чему стремится, каковы его поступки. 6) Ощутите, из какого материала сделано стихотворение (семантика слов, оттенок значения) 7) Создайте бумажный черновой эскиз будущего видеообраза стихотворения. Задания для 2 группы– чтецов и музыкальных редакторов. Задачи: а) найти нужную интонацию для прочтения стихотворения; б) выбрать темп, скорость, громкость прочтения; в) показать внутреннее состояние, эволюцию образа, дать героям возможность обрести реальный голос; г) создать речевой художественный образ (звукообраз); Этапы работы: 1. Теоретическая подготовка: звукопись, темп, ритм, мелодика, интонация стихотворения, пауза (логическая, психологическая), логическое ударение, парцелляция. 2. Проанализировать уровни стихотворения: – звуковой (какое звучание стихотворению придает звукопись: контрастное, плавное, тревожное, торжественное, спокойное, молитвенное и т. д.); – ритмический (ритм: чередование и безударных слогов; рифма: мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая; парная, кольцевая, перекрестная. Какое настроение создает ритм, каким единым тоном окрашивает стихотворение, как подчеркивает характеры героев); – семантический (выявление лексического значения непонятных слов, какую смысловую нагрузку они придают тексту). 3. Как построено стихотворение: - сколько в стихотворении строф или частей, каковы они по форме, как связаны между собой;
- как звучит начало и конец стихотворения;
- какая картина нарисована и с помощью каких художественных средств, краски какого цвета доминируют;
- как движется поэтическая мысль (с помощью лирического сюжета, смены картин, интонация и т. д.);
- какие мотивы присутствуют в стихотворении и в каких образах воплощаются (мотив ожидания, встречи, молитвы, свидания и т. д.).
4. Обоснование выбранного прочтения стихотворения: - как должно звучать стихотворение; - какими оттенками чувства должно быть наполнено (решимость, безрассудство, верность, любование, боль, страх и т. д.); - какова сила чувства лирического героя; – на какие слова должен падать смысловой акцент. 5. Подобрать музыкальный фон, помогающий понять смысл стихотворения. Задания для 3 группы – аниматоров. Задачи: - поиск необходимой информации в библиотеке и Internet;
- фотомонтаж иллюстраций;
- создание презентации средствами Microsoft PowerPoint
Этапы работы: - качественный отбор иллюстративного материала;
- сканирование изображений, текстов;
- обработка рисунков в программах Photoshop и Corel Draw;
- создание фонового оформления;
- оформление слайдов презентации;
- запись и обработка звукообразов;
- настройка показа презентации проекта;
- показ и оценка презентации группами;
- внесение корректив в работу;
- показ презентации проекта МО учителей русского языка и литературы школы.
Приложение 1 Приложение 2 Проект А.Блок Если у вас есть желание ознакомиться с презентацией к данной статье, просьба обращаться к автору
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|