Преподавание литературы Внеклассное мероприятие (история + литература) по теме "Загляните в семейный альбом". 7-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.14 Просмотров: 15 Медведева Надежда Николаевна, учитель истории, русского языка и литературы Цель:
Задачи:
Предварительная подготовка:
Мероприятие подготовила: Медведева Надежда Николаевна учитель истории, русского языка и литературы I квалификационной категории. Музыкальный ряд: музыкальные заставки, песня “Родительский дом” (в исполнении Л.Лещенко), песня Э. Пьехи “Семейный альбом”, песня “Дом родной”. Ход мероприятия Звучит песня “Родительский дом” (в исполнении Л.Лещенко). Ведущий: Здравствуйте, ребята! Этот урок мы посвятим Родине, дому и семье. Наше отечество, наша Родина – матушка Россия. – Почему мы Россию зовем отечеством? (Ответы детей.) Ведущий: Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в этой стране мы родились, говорим на родном языке, и все здесь для нас родное. Выступление учащихся: Ученица: Чтение стихотворения “Что мы Родиной зовем?” В. Степанова. Что мы Родиной зовем?
Ученик: Чтение стихотворения “РОССИЯ…” В. Гудимова. Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – В. Гудимов Ученица: Чтение стихотворения “Родная земля” Г. Ладонщикова. РОДНАЯ ЗЕМЛЯ
Г. Ладонщиков Ведущий: Мама, мамочка… Сколько тепла таит это слово! Материнская любовь способна греть нас всегда, потому что дети – самое дорогое для матери. Мама – первый учитель и друг, она всегда поймет, утешит, поможет. – Почему Россию мы можем назвать матерью? Ведущий: А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; пока маленькие, как мать она защищает нас от врагов… А когда вырастите – сами будите защищать ее. Чтение стихотворения:
Ведущий: Сколько людей жило и трудилось на этой благодатной земле, растили своих детей, создавали домашний уют. И тех людей, которые сегодня живут, продолжая свой род. Ведущий: Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. Этому есть много свидетельств. Вспомним народные сказки, пословицы и поговорки… в них говорится о семье. Конкурс: на доске в 1 столбце записаны начала пословиц, а во 2 столбце – их концовки. Ваша задача: найди к началу – конец.
Ведущий: Сто лет назад население России быстро увеличивалось, экономическое благополучие тоже росло. В то время в нашей стране жили такими семьями, в которых могло быть 10, 20 и более человек… представьте себе дом на селе начала двадцатого века: бабушки, дедушки, внуки и правнуки – все вместе и все друг друга помогают. Один по хозяйству поспевает, другой в поле, третий уроки учит… Такой дом был настоящей крепостью и твердыней. За малышами ухаживали сестры, а старшие братья защищали младших от соседских забияк. Жили весело. Уважали старость, младость жалели и оберегали. А трудились так, что хлебом, маслом, салом, яйцами кормили всю Европу. Конкурс: А теперь прослушайте загадку про одну семью. Попробуйте посчитать, сколько в ней народу.
Ведущий: Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. Конкурс: “Вопрос – ответ”. Попробуйте ответить не мне, а сами себе, только честно, откровенно. – Кто-то из ваших родственников живет далеко. Пишете ли вы им письма, шлете ли поздравительные открытки? Ведущий: Имен на свете миллион. У всех людей есть имена. “Личные имена” – это имена, которые присваиваются при рождении людям и под которыми они известны в обществе. Настоящее имя человека закреплено традициями христианской церкви. К числу их относятся православные имена, взятые из церковного календаря, где имена канонизированных святых перечислены по месяцам и дням их празднования. Крестное имя давалось при крещении. На Руси существовал обычай давать имена детям в честь деда ли бабки. С течением времени канонические имена постепенно вытесняли в быту неканонические (мирские). На Руси мирское имя выполняло функцию основного имени, поэтому было более известно, чем крестное имя. Конкурс: “Ромашка”. Напишите в центре цветка свое полное имя, а на лепестках – все формы вашего имени, т.е. так, как вас называют родители, бабушки, друзья. – Сравним цветки. Как вы думаете, почему у ромашек оказалось разное количество лепестков?
Ведущий: – Нравятся ли вам ваши имена? Если у вас в классе тезки? Знаете ли вы значение своего имени? (Зачитываются значения имен учащихся.) – Знаете ли вы отчества ваших бабушек и дедушек? А свое отчество вы знаете? Как человеку дается отчество? Конкурс: Отыщите однокоренные лова к лову Отчество (отчий, отечество, отец). Ведущий: Родина берет начало с отчего дома. Отчий значит “отцовский”. Это слово того же корня, что и отчество, отечество – “земля наших отцов”. Осознание нашими далекими предками неразрывной связи каждого человека с его родиной, отчизной отразилось в его языке. Ведущий: Отчество образуется от имени отца, указывает на происхождение и родственные связи данного лица. Обращаясь к человеку по имени отчеству мы высказываем ему особое уважение и почитание. Фамилии человека появились совсем недавно. Фамилиями называются наследуемые официальные наименования, указывающие на принадлежность человека к определенной семье. “Фамилия” в переводе с латыни означает “семья”. Конкурс: Попробуйте догадаться, как образовались ваши фамилии. Звучит песня в исполнении учащихся. “Дом родной” (Гоман А. и Алехно Р.)
Ведущий: Сейчас мы с вами познакомимся с генеалогическим древом. Ведущий: Генеалогия в переводе с греческого означает “родословная”. Родословная, или, как говорили раньше, родословие, – это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. Графически изображение генеалогических данных может быть представлено в виде таблиц или схем. Одной из самых распространенных форм было генеалогическое дерево, или дерево жизни. В нем соединялись в единую цепь разные поколения, символизируя идею бессмертия рода. Основатель рода помещается обычно внизу, подобно корню; на стволе – его прямые потомки, а на ветвях более дальние родственники. (Смотрим древо жизни семьи.) Ведущий: если запись поколений начать с себя, то себя надо считать первым поколением, своих мать и отца – вторым, родителей каждого их них, т.е. своих бабушек и дедушек, – третьим, прапрабабушек и прапрадедушек – четвертым и т.д. такая родословная называется смешанной восходящей. Смешанной потому, что в ней записываются и мужчины и женщины. Ведущий: Составление своей родословной лучше начать со смешанной восходящей родословной. Памяти живых членов рода, т.е. не надо пока искать документы, сведения. Кто-то скажет: “Подумаешь, исторический документ! Наша семья самая обыкновенная, ничем не знаменитая, таких миллионы!” Нет одинаковых цветов, нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых семей. Ведущий: После составления родословной, можно приступать к сбору сведений о каждом, кто в этой таблице обозначен. Для этого нужно обратиться с вопросами к старшим членам вашей семьи и отдельно по каждому человеку собрать и записать воспоминания и указать такие сведения: ФИО (у женщин – девичью фамилию указать), Число, месяц, год рождения, число, месяц, год смерти(для тех, кого нет в живых), ФИО матери, отца, крестного отца, крестной матери, места жительства, где воспитывался, учился, какое образование получил, место работы, службы, участие в воинах, сражениях, награды. Большое значение могут сыграть старые фотографии, на которых есть надписи. Все это можно собрать и оформить в папку. (Смотрим папу с воспоминаниями и сведениями семьи Медведевых.) Ведущий: Сделаем вывод. У кого в классе самое большое родовое древо? Почему такие схемы называются “Родословным древом”? Нужно ли знать свою родословную? Ведущий: История семьи дает не только представление о течении времени, но и позволяет познакомиться с историческими источниками (вещами, документами, фотографиями, дневниками и т.д. ), которые помогут восстановить историю семьи. Семейная связь времен – это тайные нити, которые связывают сегодня с вчера, с позавчера. Вот она – наша история, наша судьба в фотографиях, в именах, в любимых лицах. В каждой семье есть семейные альбомы.
Ведущий: В моей семье бережно хранятся фотографии, а еще – письма с фронта. Песня Э. Пьехи “Семейный альбом”.
Задание на дом: составьте свою родословную, по тем сведениям, которые вам известны, и вы узнаете какова глубина вашей родовой памяти? Ведущий: Хоть мы и живем с вами в разных семьях, но мы дружим. Дружим в школе, дружим в квартире, дружим всегда и везде в целом мире!
Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |