Преподавание русского языка План урока русского языка в 7-м классе по теме "Понятие о причастии"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.12.10 Просмотров: 9 Зубкова Виктория Ивановна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: иллюстрации к теме (изображение Страны Морфологии, Королевы Морфологии, Причастие - мальчик), раздаточный материал. Ход урока 1. Проверка домашнего задания. (На предыдущем уроке повторяли изученное о глаголе в5-6 классах, 2 ученика выполняют морфологический разбор глаголов из домашнего упражнения). 2. Синтаксическая пятиминутка, которая позволит перейти к новой теме. Выполните синтаксический разбор предложения. Перед закатом к измученному и продрогшему Ивашке, который сушил грязную одежду возле горячего камня, пришёл старик. - У каких слов затруднились определить морфологическую принадлежность? ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ УРОКА. 3. Введение нового материала. Я предполагала, что у Вас возникнут затруднения, и вчера вечером отправилась в страну Морфологию к нашей доброй знакомой Королеве Морфологии. - Помогите, Ваше Величество, моим детям разобраться, какой частью речи являются слова ИЗМУЧЕННЫЙ и ПРОДРОГШИЙ. Королева любезно согласилась: - Я расскажу Вам сказку. Если дети найдут в сказке главное, то они с легкостью ответят на этот вопрос. Вот эта сказка. Встретились как-то Глагол “ВИДЕТЬ” и Прилагательное “ВИДНЫЙ”. - Редко видимся, – сказал грустно глагол. Так и сделали: взял Глагол карандаши, а Прилагательное – краски, и вот какой портрет нарисовали. (Открыть часть доски, на которой нарисована мордашка и подписано “ВИДЯЩИЙ”. По ходу дальнейшего рассказа ученики определяют вид, время.) Отошли в сторонку, любуются. А портрет-то возьми и заговори: - Примите меня, – говорит он Глаголу, – в свою семью: я даже ВИД имею? - Подумали, посовещались Глагол и Прилагательное и решили поступить по-товарищески: пусть новая форма считается глагольной, но неспрягаемой. И назвали её – ПРИЧАСТИЕ – так как по своему лексическому значению она “сопричастна” и глаголу и прилагательному. Потом они дали определение новой форме. (Попробуйте сформулировать определение) Причастие – это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопрос КАКОЙ? Глагол дал Причастию свои признаки: ВИД, ВРЕМЯ, а Прилагательное – РОД, ЧИСЛО, ПАДЕЖ, СКЛОНЕНИЕ, и позволило ему согласоваться с существительными. (Что это значит?) Причесали они новую форму и в таком виде представили Королеве Морфологии. Она осталась довольна новым подданным. - Теперь вы можете сказать, какой частью речи являются слова “ИЗМУЧЕННЫЙ” и “ПРОДРОГШИЙ”? Докажите это. Найдите признаки Глагола и Прилагательного. Когда я собиралась уходить от Королевы Морфологии, она отвела меня в сторону и очень тихо, чтоб никто не услышал, сказала: - Знаете, мне непонятно, как Глагол и Прилагательное образовали Причастие, при помощи каких морфем? А ведь я Королева, мне стыдно не знать, что происходит в королевстве. Не помогут ли Ваши дети??? Королева дала мне лист, он перед вами. (Раздается на каждую парту.)
- Мне непонятно, почему Королева написала слова в два столбика? 4. Первичное закрепление. - Какая часть речи называется причастием? Прочитайте текст. Найдите причастия по морфемным признакам. Назовите глаголы, от которых они образованы. Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся. Выделите суффиксы. Укажите время. Книга – это духовное завещание одного поколения другому; совет умирающего старца юноше, начинающему жить; приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. Вся жизнь последовательно осела в книге: племена, люди, государства; в ней кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в неё записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей. (А.И.Герцен) - Запишите однокоренные слова. Найдите среди них только причастия. Выделите корень и суффикс, укажите время. А. Мудрый, мудрейший, помудревший, умудренный. 5. Подведение итогов. - С какой частью речи сегодня познакомились? 6. Задание на дом: выучить определение причастия, суффиксы причастия, в упражнении выделить суффиксы, определить время. При подготовке к уроку использовалась книга: И.И.Постникова, Н.Д.Дизенко Занимательные рассказы о частях речи. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |