Преподавание русского языка Синтаксические функции и стилистические свойства союзовNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 899 Шефер Марианна Юльяновна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Предисловие: Изучение такой морфологической темы, как "Союз" в 7-м классе имеет и синтаксическую направленность, которая в немалой степени определяет успешность обучения в 8-м и особенно в 9-м классе. Поэтому важно, чтобы школьники не только имели представление о союзе как о служебной части речи, различали сочинительные и подчинительные союзы, но и умели употреблять их в простых и сложных предложениях. Урок нацелен на развитие умения конструировать сложные союзные предложения, на предупреждение пунктуационных, стилитических, логических ошибок в речи учащихся, связанных с употреблением союзов. Оборудование:
Ход урока I. Вступительное слово учителя. Мы продолжаем работать над темой "Союз" и сегодня обратим внимание на синтаксические функции и стилистические свойства некоторых союзов. В грамматике укрепилось деление союзов на сочинительные и подчинительные. Уточните, пожалуйста, в чем суть такого деления (ответы учащихся). II. Орфографическая разминка. Объясните слитное и раздельное правописание союзов и местоимений (устно):
III. Практические задания.
В чем различие союзов кабы и если? (Ответ: в их стилистической принадлежности.) О стилистических свойствах союзов мы еще мало знаем, поэтому послушайте сообщение на эту тему и сделайте краткие записи в тетрадях (дети слушают сообщение, материал к которому взят из детской энциклопедии "Языкознание", делают краткие записи, затем проверяют свои записи с помощью SMART-доски).
– Какие синтаксические отношения выражают союзы в этих предложениях? Сочинительные или подчинительные? Каковы значения этих союзов? (Ответ: они указывают на условие, т.е. перед нами сложноподчиненные предложения с придаточными условия.)
(Если…), [то]. (Раз…), [то]. (Если…), [ ]. (Ежели…), [то]. Каково значение придаточных условия? (Ответ: придаточные предложения со значением условия уточняют условия, при которых протекает или может протекать действие, о котором говорится в главном предложении, и отвечают на вопрос" при каком условии"? При этом предполагается альтернатива, т.е. выбор определяемых событий или явлений. Например: Если дождь перестанет, мы сможем отправиться на прогулку. (дождь может перестать, а может и не перестать). – Что вы можете сказать о стилистической принадлежности союзов в составленных вами предложениях?
– В каком стиле речи уместны такие предложения? (Ответ: в научном.)
(Ответ: в таких условных предложениях выражается отсутствие предполагаемых фактов в прошлом). – В каких целях можно использовать такие предложения? (Ответ: в качестве косвенных просьб, приглашений, пожеланий, т.е. в этикетных целях). Задание: Напишите несколько предложений, используя этикетные формы с союзом если (бы), например: Если тебя не затруднит… Если тебе не трудно… Если бы ты выполнил мою просьбу, я… Если ты не возражаешь (не против), я бы… Представьте, что эти предложения из письма к вашему другу. Что произойдет, если мы опустим такие предложения в письме?( Ответ: это сделает письмо сухим и категоричным). – Полезно ли употреблять такие предложения в нашей речи? (Ответ: это позволяет выражать просьбы, пожелания мягко, ненавязчиво, а значит, оказывает благотворное влияние на развитие дружеских отношений). IV. Заключительная беседа. – Что мы сегодня узнали о синтаксических функциях и стилистических свойствах союзов? (Ответ: основное внимание мы уделили сложноподчиненным предложениям с придаточными условия, употреблению этих предложений в речи, стилистическим ососбенностям союзов условия). Союзы порой так малы, что мы и не замечаем их, хотя, естественно, используем их в речи, но нужно ли так подробно заниматься ими? (Ответом может быть сочинение, которое учащиеся писали дома.Тема сочинения – "Нужно ли знать и изучать союзы"). Например, сочинение "Союзы на службе у предложения" (так озаглавила свою работу одна из школьниц): "Чтобы понять всю важность союзов, я решила убрать их в одном из предложений романа Л.Н.Толстого "Война и мир", и вот что из этого получилось: "Была одна из тех мартовских ночей. Зима хочет взять свое. Она высыпает с отчаянной злобой свои последние снега, бураны". А у автора это звучит так: " Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое и высыпает с отчаянной злобой свои последние снега и бураны". И вновь речь стала по-толстовски плавной и приятной для русского слуха. Трудно себе представить, как сложно было бы читать этот гигантский роман, написанный без союзов. Если вы проведете такой виртуальный эксперимен т по удалению союзов из любого произведения, то ответить на вопрос о роли союзов не составит труда. Союзы верно и трудолюбиво стоят на службе у простых и сложных предложений, и целых текстов. Ломоносов так определял роль союзов: "Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются". Домашнее задание. Закончить дружеское послание с употреблением предложений этикетной формы, подготовить сообщение о сравнительных союзах. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |