Преподавание русского языка Изучение темы: "Синонимы и антонимы" в 5-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3133 Шонина Галина Юрьевна, учитель русского языка и литературы Когда и как слова находят общий язык и когда они спорят. I урок. Тип урока: урок сообщения новых знаний. 1. Мобилизирующее начало урока. Урок начинается с чтения учителем стихотворения Б.Бобылевой.
- Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? Был ли смысл им ссориться и почему? II. Объяснение новой темы. 1. Слово учителя. Сегодня мы и поговорим с вами о тех словах в русском языке, которые очень дружны между собой, а называют их синонимы. "Синоним" – слово очень древнее, оно пришло в русский язык из греческого и в переводе обозначает "соименный", то есть синонимы – это слова одинаковые или близкие по лексическому значению, но различные по звучанию. Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, образной и выразительной, помогают избегать повторов, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе. 2. Работа с лингвистическим текстом. 1) Откроем учебник и посмотрим, что еще интересного мы узнаем о словах-друзьях. Работа в группах. Предлагаю вам следующую работу: на доске записан тезисный план этого параграфа, прочитайте § 60 и разделите его на части соответственно пунктам плана. На доске. План § 60. (Учебный комплекс под редакцией Бабайцевой В.В.)
2) – Что у нас получилось? Прочитаем. (Каждая группа читает по 1 пункту плана и текст к нему, после прочтения каждой части весь класс старается привести свои примеры, которые записываются в тетради, получается "план из примеров".)
А этот пункт плана пока оставим без примеров и обратимся к нему позже. 3) Какой пункт плана параграфа учебника раскрывает и дополняет этот материал? Главное достоинство синонимов – способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль. Если каждого человека, который не поддается чувству страха и умеет преодолевать его, назвать СМЕЛЫМ, то наше определение будет приблизительным. Человека активно смелого, не боящегося опасности, идущего навстречу ей, следует назвать ХРАБРЫМ, того, кто не теряет присутствия духа перед лицом большой опасности, - МУЖЕСТВЕННЫМ, а НЕУСТРАШИМЫМ будет тот, кого ничто не страшит. Более торжественно, чем РОДИНА, звучит слово ОТЧИЗНА. ДРУГ – это человек, близкий по духу, на которого можно положиться, а ПРИЯТЕЛЬ – тот, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения. По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (СИЛАЧ и ГЕРКУЛЕС), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (ОЧИ – ЗЕНКИ), доброжелательно и иронично (БАБУЛЯ – СТАРУШЕНЦИЯ), официально или неофициально (ОТБЫТЬ – УЕХАТЬ). Слово МАЛЬЧИК можно употребить в любом случае, а слово ПАЦАН – только в непринужденном, фамильярном разговоре. 4) - Докажите, что этот текст раскрывает именно 4 пункт плана. - Выпишем в тетради синонимы, которые использованы в тексте: 1. Смелый, храбрый, мужественный, неустрашимый. - Может быть, кто-то знает еще один синоним к этим словам (2)? Нет? Тогда найдите его в следующей строчке: И дым Отечества нам сладок и приятен. - Допишем синонимический ряд, словом ОТЕЧЕСТВО. III. Закрепление новых знаний. 5)Попробуйте найти синонимы в следующем отрывке. Работа с доской. Зима. За окном снег, вьюга… Или метель? А может, пурга? Ну не буран же: буран скорее в степи, в поле, а не в городе, хотя это слово приходит на ум. А хорошо бы из зимы да в лето, от холода, стужи, мороза – к июньскому теплу, июльской жаре (но, конечно, не к зною). Учащиеся выписывают синонимические ряды. 6) – Как мы поняли, слова могут дружить, сближаться по смыслу, но в начале урока мы упоминали о том, что они могут и спорить, ссориться или, другими словами, противопоставляться друг другу по смыслу. 1. Слово учителя. Посмотрите, какие слова из нашего отрывка никогда не помирятся, слова, которые всегда будут противопоставлены друг другу? Работа с доской.
2. Работа с лингвистическим текстом. 7) – Откройте учебник, найдите и прочитайте, как называются слова, противоположные по лексическому значению. - Антоним, слово греческое, как и синоним, и в переводе обозначает "противоположное имя". - Как вы думаете, для чего нужно использовать антонимы в своей речи? - Посмотрите, что об этом говорится в тексте параграфа. - Приведите примеры использования антонимов, смотрите в учебнике. V. Закрепление новых знаний. 8) – А сейчас попробуйте найти антонимы в загадке, выпишите их в тетрадь.
- Кто догадался, о чем идет речь? (Ветер). - Посмотрите внимательно на пары антонимов и скажите, чем последняя пара отличается от предыдущих? (В третьей паре слова однокорневые, а в первых двух – разнокорневые). - Какой корень в этих словах? Выделите его. (у-мчит-ся – при-мчит-ся). - Найдите, что по этому поводу говорится в тексте учебника? 9) – Мы много узнали о синонимах и антонимах. А сейчас посмотрим, как они используются в сказках. Я буду читать вам маленькие отрывочки из сказок, а вы – выписывать антонимы в два столбика: однокорневые и разнокорневые.
- Как вы думаете, с какой целью в этих отрывках использованы антонимы? 10) – А в следующих отрывках найдите синонимы, выпишите их в тетради. Подумайте, какую роль они играют в этих отрывках?
- Синонимами могут быть не только слова, но и сочетания слов. Найдите такие синонимы.
VI. Итог урока. С какими лексическими явлениями мы сегодня познакомились? Урок 2. Тип урока: урок закрепления. I. Организационный момент. II. Мобилизующее начало урока. 1) Разделите страницу на три колонки. Я буду читать вам пословицы, а вы записывать их: в 1 колонку – с синонимами, во 2-ую – с антонимами, а если в пословице нет ни синонимов, ни антонимов, то записывайте ее в 3-ью колонку. Антонимы и синонимы подчеркивайте.
III. Повторение теоретического материала. - Какая пословица оказалась у вас в 3 колонке? - На каком лексическом явлении она построена? - Прочитайте пословицы в 1 колонке, назовите синонимы. - Какие слова называются синонимами? - Как вы думаете, с какой елью они используются в пословицах? - Какие пословицы у вас оказались во 2-ой колонке? - Какие слова называются антонимами? - Есть ли в выписанных пословицах однокоренные антонимы? - Что достигается благодаря использованию антонимов в пословицах? 2) Еще немного потренируемся в нахождении синонимов и антонимов и в определении их роли. В данном тексте найдите синонимы, выпишите их. И все ели. Куда бы Юрка ни смотрел, он видел, как за стеклами витрин, на базаре, на пляже, стоя, на ходу, люди жевали и жевали. Завтракали, обедали, ужинали, подкреплялись, заправлялись, рубали, лопали, жрали … Н. Носов - Почему их так много в отрывке? Для чего их использует автор? (Автор передает чувство голода у мальчика через синонимический ряд слов, каждое из которых передает оттенок процесса насыщения: есть – просто принимать пищу, спокойно насыщаться; жрать – жадно есть, стараясь скорее насытиться; лопать – торопиться принимать пищу; рубать - есть поспешно, грубо. Жрать, лопать, рубать употребляются с целью подчеркнуть поспешность в еде, неприятное впечатление от процесса насыщения. Подкрепляться – принимать пищу для подкрепления своих сил; заправляться – такое же значение, но с шутливым оттенком.) 3)
- Прочитаем стихотворение вслух. Кто автор строк? - Подумайте, какое лексическое явление используется в тексте? - Найдите антонимы. - Попробуйте определить их значение и роль (И днем и ночью, то есть на протяжении суток (временное значение)), можно было бы сказать так: все время ходит кот ученый, но в таком случае трудно представить ученого кота в светлое время дня и темной ночью. Направо и налево (пространственное значение) – кот совершает движение по кругу сначала в одну сторону, а затем в другую. Антонимы используются в качестве выразительного средства. V. Работа с лингвистическим текстом. 4) О чем же говорят герои этого диалога? Вслух читает учитель; это может быть сценка, представленная двумя учениками. Встретились Копченый с Моченым, разговорились. - Ну, как там наш Свежий? Опять чего-то с Черствым не поделили? - Да, Свежий Черствому не товарищ. Черствый считает, что Свежий у него отбивает хлеб. Между прочим, Теплый сначала поддерживал Свежего. Пока речь шла о хлебе. - Теплый в любом хлебном деле на стороне Свежего, хотя и отдает Черствому должное за его многолетний опыт. - Зато потом, когда Тухлый поднял вопрос об атмосфере в коллективе, Теплый вдруг обрушился на Свежего, обвиняя его в том, что он охлаждает теплоту наших отношений. "Я синоним Свежего, - сказал Теплый, - пока дело идет о насущном хлебе. Но в отношении атмосферы – пусть он меня простит: тут я его антоним". - Не поймешь этого Теплого: то он синоним, то антоним. - Но самое интересное: когда речь зашла об атмосфере в коллективе, Свежего поддержал знаешь кто? Черствый! - Он же был против него? - Это пока речь шла о хлебе. А когда речь зашла об атмосфере, об отношении к товарищам … В этом отношении, между нами говоря, Черствый – синоним Холодного, а Холодный, между нами говоря, синоним Прохладного … - А Прохладный – синоним Свежего? Ну и обстановка в вашем коллективе. Никогда не знаешь, кто тебе синоним, кто антоним … Посмотрел Моченый на Копченого, а Копченый на Моченого посмотрел. И разошлись по своим делам: один по моченым делам, другой – по копченым. - Давайте подумаем, если речь идет о "хлебном деле", кто войдет в "группу поддержки" Свежего? - А в группу его антагониста Черствого? - Как вы думаете, эти слова имеют одинаковое лексическое значение или имеют отличия? - Запишем эти синонимы в тетрадь, расположив их в синонимическом ряду по мере нарастания признака. Вчерашний, старый, залежавшийся, сухой, черствый, затхлый. - А если речь идет об "атмосфере в коллективе"? Кто будет синонимом свежего? Прохладный, холодный, натянутый, черствый. - А кто же будет ему антонимом? Теплый, дружеский, отзывчивый, неравнодушный. - Хорошо, но у нас еще есть атмосфера Земли. Поговорим о воздухе. Как здесь распределяются отношения между словами? Синонимы Свежего: прохладный, холодный, освежающий. Антонимы Свежему: теплый, душный, застоявшийся. - Сделаем вывод: в зависимости от контекста и от значения многозначного слова (например, свежий) его синонимы и антонимы могут быть разными и даже меняться местами. На прошлом уроке мы оставили без внимания, без примеров последний пункт плана о текстовых синонимах, а сейчас мы можем привести такие примеры. Итак, в одном тексте о свежем хлебе мы можем сказать .., а о плохих отношениях в коллективе … VI. Лингвистический эксперимент (устно). 5) Посмотрите, какое многообразие синонимов и антонимов, и очень важно уметь правильно выбрать слово, нужно осмысленно подходить к выбору слов. Работа в парах.(Текст на партах. Словари синонимов, толковые словари). Давайте проведем лингвистический эксперимент. Перед вами текст. Узкими горными тропами … пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал белый пудель Арго … За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических выступлений … Наконец, сзади ( …) старший член труппы – дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине … (А.Куприн). - Вместо скобок нужно вставить подходящий по смыслу, передающий движения именно Мартына Лодыжкина глагол. Перед вами синонимический ряд глаголов брести – ползти – тянуться – тащиться – плестись. По словарям определите лексическое значение каждого глагола и выберите самый подходящий (ползти – идти, передвигаться очень медленно, тянуться – двигаться один за другим, тащиться – идти медленно с трудом, плестись – идти медленно, вяло). (Учащиеся читают свои варианты, объясняют выбор). Вывод: плестись – передвигаться с трудом по какой-то причине: из-за болезни, усталости … Это слово наиболее точно и полно передает состояние дедушки Мартына, а писатель использует его, чтобы сказать о трудной участи своего героя, жившего бродячей жизнью артиста, зарабатывая таким образом себе на жизнь 6) И в завершении выполним еще одно упражнение. В тексте вставьте антонимы и попробуйте объяснить их роль (задание выполняется учащимися самостоятельно, цель объясняется устно). Спят и богатые, и …, и мудрые, и …, и добрые, и … (А.П.Чехов) Мы чаще можем сказать про человека, что он чаще бывает добр, чем …, умен, чем(Л.Н.Толстой) VII. Итог. Что нового об отношениях синонимов и антонимов мы узнали на уроке? Урок 3. Тип урока: урок закрепления. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания (устно, задание на доске) 1) Нерадивый ученик выполнил задание и наделал ошибок, поможем ему все исправить. 1. Он выписал такие текстовые синонимы: Москва, новостройки, город, старая Москва.
III. Выполнение тренировочных упражнений 2) Я предлагаю Вам выполнить два задания для того, чтобы потренироваться в правильном и точном подборе слов. - Ученик списывал небольшой текст и что-то в нем напутал. Художественная миниатюра называется "Февраль", но речь в ней идет непонятно о чем. Давайте заменим выделенные слова антонимами и попытаемся восстановить текст, но нужно найти то слово, которое было у автора Федора Абрамова. В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром (начало, весна, первый, зазеленели, радостно, оттаявший). 3) Ну а в этом тексте нужно из синонимического ряда выбрать единственно правильное слово и восстановить еще одну художественную зарисовку Ф.Абрамова (по ходу записи подбираем синоним, обращаемся к словарю). Почему автор выбрал "бронзовый", "лимонный"? (Брусничный, густо-розовый, красноватый) соком стала наливаться листва черемухи. Желтые зонтики кленов висят в воздухе, красные флажки осинок. Малиново-розовые листья вяза. Бронзовая листва дуба. Красные сосны, прошитые лимонными березами. (Золотой, лимонно-солнечный, желтый, янтарный) кустарники. Поле капустное. Иссиня-морозные кочаны. Желтый березняк, густо расшитый красной рябиной. (Ф.Абрамов) - Одной чертой подчеркните слова из синонимического ряда к слову "желтый", двумя чертами – к слову "красный". - С какой целью автор использует синонимы? - Как бы вы назвали эту миниатюру? (Сентябрь) IV. Лексический разбор 4) Попробуем сделать лексический разбор некоторых слов этого текста. Бронзовая. В словаре указано существительное бронза, это слово многозначное: бронза 1. сплав меди с оловом, а также с некоторыми другими металлами; 2. собират. Художественные изделия из такого сплава. Бронзовая статуя. 3. Золотисто-коричневый, цвета бронзы. Бронзовый загар. В данном тексте слово бронзовый употреблено в переносном значении. В этом случае к нему можно подобрать синонимы: коричневый, коричневатый, желто-коричневый. В зарисовке Ф.Абрамова это слово наиболее точно передает цвет листвы дуба, так как листва не просто коричневая, а от солнечных лучей и под влиянием шелеста, она кажется золотисто-коричневой, то есть бронзовой. - Прочитаем пункты плана. Работа в группах по 4 человека, работа со словарем 5) А сейчас попробуйте сами проанализировать слова: брусничный, наливаться, зонтики, прошитые, лимонные (Группы читают свой лексический разбор). - Как вы думаете, с какой целью в тексте использовано так много слов, употребленных в переносном значении? 6) Вставьте антонимы в пословицы. (Пословицы записаны на доске)
Спишите, вставляя антонимы самостоятельно. V. Подведение итогов. VI. Домашнее задание Дома еще раз прочитайте зарисовки о феврале и сентябре и попробуйте сами написать небольшое сочинение (полстраницы) о марте, мартовском дне. Используйте в своем описании синонимы и антонимы. Урок 4. Тип урока: урок закрепления. I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания с обучающим компонентом (редактирование текста) 1) Редактирование одного, двух сочинений, написанных дома. (Эту работу необходимо провести подробно, показать образец работы над каждым словом) III. Тренировочные упражнения. 2) А сейчас напишем свободный диктант. Тучу пронесло неожиданно быстро. Разом кончился ливень. Опять стало светло, и на небе ослепительно засверкало солнце. Дышать было легко и радостно. И все кругом: трава, кусты, сено в скирде – все сияло неисчислимыми звездочками дождевых капель. (В.В.Бианки) б) – Как бы вы озаглавили текст? (После дождя). - Каким словом можно заменить слово "ливень"? Как вы думаете, почему автор выбрал именно ливень, а не дождь? - Каким синонимом можно заменить слово светло? - А слово засверкало? - Почему, на ваш взгляд, у Бианки засверкало, а не засияло или заблестело? - Определите лексическое значение слова "скирда"? - Для орфографического анализа (пронесло, ослепительно, засверкало, радостно, неисчислимым, сердце) в) Второе чтение текста. г) Самостоятельная работа учащихся. IV. Мини-сочинение. Учитель читает стихотворение С.Есенина «Береза». - Какой вы представили себе есенинскую березу? Попробуйте описать ее или березу, которая стоит у нас за окном. Напишите полстраницы. В качестве зачина возьмите строчку из стихотворения С.Есенина: Белая береза под моим окном. б) Работа учащихся. в) После написания читают 2-3 работы. Редактируют их. V. Итог и домашнее задание 4) На последних четырех уроках мы много узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение на одну из тем: "Грустная история о словах-врагах"; "Сказка о том, как правда превратилась в неправду"; "История о том, как два слова постоянно между собой ссорились". А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку или стихотворение. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |