Преподавание литературы Урок по теме "Истоки народности в творчестве двух гениев: А.С. Пушкина и М.И. Глинки". 8–9-е классыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1688 Насрутдинова Альсина Тальгатовна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: репродукции портретов А.С.Пушкина, М.И.Глинки; выставка книг и нотной литературы, иллюстрации к музыкальным произведениям, аудиозаписи фрагментов произведений, видеоматериалы: опера «Руслан и Людмила», «Городской романс», «Жизнь и творчество А.С.Пушкина», «Жизненный и творческий путь М.И.Глинки». УРОК 1 ХОД УРОКА (На фоне исполняемого «Ноктюрна М. Глинки звучат строки стихотворения Пушкина «В те дни, в таинственных долинах...») Учитель: (Звучит «Ноктюрн ми бемоль мажор» М. Глинки) Учитель: Ноктюрн – это пьеса лирико-созерцательного характера с широкой, певучей мелодией. Он очень созвучен со стихотворением, которое сейчас прозвучало. Выбор этот не случаен! (Обращение к высказыванию В.В.Стасова) Учитель: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в поэзии. Оба великие таланты, оба родоначальники нового русского художественного творчества, оба глубоко национальные, черпавшие свои великие силы прямо из коренных элементов своего народа, оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке» – Сегодня мы будем говорить об истоках народности в творчестве Глинки и Пушкина, исходя из этого высказывания. М.И.Глинка и А.С.Пушкин – это два великих творца, которые внесли большой вклад в русское искусство, а именно в русскую музыку и поэзию. И, конечно же, большое влияние на их творение оказал фольклор. Что же включает в себя фольклор? (Народное творчество: стихи, песни, танцы, народное рукоделие и т. д.) 1. Рассказ о поэте и композиторе Первый ученик.
писал Пушкин за год до своей трагической гибели. Его пророческие слова сбываются и в наши дни. Гениальные творения Пушкина приобрели подлинно всенародное признание. Он стал народным поэтом в подлинном смысле этого слова. Пушкин никогда не был только литератором. Политик, историк, гражданин, он всегда оказывал могучее влияние на все области культурной жизни России. В частности, огромна роль Пушкина в истории развития русской музыки. И говоря об этом, мы обращаем свои взоры к М.И.Глинке. (Демонстрируется портрет композитора). Второй ученик. М.И.Глинка – гениальный русский композитор. Родился в 1804 году, 20 мая в селе Новоспасском Смоленской губернии. Первые годы жизни провел в имении отца, капитана в отставке, среди деревенской природы Смоленского края. Здесь он узнал и полюбил народную песню, заслушивался ею. Во впечатлительную детскую душу маленького Глинки глубоко запали сказки крепостной Авдотьи Ивановны, нежно и преданно любившей его. Огромное впечатление произвели на Глинку события 1812 года. Спасаясь от нашествия наполеоновской армии, семья Глинки покинула имение. Много рассказов о героизме партизан услышал мальчик и навсегда проникся любовью и уважением к русскому народу, его могучей силе и душевной красоте. В домашнем быту Глинки и его родных часто звучала музыка. У дяди, жившего неподалеку, был хороший оркестр, состоящий из крепостных музыкантов. Музыка производила на мальчика огромное впечатление. После концертов он ходил рассеянный. Третий ученик: В учебные годы Глинка учился в одном из лучших учебных заведений в Петербурге, в Благородном пансионе при Главном педагогическом институте. Среди его преподавателей были такие незаурядные люди, как А.Куницын (один из любимых учителей Пушкина), К.Арсеньев, преподаватель русской словесности и воспитатель Глинки В.Кюхельбекер был другом Пушкина. Он учил «мыслить и чувствовать». Нет сомнения в том, что он способствовал развитию у Глинки чувства любви и уважения к народу, готовность служить ему. В одной комнате с Глинкой жил брат Пушкина – Лев Сергеевич. Благодаря этому Глинка в юные годы познакомился с великим русским поэтом. Уже тогда Глинка зачитывался стихами Пушкина. (Чтение фрагмента из стихотворения Пушкина) Четвертый ученик: Талант М.И.Глинки созревал в период высокого подъема русской литературы, неразрывно связанного с ростом революционно-освободительных идей того времени. Например, в своей патриотической опере «Иван Сусанин» он показал великую роль народа в истории родной страны. Истоки музыки Глинки уводят в русское народное творчество. Любовью к Родине, ее народу, к русской природе проникнуты лучшие его произведения. (Патриотическая песня М. Глинки) 2. Обращение к стихотворению «Зимний вечер» Пушкина (Звучит мелодия русской народной песни «Зимний вечер» в исполнении учителя) Учитель: В каких классах и на изучении каких предметов вы встречались с этим произведением? (На уроках чтения во 2 классе, на уроках литературы в 5, на уроках музыки в 6 классах). Очень много стихов поэта было переложено на музыку. В частности и стихотворение «Зимний вечер» стало песней, а музыку к ней создал народ. (Учащиеся исполняют песню) – Вслушайтесь в содержание стихов, в музыку. Чем навеяно это произведение? (Тоска, грусть, одиночество, чувство безысходности) 3. Начало песенного творчества Пушкина Сообщение учащегося:Пушкин написал более 50 стихотворений на народные сюжеты, среди них «Городской романс», «К Маше», ставшие народными песнями. Образы поэзии Пушкина вдохновляли многих русских композиторов, среди них был и М.И.Глинка. (Звучит вступление романса «Я помню чудное мгновение») Учитель: Скажите, фрагмент какого произведения вы услышали? («Я помню чудное мгновение») – Уточните жанр этого произведения? (Романс) 4. Беседа о романсе, его мелодике Учитель: Что объединяет песенно-романсовую и речевую интонации? Скажите, а что означает романс? Сообщение первого учащегося: Романс – это музыкальное произведение, написанное для одного голоса с каким-нибудь музыкальным сопровождением. Песня, мы знаем, тоже вокальное произведение и часто сольное, т. е. исполняется одним человеком в сопровождении музыкального инструмента. Однако к романсе музыка сложнее, чем в песне. И мелодия, и аккомпанемент не только не передают общее настроение, общее содержание текста, но как бы развивают, углубляют его. Музыка словно прислушивается к каждой фразе, чутко откликается на все, что в ней говорится и все время меняется. А раз так, значит одна и та же мелодия на разные слова, припев – все это для романса не годится. Второй учащийся: На латинском языке писалось очень много мотивов и песнопений. Так вот, в отличие от этих малопонятных сочинений с латинскими текстами, песни и стихи народного склада, которые исполнялись на повседневном, близком и понятном романском наречии, стали называться «романсами». Во все века, во всех странах, всегда существовали лирические песни, песни про любовь. Их пели и простые деревенские девушки, и нежные городские барышни, дочери аристократов и их служанки. Аристократам того времени казались недопустимыми «плебейские» простонародные песни. Вот тогда-то во всей Европе городские песни с чувствительной мелодией и любовным содержанием стали называться красивым словом – «романс». Учитель: Среди вокального творчества Глинки, появилось прекрасное творение, жемчужина вокального творчества композитора – это романс на стихи А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновение». (Сообщения учащихся на фоне музыкальных фрагментов романса) Если бы меня спросили, что я люблю больше – музыку или стихи, мне было бы трудно ответить. Хорошие стихи доставляют такое же наслаждение, как и хорошая музыка. Очень люблю читать стихи вслух, пусть даже самому себе. Снимаю с полки томик стихов Пушкина и нахожу одно из самых прекрасных и едва ли не самое знаменитое пушкинское стихотворение:
Начинаю читать и сразу же останавливаюсь. Прочесть его, оказывается, довольно трудно. В ушах сразу же начинает звучать чудесная музыка Глинки и стихи эти хочется петь. (Исполнение романса) Учитель: Как вы думаете, что роднит этот романс с народной лирической песней? (Распевность, задушевность, красота мелодики, широта, чувствительность) Учитель: Музыка закончилась. Да, очень трудно, почти невозможно представить себе теперь эти пушкинские стихи без музыки Глинки. Кажется, что музыка и слова создавались одновременно и даже одним и тем же человеком, – настолько неразрывно они связаны друг с другом, настолько кажутся созданными друг для друга. А между тем слова и музыка написаны в разное время разными людьми и даже посвящены двум разным женщинам. Стихотворение посвящено Анне Петровне Керн, а музыка много лет спустя – её взрослой дочери – Екатерине Керн. 5. Обращение в М.И.Глинке. Общая характеристика творчества М.И.Глинка – родоначальник русской классической музыки. В его творчестве сформировались основные качества русской классической музыки: высокий профессионализм, широта и многообразие контактов с народным творчеством, с национальными традициями. Глинку можно сравнить с Пушкиным, Римским-Корсаковым, Прокофьевым по характеру образов. Его искусство несет оптимистическую линию в жизнь. Девизом его творчества могут стать слова: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!». (Слушание). Анализ произведения. В основу «Камаринской» взяты 2 главных жанра русского народного творчества: 1) Свадебно-протяжная песня Музыкальный язык Глинки отличается классической ясностью, законченностью формы, мягким прозрачным звучанием, богатством средств музыкальной выразительности. Мелодический язык композитора делится на 2 типа: а) мелодика романсов (объединяющая песенную и речевую интонации Начиная с Глинки, все большим признанием у композиторов начинает пользоваться принцип темброво-фактурного варьирования. Вариации композитора взяты из традиций русского фольклора – народного творчества. «Музыку создает народ, а мы, композиторы ее лишь аранжируем», – М.И.Глинка. (Высказывание проецируется на доску) (Исполнение Вариаций на тему русской народной песни «Среди долины ровные») Вариации – главный метод в развитии музыки Глинки. Это и есть отголосок народности в его музыке. Вариации – музыкальная форма, в которой за изложением темы следуют ее видоизмененные повторения. Тема, благодаря различным изменениям (мелодичным, ритмичным, ладовым, гармоническим, фактурным) появляется в каждой вариации в новом варианте, в новом освещении, не теряя существенных черт, по которым она узнается. УРОК 2 ХОД УРОКА 6. Обращение к творчеству А.С. Пушкина Учитель: Что составляет основу «сказочного» творчества поэта? (Сюжеты народных сказок, услышанные им от няни Арины Родионовны, дядьки Козлова, дворовых) 7. Опера М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Учитель: Несколько лет спустя композитор создал сказочно-эпическую оперу, овеянную поэзией старинных преданий,богатую красочными образами фантастики, картинами природы и народных обрядов. (Слушание «Песни Баяна») Учитель: Скажите, какой характер придают опере его песни? (Эпический былинный колорит)
Учитель: В либретто оперы максимально использованы и развиты эпические моменты поэмы Пушкина. Так на основе нескольких стихов поэмы, рисующих величественную картину княжеского пира в древнем Киеве, Глинка создает почти целый акт, воскрешая образы эпической старины. (Чтение фрагмента баллады «Пир») Учитель: Неведомую пастушку, которой увлекся юный Ратмир, Глинка превратил в Гориславу – одну из жен Хазарского хана. Это драматический образ страстной любящей женщины, странствующей в поисках любимого. Каватина Гориславы была так представлена композитором (из воспоминаний Глинки): На одном вечере у друга, спев несколько романсов, Глинка сказал: – Теперь я спою вам «тоску» (Слушание «Каватины Гориславы») Учитель: Что вы услышали в этой каватине? (печаль, тоску женщины, страдания по любимому) Анализ прослушанного. Каватина Гориславы – жемчужина русского элегического мелоса – звучит как гимн страстный и темпераментный женского сердца. Первая интонация Гориславы – «Любви роскошная звезда» – звучит как вздох широко раскрытого навстречу любви верного сердца, что присуще славянской русской женщине. Так создается в опере лирико-драматическая линия Горислава – Ратмир, противопоставленная лирико-эпической линии Людмила и Руслан. – А сейчас послушайте «Каватину Людмилы» и опишите ее портрет (Слушание «Каватины Людмилы») Учитель: Портрет юной Людмилы композитор рисует как милую, приветливую, насмешливую, а также шаловливую русскую девушку.
(Слушание «Марш Черномора») Учитель: Высоко оценил оперу Глинки венгерский композитор Ф.Лист, приезжавший в Россию в 1842 и 1843 годах. Лист играл на концертах свое блестящее переложение для фортепиано «Марш Черномора» (Исполнение песни «Ах, ты свет, Людмила») Также в продолжение обрядовых традиций следом звучит величальная песня. Когда Руслан находит свою Людмилу и при возвращении народ поет им заздравную, величальную песню: «Слава великим богам, слава отчизне святой, слава Руслану с княжной!» . В ее основе лежит вариант богатырской распевки Баяна. Здесь окончательно сливаются обе ведущие линии оперы – патриотическая и лирическая. 8. Обобщение по опере «Руслан и Людмила» 1. Чтение эпилога учащимися (как подтверждение сказочности, величия духа русского народа, красоты языка, неземной фантазии Пушкина) 2. Высказывание Б.Асафьева (слайд): «М.И.Глинка поставил себя этой оперой в ряд первых композиторов мира и рядом с первейшими из них операми «Руслан и Людмила». Это одно из тех высоких музыкальных творений, которые никогда не погибают, а некоторые может указать с гордостью искусство великого русского народа» Учитель: Мы увидели с вами как прекрасно содружество поэта и композитора, которые смогли воплотить в своем творчестве идеи народности, фольклора. 3. Высказывание об опере В.Ф.Одоевского (показ слайда): 4. Обобщение по уроку: Значение творчества Глинки и Пушкина для русского искусства, русского народа». «Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас она теперь неразрывно спаяна с ней. Напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково как родное былое и вместе с тем настоящее…поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, поистине живой родник всей музыки». Учитель: Всех выдающихся композиторов очень воодушевляло обращение основоположника русской классической музыки М.И.Глинки к А.С.Пушкину. Такие произведения как Борис Годунов« М.Мусоргского, «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И.Чайковского, «Сказка о золотом петушке» и «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римского-Корсакова – все это свидетельство силы и жизненности великой пушкинской традиции в русском искусстве. Домашнее задание: 1) Подготовить фрагмент (инсценирование) любой из сказок А.С.Пушкина с музыкальным оформлением. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |