Преподавание русского языка Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского языка. Тексты с заданиями для практического использования на урокахNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2213 Сизонова Валентина Григорьевна, учитель русского языка 1. Задачи контроля. Как сделать интереснее и эффективнее ту часть урока, которую не все дети любят – контроль и диагностику знаний? Поскольку цели обучения учащихся направлены на конечный результат, учителю необходимо помнить, каковы должны быть результаты его деятельности, так как в том числе и от них зависят знания и личностные качества будущих выпускников. Прогностическая модель выпускника сложна. Ее структура включает в себя:
Главной задачей контроля и диагностики является выяснение приближенности наших конечных результатов к заданной прогностической модели ученика. А поскольку сделать это сложно, необходима постоянная и целенаправленная работа, которая должна быть очень разнообразной, чтобы установить истинный уровень формирования отдельных блоков прогностической модели. Для контроля качества обучения использую два основных способа. Первый - текущая оценка учебной деятельности учащихся и второй- итоговая аттестация учащихся. Оба эти способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга и содействуют успешному осуществлению процесса обучения. 2. Формы контроля и диагностики.
Текущий или систематический контроль проводится на большинстве уроков. Именно он позволяет вовремя установить наличие пробелов в знаниях, недостатки в формировании учебных умений и навыков, что позволяет, в свою очередь, провести коррекцию форм и методов преподавания, идеально подобрать их как в зависимости от содержания учебного материала, так и с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Индивидуальный контроль - одна из самых традиционных форм контроля по-прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно. Для проведения фронтальных и блицопросов необходимо составить множество вопросов, требующих кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся. Однако эта форма не всегда заставляет работать пассивных учеников, любителей отсидеться, и тогда помогают цифровые диктанты, которые, по сути, тоже фронтальная проверка, только письменная и обязательная для всех. Суть цифрового диктанта в том, что он позволяет быстро оценить подготовленность всего класса. Учащийся в процессе самопроверки становится участником процесса оценивания, ему легко понять, где допущена ошибка и сравнить свои знания с уровнем знаний учащихся. Возникает дух соревнования, особенно если использовать в этом процессе методический прием “лидер”. А когда учащиеся начинают уставать, с целью разрядки и активизации применяю такую форму контроля, как “диктант с ошибками”. По окончании работы предлагаю ученику, нашедшему наибольшее число ошибок, назвать их и объяснить. Пятерку получает лишь тот, кто нашел и объяснил все ошибки. Оценивание производят и товарищи, которые дополняют, исправляют. Такая работа развивает навыки анализа ответа товарища, умение рецензировать. Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: семестра, полугодия, полного курса. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период. Чтобы повысить интерес к изучению русского языка и психологически раскрепостить учащихся во время проверочных работ, ввожу нетрадиционную форму контроля, которая состоит из практической и теоретических частей. Практическая часть включает в себя тест - с пропущенными орфограммами и пунктограммами, а теоретическая – вопросы. Создается комфортная психологическая ситуация: каждый получает лист с текстом и работает на протяжении 2х уроков: на первом вставляет пропущенные орфограммы и пунктограммы, на втором - отвечает на вопросы. За работу получает две оценки. 3. Диагностика. Традиционные методы и формы контроля качества обучения характеризуются определенной субъективностью. С целью наиболее объективной оценки при проведении итоговой аттестации за год, за курс основной школы завожу на каждого учащегося лист-мониторинг. Мониторинг учебной деятельности по русскому языку (для учащихся 5 - 6-х классов)
Количество письменных работ в каждом семестре разное. Вот перечень письменных работ в V семестре (семестр - длится 5 недель) в 5-ом классе:
Из 9 работ 2 работы (контрольный диктант и сочинение) рассчитаны на целый урок, остальные же от 10 до 20 мин. У учащихся 8-го класса, например, лист-мониторинг имеет другое содержание: I. Учебный труд на уроке:
II. Общеучебные умения и навыки:
III. Качественные показатели:
IV Навыки грамматических разборов:
V. Навыки оформления записей в тетрадях, конспектирование. В целом карта мониторинга выглядит так: Мониторинг учебной деятельности по русскому языку учащегося_____8_____класса.
Раздел работы со справочной литературой предлагает расширение словарного запаса, знакомство с лексическим грамматическим выражением мысли, умением сделать речь более точной, яркой, выразительной. Большую работу проводят учащиеся, работая над лексическим значением слов повышенной сложности. Работа ведется в течение целого семестра (в зависимости от количества слов), а как итог проводится диктант-пародия. С этой целью использую материалы под рубрикой “Учение с увлечением” из газеты “Русский язык” (приложение к “Первое сентября”). В разделе “Навыки оформления записей в тетрадях, конспектирование” выставляется оценка не только за выполнение текущих классных и домашних работ, но и учитываются каллиграфия, графическая работа, разумное расположение записей, умение конспектировать, составлять опорные записи. С анализом работы класса в целом знакомлю и родителей после каждого семестра и называю это рейтинговым учетом знаний. В конце V семестра расписываю график проводимых годовых проверок и после выполнения всех работ выдаю детям сертификат, подтверждающий изучение программного материала. Гимназия №1 г. Нерюнгри Сертификат Волкова Полина, ученица 8А класса, изучила программу по русскому языку и показала следующий уровень знаний при выполнении годовых работ: Орфоэпический диктант 5 баллов Терминологический диктант 5 баллов Словарный диктант 5 баллов Диктант слов повышенной сложности 4 балла Контрольное списывание 5 баллов Тест по орфографии 5 баллов Тест по пунктуации 5 баллов Лексический диктант 4 балла Грамматические разборы фонетический 5 баллов морфологический 5 баллов морфологический 5 баллов орфографический 5 баллов орфографический 5 баллов Всего 63 балла из 65 Дата выдачи Завершается учеба снова рейтинговым учетом знаний при выполнении годовых работ, представленных общей сумой полученных баллов. Рейтинговый учет качественных показателей при выполнении годовых работ за 2001-2002 учебный год учащихся 8-го класса
Результаты учебного труда и общеучебных умений и навыков.
4. Итог Совершенствование контроля и диагностики обучения учащихся позволяет отказаться от однообразных форм уроков и использовать нетрадиционные формы:
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1 О ХОРОШИХ МАНЕРАХ Есть много книг о “хороших манерах”. Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание “рецептов” для поведения? В основе всех хороших манер лежит одна забота - о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть. Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к природе. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять. /По Д. Лихачеву./220 слов.
Самая важная заповедь оратора - соблюдать этикет. Оратор должен быть внимательным, когда он выступает. Ему надо ценить время слушателей. Он обязан строго следить за содержанием своей речи. Во время выступлений каждый оратор должен помнить, что слушатели не только слушают, но и смотрят на него. Поэтому не только жесты, но и мимика тоже играют важную роль. Ими надо пользоваться умело и следить за собой. И. Смолянинов
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3 Словарь русского языка С.И. Ожегова по типу является лингвистическим, толковым; включает около 57000 наиболее употребительных слов современного русского языка. При словах даются толкования значений, основные грамматические формы, стилистические пометы, приводятся примеры употребления слов и фразеологические сочетания. Все слова снабжены ударениями. Словарь создан автором на основе Толкового словаря русского языка под редакцией Н.Д.Ушакова, десятое переработанное издание которого вышло в свет в 1985 году.
Произведите пунктуационный разбор текста и синтаксический разбор первого предложения. Постройте его схему.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4
Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды. Надеясь вскоре увидеться с Вами, не буду рассказывать о нашем тяжелом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам. Невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть. Скажу только, что из нашей группы я один благополучно (если не считать отмороженных ног) добрался до мыса Флора. “Св. Фока” экспедиции лейтенанта Седова подобрал меня и доставил в Архангельск. Я остался жив... В. Каверин
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5 КАЛИЙНЫЕ УДОБРЕНИЯ. Калийные соли играют очень важную роль в жизни растений. Во-первых, попадая в клетки растительных организмов, они способствуют удержанию воды в протоплазме. Это позволяет растениям сохранять нормальную жизнедеятельность при временном недостатке влаги в почве. Во-вторых, наличие калия способствует образованию в клетках крахмала, сахара, белков, жиров и других веществ. Калий также необходим для образования клубней у корнеплодов. Растения заболевают в основном при недостатке калия. На листьях появляются красные точечки, а также прекращается ветвление растений. Следовательно, калий необходим для жизни наших зеленых друзей.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6 Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым -резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь. Когда вверху вспыхивало, все на земле - скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, - все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали. В. Шукшин. “Дядя Ермолай.”
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7 Лена добилась вторичного разбора заявления. На этот раз юрист был настроен как нужно, и все документы были в порядке: а) документ, подтверждающий родственные отношения, то есть свидетельство о рождении Дмитриева; б) копия ордеров, выданных в свое время на право занятия жилых площадей; в) выписки из домовых книг; г) копии финансовых лицевых счетов, выданных бухгалтерией ЖЭКа. Ну, и на этот раз решение было благоприятное. Ю.Трифонов “Обмен”
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8 Вдруг рванул ветер, рогожа захлопала по лицу Егорушки. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли, запах дождя и мокрой земли. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо. Вероятно, около самой черной тучи летели перекати-поле. Как, должно быть, им было страшно! Дождь почему-то долго не начинался. Может быть, туча уходила мимо? Но вот, наконец, ветер последний раз рванул рогожу и убежал куда-то. Послышался, как обычно, ровный спокойный шум. Большая холодная капля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке. Потом что-то посыпалось и застучало по рогоже, по дороге. Это был дождь. А.П. Чехов “Степь”
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9 Но две книги, от начала и до конца созданные самим Далем, с тех пор и до нашего времени остаются величайшими памятниками русской народной культуры - это сборник “Пословицы русского народа”, в котором собрано более 30 тысяч пословиц и поговорок, и включающий около 200 тысяч слов “Толковый словарь”. Именно за свой словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии и стал почетным членом Академии наук. “Круг чтения”, 1991г.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10 ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ Каждый, наверное, слышал о знаменитом советском летчике Валерии Чкалове. Это он первым в мире пролетел из Москвы в Америку без посадки через Северный полюс. Но не все, возможно, знают, какой подвиг совершил этот бесконечно мужественный человек в последнюю минуту своей жизни. Чкалов был военным летчиком-испытателем. Ранним утром 15декабря 1938 года Чкалов испытывал только что выпущенный заводом самолет-истребитель. Набрав высоту, летчик начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова взмывать кверху, делать резкие повороты и “мертвые петли”. И вдруг могучий рев мотора неожиданно прервался... Еще перебой, еще. И мотор смолк. Самолет пролетел по инерции сотню - другую метров и пошел к земле, быстро теряя высоту. Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближайший к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красной шубке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху машиной?! И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь. Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолет в сторону, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских... Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели. /По А. Дорохову./ 208 слов.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11 Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой; из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька. И. Тургенев “ Рудин”
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12 Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листиком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво переданным. В осеннюю пору или весеннюю оттепель, когда первые лучи буравят снег, не раз вспомнишь слова Пришвина о русской природе и подивишься их точности и проникновенной взволнованности. Взволнованность эта становится все сильнее, чем старее становился Пришвин, и остановленное им время поражало в его творчестве. В. Лидин.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 13 Язык жестов у разных народов не совпадает. Приведем несколько примеров несовпадения "русских" жестов с иностранными. Русские, расставаясь, машут рукой (как, кстати, и люди других национальностей, например, англичане или итальянцы), но русские держат руку ладонью от себя и раскачивают ее вперед и назад, а англичане раскачивают ее из стороны в сторону, в то время как итальянцы обращают ладонь к себе и раскачивают ее вперед и назад. Можно привести много примеров того, что жестовый язык не является общечеловеческим языком. Поэтому нельзя переносить символику жестов, принятую в одной культуре, в другую культуру, так как в результате общение или не имеет места, или затрудняется. Е. Верещагин, В. Костомаров.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14 ПОГОВОРИМ О БАБУШКАХ Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнув возражения. Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе "жизнь отдает". Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость -довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади -заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда. А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся. /По И.Медведевой./ 234 ел.
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15 УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ. На свете есть два вида занятий: учение с увлечением и учение с мучением. Учение с мучением - это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну, ладно сегодня кое-как, выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение? Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее и так и этак, прикидывать - может, и получится? Нет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет? В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: “Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь, кроме этой задачи?” Просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение... Да такое неожиданное, такое простое и ловкое! И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон. / С. Соловейчик./ 201 слово.
Объясните постановку знаков препинания в предложениях третьего абзаца. Произведите синтаксический разбор первого предложения в этом абзаце.
Найдите в тексте служебные части речи, распределите их по группам. Урок развития речи в 7-м классе на тему “Ты и твои друзья”. На материале темы обсудить проблемы:
Задачи урока:
До урока необходимо выбрать от родителей 2-х экспертов, которые отметили бы неординарность ответов, творчество учащихся, их активное участие в дискуссии, речь. Родителям представляется право оценить ответы особо отличившихся. Таким образом, каждый учащийся может получить 2 оценки (оценку, выставленную учителем, и оценку, поставленную родителями). Оборудование урока: пословицы о дружбе; выставка книг по теме; записи на доске с итогами анкетирования. За несколько дней до урока провести в классе анкету с вопросами:
Анкета проводится анонимно. Ход урока:
В процессе ответов учащихся в тетрадях для собирания материала к сочинениям записываются слова: личная симпатия, привязанность, родство, уважение, взаимопонимание, общие интересы и т.д. Учитель обобщает: “Замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность, терпимость, самоотверженность”. Трудно себе вообразить человека, который не стремился бы обрести искреннего идеального друга. Однако редко кому выпадает удача найти друга сразу, без проб и ошибок. Ведь наши отношения не есть что-то застывшее, раз и навсегда данное. И выбору друзей, и самой дружбе вы учитесь в процессе дружеского общения. А оно может иметь разные проявления.
I. Едва ли не самый приметный вид общения между подростками, резко отличающимися физической силой и силой характера, способностями, уровнем культуры. В каждом классе, наверное, найдется подобный симбиоз: один из приятелей – защита и опора более слабому, а другой – верный паж своего покровителя. Способный, авторитетный вожак охотно делится своей славой, своим умением с менее даровитым, скорее позволяя с собой дружить, нежели открывая сердце для подлинной дружбы. Здесь соратник скорее фон для выражения личности. Однако настолько необходимый, что расстаться с ним невозможно. Король без свиты, как известно, не король. И в конце концов не разобраться: кто кому в большей мере нужен. II. Здесь сходятся натуры равносильные. Их постоянно тянет друг к другу, в особенности, если круг увлечений и занятий у них схож. Им бы быть всегда рядом – повели бы за собой в класс. Но их отношения неустойчивы: сейчас вместе затевают какую-то акцию, вдруг споры, игра самолюбий, жажда лидерства, безоговорочного подчинения разводят их в разные стороны. Тоскуют, досадуют, но пойти на примирение не спешат. И все же совсем разойтись тоже нет сил. III. Калейдоскоп парней и девочек, объединенных внешкольными интересами. Объединяет их увлечение театром, техникой, спортом, природой. Вне этих занятий – каждый сам по себе, но вот сошлись – на эстраде ли, в спортивном зале, на технической станции или собачьей площадке – нет ближе товарищей. А есть еще один вид компаний, большинству из нас тоже хорошо известный. В них подбор идет по общему пристрастию к одинаковым вещам, удовольствиям, порой весьма опасным. Всей толпой на танцы, в парк, на улицу. Как правило, такого рода компанейство чревато всякого рода бедами. В подобной компанейской общности больше условностей, чем в отношениях двоих. Нередко такая компания вырабатывает свой кодекс, бывает беспощадна к нарушителя этих правил. Войти в нее бывает не просто, а выйти – вовсе трудно. А в некоторых группах и небезопасно. На доске появятся записи:
Вопросы, помогающие развернуть дискуссию: Предлагается учащимся высказать сою точку зрения на слова американского поэта – демократа Джеймса Лауэлла: “ Компромисс – хороший зонтик, но плохая крыша”. (Появляются записи: умение понять состояние другого человека, уступчивость, дружелюбие, симпатия к людям, мудрость, чуткость, воспитанность, доброта и т.д.) Учитель: “Но конфликты происходят не только из-за непонимания друг друга. Ребята часто обижают друг друга, порой сами того не желая. Как этого избежать?” Классу предлагается составить правила примирения двух сторон. (Дети работают в парах, затем эти правила зачитываются, и вырабатывается некий кодекс). Черты характера которые нравятся (Доброта, честность, открытость , умение добиваться цели, надежность, отзывчивость, искренность, выдержка, внешняя красота, грамотная речь и т.д.) Что не привлекает в друзьях? (Ложь, жадность, злость, глупость, эгоизм, тяга к деньгам, желание быть лидером, во что бы то ни стало, неумение ставить перед собой цель в жизни).
Здесь же читаются стихи о дружбе, авторами которых являются ученики. (Озадачены они были до урока). В заключение урока учитель предлагает ответить на вопрос: “Что дал каждому из вас сегодняшний урок?” Ответить должен каждый, но очень кратко (одним словом, либо словосочетанием). Дома учащиеся прорабатывают рабочие материалы и на следующий урок пишут сочинение по выбранной теме. Звучит мелодия песни о дружбе, урок завершается. При подготовке к уроку использованы тексты из пособия: Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |