Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского языка. Тексты с заданиями для практического использования на уроках
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Совершенствование форм контроля и диагностики на уроках русского языка. Тексты с заданиями для практического использования на уроках


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2213

Сизонова Валентина Григорьевна, учитель русского языка

1. Задачи контроля.

Как сделать интереснее и эффективнее ту часть урока, которую не все дети любят – контроль и диагностику знаний?

Поскольку цели обучения учащихся направлены на конечный результат, учителю необходимо помнить, каковы должны быть результаты его деятельности, так как в том числе и от них зависят знания и личностные качества будущих выпускников.

Прогностическая модель выпускника сложна. Ее структура включает в себя:

  • Фоновый блок – это характеристика социально- экономической среды, в которую может попасть ученик после окончания школы;
  • Мировоззренческий блок- это желательные мировоззренческие и поведенческие качества, определенные потребностями общества;
  • Блок знаний, которыми должен овладеть выпускник с учетом существующих образовательных стандартов;
  • Блок навыков и умений, которые потребуются выпускнику в последующей учебной и трудовой деятельности;
  • Блок творческих качеств личности, которые подлежат целенаправленному формированию в педагогическом процессе с учетом личностных интересов и возможностей учащихся.

Главной задачей контроля и диагностики является выяснение приближенности наших конечных результатов к заданной прогностической модели ученика. А поскольку сделать это сложно, необходима постоянная и целенаправленная работа, которая должна быть очень разнообразной, чтобы установить истинный уровень формирования отдельных блоков прогностической модели.

Для контроля качества обучения использую два основных способа.

Первый - текущая оценка учебной деятельности учащихся и второй- итоговая аттестация учащихся. Оба эти способа тесно взаимосвязаны, подкрепляют друг друга и содействуют успешному осуществлению процесса обучения.

2. Формы контроля и диагностики.

Текущий контроль

Итоговый контроль

Диагностика

I.Поурочный контроль:

Индивидуальные задания;

Фронтальный опрос;

Работа по карточкам;

Комбинированный опрос;

Практические работы;

Творческие работы;

Цифровые диктанты;

Индивидуальный контроль;

II.Периодический контроль:

Срезы;

Диктанты (словарные, орфоэпические,

терминологические, лексические, комбинированные, диктанты повышенной сложности).

Письмо по памяти;

Зачеты (теоретические и практические; устные и письменные).

Блицопросы;

Контрольные работы.

Тематический;

Семестровый;

Независимый (городские и министерские работы);

Годовой;

Олимпиады;

Экзаменационный

ТДР( тестовые диаг-ностические работы);

ПР( проверочные работы);

СР(самостоятельные работы);

ГР( грамматические разборы);

Работы по развитию речи;

Работы над ошибками;

Диктанты с ошибками;

Самоконтроль

Текущий или систематический контроль проводится на большинстве уроков. Именно он позволяет вовремя установить наличие пробелов в знаниях, недостатки в формировании учебных умений и навыков, что позволяет, в свою очередь, провести коррекцию форм и методов преподавания, идеально подобрать их как в зависимости от содержания учебного материала, так и с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Индивидуальный контроль - одна из самых традиционных форм контроля по-прежнему актуален. Конечно, он занимает много времени и нет возможности опросить большинство учащихся, но он имеет и положительные стороны: способствует развитию логического мышления, монологической речи, дает навыки овладения вниманием аудитории, позволяет подойти к работе дифференцированно.

Для проведения фронтальных и блицопросов необходимо составить множество вопросов, требующих кратких ответов. При таком контроле развивается скорость мышления, умение выбрать лаконичный ответ, в опросе участвует большинство учащихся.

Однако эта форма не всегда заставляет работать пассивных учеников, любителей отсидеться, и тогда помогают цифровые диктанты, которые, по сути, тоже фронтальная проверка, только письменная и обязательная для всех. Суть цифрового диктанта в том, что он позволяет быстро оценить подготовленность всего класса. Учащийся в процессе самопроверки становится участником процесса оценивания, ему легко понять, где допущена ошибка и сравнить свои знания с уровнем знаний учащихся. Возникает дух соревнования, особенно если использовать в этом процессе методический прием “лидер”.

А когда учащиеся начинают уставать, с целью разрядки и активизации применяю такую форму контроля, как “диктант с ошибками”. По окончании работы предлагаю ученику, нашедшему наибольшее число ошибок, назвать их и объяснить. Пятерку получает лишь тот, кто нашел и объяснил все ошибки. Оценивание производят и товарищи, которые дополняют, исправляют. Такая работа развивает навыки анализа ответа товарища, умение рецензировать.

Итоговый контроль применяется по окончании изучения отдельных тем, при оценке отдельных этапов обучения: семестра, полугодия, полного курса. Основная задача такого контроля – оценить уровень знаний, сформированность навыков и умений за определенный учебный период.

Чтобы повысить интерес к изучению русского языка и психологически раскрепостить учащихся во время проверочных работ, ввожу нетрадиционную форму контроля, которая состоит из практической и теоретических частей. Практическая часть включает в себя тест - с пропущенными орфограммами и пунктограммами, а теоретическая – вопросы. Создается комфортная психологическая ситуация: каждый получает лист с текстом и работает на протяжении 2х уроков: на первом вставляет пропущенные орфограммы и пунктограммы, на втором - отвечает на вопросы. За работу получает две оценки.

3. Диагностика.

Традиционные методы и формы контроля качества обучения характеризуются определенной субъективностью. С целью наиболее объективной оценки при проведении итоговой аттестации за год, за курс основной школы завожу на каждого учащегося лист-мониторинг.

Мониторинг учебной деятельности по русскому языку (для учащихся 5 - 6-х классов)

п/п

Содержание

Семестры

Год

Экз

Итог

1

2

3

4

5

6

1.

Каллиграфия

2.

Оформление, графические работы, выполнение грамматических заданий

3.

Устные текущие ответы

4.

Речь:

Полная

Грамотная

Осознанная

Односложная

5.

Чтение:

Ошибочное

Безошибочное

Выразительное

6.

Письменные работы

7.

Оценка за семестр

8.

Выводы и предложения

Количество письменных работ в каждом семестре разное. Вот перечень письменных работ в V семестре (семестр - длится 5 недель) в 5-ом классе:

орфографическая диктовка на чередование гласных в корне слов;
тест на чередование гласных в корне слов;
диктовка по упр.592;
самостоятельная работа со словосочетаниями, где включены слова на пройденные орфограммы, в том числе и на чередование гласных в корне слова;
сочинение ”Мой любимый предмет”;
письмо по памяти;
контрольный срез словарных слов;
лексический диктант;
контрольный диктант с грамматическими заданиями.

Из 9 работ 2 работы (контрольный диктант и сочинение) рассчитаны на целый урок, остальные же от 10 до 20 мин.

У учащихся 8-го класса, например, лист-мониторинг имеет другое содержание:

I. Учебный труд на уроке:

а) активность;
б) ответственность;
в) умение слушать.

II. Общеучебные умения и навыки:

а) работа с книгой, справочной литературой ;
б) самостоятельность действий, самоконтроль;

III. Качественные показатели:

а) знание программных словарных слов;
б) знание слов повышенной сложности;
в) орфографические и пунктуационные навыки;
г) навыки письменной речи;
д) навыки монологической устной речи.

IV Навыки грамматических разборов:

а) фонетический;
б) морфемный;
в) морфологический;
г) синтаксический;
д) пунктуационный;
е) лексический;
ж) орфографический;

V. Навыки оформления записей в тетрадях, конспектирование.

В целом карта мониторинга выглядит так:

Мониторинг учебной деятельности по русскому языку учащегося_____8_____класса.

Содержание

Семестры

Год

Итог

I

II

III

IV

V

1.

Учебный труд на уроке:
активность
ответственность
умение слушать

2.

Общеучебные умения и навыки:
работа с книгой, справочной литературой
самостоятельность действий, самоконтроль

3.

Качественные показатели:
знание программных словарных слов;
знание слов повышенной сложности
орфографические и пунктуационные навыки
навыки письменной речи
навыки монологической устной речи

4.

Навыки грамматических разборов:
фонетический
морфемный
морфологический
синтаксический
пунктуационный
лексический
орфографический

5.

Навыки оформления записей в тетрадях, конспектирование

6.

Итоговая оценка

7

Подпись учителя

Раздел работы со справочной литературой предлагает расширение словарного запаса, знакомство с лексическим грамматическим выражением мысли, умением сделать речь более точной, яркой, выразительной.

Большую работу проводят учащиеся, работая над лексическим значением слов повышенной сложности. Работа ведется в течение целого семестра (в зависимости от количества слов), а как итог проводится диктант-пародия. С этой целью использую материалы под рубрикой “Учение с увлечением” из газеты “Русский язык” (приложение к “Первое сентября”).

В разделе “Навыки оформления записей в тетрадях, конспектирование” выставляется оценка не только за выполнение текущих классных и домашних работ, но и учитываются каллиграфия, графическая работа, разумное расположение записей, умение конспектировать, составлять опорные записи.

С анализом работы класса в целом знакомлю и родителей после каждого семестра и называю это рейтинговым учетом знаний.

В конце V семестра расписываю график проводимых годовых проверок и после выполнения всех работ выдаю детям сертификат, подтверждающий изучение программного материала.

Гимназия №1 г. Нерюнгри

Сертификат

Волкова Полина, ученица 8А класса,

изучила программу по русскому языку и показала

следующий уровень знаний при выполнении годовых работ:

Орфоэпический диктант 5 баллов

Терминологический диктант 5 баллов

Словарный диктант 5 баллов

Диктант слов повышенной сложности 4 балла

Контрольное списывание 5 баллов

Тест по орфографии 5 баллов

Тест по пунктуации 5 баллов

Лексический диктант 4 балла

Грамматические разборы

фонетический 5 баллов

морфологический 5 баллов

морфологический 5 баллов

орфографический 5 баллов

орфографический 5 баллов

Всего 63 балла из 65

Дата выдачи
Подпись учителя

Завершается учеба снова рейтинговым учетом знаний при выполнении годовых работ, представленных общей сумой полученных баллов.

Рейтинговый учет качественных показателей при выполнении годовых работ за 2001-2002 учебный год учащихся 8-го класса

п/п

Ф.И. учащихся

Количество баллов

Номер
в рейтинговом учете

1.

Алхименков Александр

56

3

2.

Будаков Артем

46

12

4.

Волкова Полина

58

2

5.

Гаврилов Сергей

54

5

6.

Гусакова Екатерина

54

5

7.

Емелина Ася

55

4

8.

Жеребчиков Сергей

33

16

9.

Кагакин Антон

50

8

10.

Ковалева Дарья

40

14

11.

Ларин Валентин

52

6

13.

Назаров Павел

52

6

15.

Новиков Дмитрий

40

14

16.

Перепечина Екатерина

59

1

17.

Пуравина Александра

55

4

19.

Сибагатуллина Алина

55

4

20.

Сидоров Александр

58

2

21.

Сидоров Андрей

35

15

22.

Тарнавская Елена

58

2

23.

Хавроничева Ксения

49

9

26.

Южанина Анна

58

2

Результаты учебного труда и общеучебных умений и навыков.

Умение слушать

I полугодие II полугодие
Отлично 4 Отлично 6
Хорошо 16 Хорошо 16
удовлетворительно 6 удовлетворительно 4

Активность на уроке

Отлично 1 Отлично 4
Хорошо 15 Хорошо 15
Удовлетворительно 10 Удовлетворительно 7

Работа со справочной литературой

Отлично 1 Отлично 9
Хорошо 17 Хорошо 15
Удовлетворительно 7 Удовлетворительно 2
Неудовлетворительно 1

Навыки самоконтроля

Отлично 0 Отлично 5
Хорошо 16 Хорошо 13
Удовлетворительно 9 Удовлетворительно 8
Неудовлетворительно 1

4. Итог

Совершенствование контроля и диагностики обучения учащихся позволяет отказаться от однообразных форм уроков и использовать нетрадиционные формы:

  1. Новый материал подается крупными блоками;
  2. На уроках закрепления и отработки материала организуется индивидуальная, групповая, фронтальная работа или их сочетание;
  3. Текущий контроль осуществляется не только учителем, но и учащимися.
  4. В зависимости от содержания учебного материала подбираются подходящие виды заданий и организационных форм контроля и диагностики, ибо эти формы не могут характеризоваться такими эпитетами, как хороший, плохой, активный, пассивный и т. д. Они могут быть лишь адекватными или неадекватными тем целям, для достижения которых были применены.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 1

О ХОРОШИХ МАНЕРАХ

Есть много книг о “хороших манерах”. Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание “рецептов” для поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота - о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол - опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно быть противно смотреть.

Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них - бережное отношение к людям, к природе.

Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять. /По Д. Лихачеву./220 слов.

Докажите, что перед Вами текст.
Определите тип текста, его тему и основную мысль.
Определите стилистическую принадлежность текста.
Объясните, пользуясь словарем, значение слов: манеры, природа.
Подберите синонимы к слову опрятно; антонимы к словам: редко, одетый.
Произведите морфемный разбор слов: руководство, громко, одетый.
Объясните правописание безударных личных окончаний глаголов.
Объясните пунктограммы в предложениях первого абзаца. Произведите синтаксический разбор четвертого предложения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 2

СОВЕТЫ ОРАТОРУ.

Самая важная заповедь оратора - соблюдать этикет. Оратор должен быть внимательным, когда он выступает. Ему надо ценить время слушателей. Он обязан строго следить за содержанием своей речи.

Во время выступлений каждый оратор должен помнить, что слушатели не только слушают, но и смотрят на него. Поэтому не только жесты, но и мимика тоже играют важную роль. Ими надо пользоваться умело и следить за собой.

И. Смолянинов

Докажите, что перед Вами текст. Определите его тему, основную мысль.
Определите его стиль.
Отметьте грамматические основы во всех предложениях. Определите тип сказуемых.
Распределите слова текста по группам:

а) однозначные;
б) многозначные;
в) употребленные в прямом значении;
г) употребленные в переносном значении.

Слова какой группы преобладают? Почему?
Произведите морфемный анализ слов: пользоваться, умело.
Приведите примеры (из текста) слов с твердыми, мягкими, глухими согласными.
Объясните, почему указанные звуки характеризуются твердостью, мягкостью или глухостью.
Расскажите о правописании гласных в корне, иллюстрируя ответ примерами из текста.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 3

Словарь русского языка С.И. Ожегова по типу является лингвистическим, толковым; включает около 57000 наиболее употребительных слов современного русского языка. При словах даются толкования значений, основные грамматические формы, стилистические пометы, приводятся примеры употребления слов и фразеологические сочетания. Все слова снабжены ударениями. Словарь создан автором на основе Толкового словаря русского языка под редакцией Н.Д.Ушакова, десятое переработанное издание которого вышло в свет в 1985 году.

Докажите, что данный отрывок является текстом.
Какие признаки позволяют определить стиль данного текста.

Произведите пунктуационный разбор текста и синтаксический разбор первого предложения. Постройте его схему.

Чем объяснить отсутствие в тексте слов с переносным значением.
Запишите числительные словами. Произведите морфологический разбор одного из них.
Произведите морфемный анализ слов: является, словарь.
Назовите известных ученых-лингвистов. Об одном из них расскажите.
Выпишите слова, в суффиксе которых есть “Н” или “НН”.
Объясните условия их правописания.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 4

Глубокоуважаемая Мария Васильевна!

Спешу сообщить Вам, что Иван Львович жив и здоров. Четыре месяца тому назад я, согласно его предписаниям, покинул шхуну, и со мной тринадцать человек команды. Надеясь вскоре увидеться с Вами, не буду рассказывать о нашем тяжелом путешествии на Землю Франца-Иосифа по плавучим льдам. Невероятные бедствия и лишения приходилось терпеть. Скажу только, что из нашей группы я один благополучно (если не считать отмороженных ног) добрался до мыса Флора. “Св. Фока” экспедиции лейтенанта Седова подобрал меня и доставил в Архангельск. Я остался жив...

В. Каверин

Докажите, что данный отрывок - текст.
Определите стиль отрывка. Объясните, как Вы это сделали.
Произведите пунктуационный анализ текста и синтаксический разбор первого предложения.
Выпишите местоимения, определите их разряд. Какова их функция в данном тексте?
Разберите по составу: благополучно, приходилось.
Дайте фонетическую характеристику слова жив
Произведите орфографический разбор текста.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

КАЛИЙНЫЕ УДОБРЕНИЯ.

Калийные соли играют очень важную роль в жизни растений.

Во-первых, попадая в клетки растительных организмов, они способствуют удержанию воды в протоплазме. Это позволяет растениям сохранять нормальную жизнедеятельность при временном недостатке влаги в почве.

Во-вторых, наличие калия способствует образованию в клетках крахмала, сахара, белков, жиров и других веществ. Калий также необходим для образования клубней у корнеплодов. Растения заболевают в основном при недостатке калия. На листьях появляются красные точечки, а также прекращается ветвление растений.

Следовательно, калий необходим для жизни наших зеленых друзей.

Проанализируйте структуру данного текста. К какому выводу Вы пришли?
Определите тему и основную мысль текста.
К какому стилю принадлежит текст. Аргументируйте свой ответ.
Найдите в тексте слова с переносным значением. Какова их роль?
Выпишите слова с безударными гласными в корне:

а) проверяемыми;
б) непроверяемыми;
в) чередующимися.

Дополните последнюю группу своими примерами.
Произведите пунктуационный анализ текста и синтаксический анализ предпоследнего предложения.
Выпишите слово, относящееся к схеме
В каких словах встречается звук [ н’ ]

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 6

Гроза разыгралась вовсю: вспыхивало и гремело со всех сторон! Прилетали редкие капли, больно били по лицу. Пахло пылью и чем-то вроде жженым -резко, горько. Так пахнет, когда кресалом бьют по кремнию, добывая огонь.

Когда вверху вспыхивало, все на земле - скирды, деревья, снопы в суслонах, неподвижные кони, - все как будто на миг повисало в воздухе, потом тьма проглатывала все; сверху гремело гулко, уступами, как будто огромные камни срывались с горы в пропасть, сшибались и прыгали.

В. Шукшин. “Дядя Ермолай.”

Произведите структурный анализ текста. Какого он типа? Определите тему и основную мысль его.
Определите стиль текста. Объясните, как Вы это сделали.
Объясните постановку знаков препинания в первом абзаце.
Выпишите слова с переносным значением. Укажите их прямое значение.
Выпишите глаголы. Определите их вид и время. Почему в тексте употреблены именно эти временные формы.
Запишите слова со звуком [ з ].
Объясните правописание приставок в данном тексте.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

Лена добилась вторичного разбора заявления. На этот раз юрист был настроен как нужно, и все документы были в порядке: а) документ, подтверждающий родственные отношения, то есть свидетельство о рождении Дмитриева; б) копия ордеров, выданных в свое время на право занятия жилых площадей; в) выписки из домовых книг; г) копии финансовых лицевых счетов, выданных бухгалтерией ЖЭКа. Ну, и на этот раз решение было благоприятное.

Ю.Трифонов “Обмен”

Произведите структурный анализ текста. Определите тип текста.
К какому стилю относится текст?
Произведите пунктуационный анализ текста второго предложения.
Употребление каких частей речи преобладает в данном тексте? Почему?
Выпишите слова с переносным значением.
Произведите морфемный анализ слов: настроен, рождении, выданных.
Приведите примеры слов, в которых количество звуков и букв не совпадают. Объясните причину несовпадения.
Выпишите слова с Н - НН. Укажите условия выбора данных букв.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 8

Вдруг рванул ветер, рогожа захлопала по лицу Егорушки. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли, запах дождя и мокрой земли. Теперь, по всей вероятности, вихри, кружась и увлекая с земли пыль, сухую траву и перья, поднимались под самое небо. Вероятно, около самой черной тучи летели перекати-поле. Как, должно быть, им было страшно! Дождь почему-то долго не начинался. Может быть, туча уходила мимо? Но вот, наконец, ветер последний раз рванул рогожу и убежал куда-то. Послышался, как обычно, ровный спокойный шум. Большая холодная капля упала на колено Егорушки, другая поползла по руке. Потом что-то посыпалось и застучало по рогоже, по дороге. Это был дождь.

А.П. Чехов “Степь”

Определите все признаки текста. Определите его тему, основную мысль.
Определите стиль текста и докажите свою точку зрения.
Произведите пунктуационный анализ текста.
Найдите в тексте слова с переносным значением. С какой целью они употреблены?
Выпишите глаголы. Какую роль они играют в тексте? Один (по выбору экзаменатора) разберите морфологически.
Найдите слова, образованные суффиксальным способом. Покажите как они образовались.
Произведите звуко-буквенный анализ слова всей.
Объясните правописание безударных гласных в корне слов: поползла, колено, спокойный, поднимались, начинался, черной.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 9

Но две книги, от начала и до конца созданные самим Далем, с тех пор и до нашего времени остаются величайшими памятниками русской народной культуры - это сборник “Пословицы русского народа”, в котором собрано более 30 тысяч пословиц и поговорок, и включающий около 200 тысяч слов “Толковый словарь”. Именно за свой словарь Даль был удостоен Ломоносовской премии и стал почетным членом Академии наук.

“Круг чтения”, 1991г.

Можно ли считать данный отрывок текстом? Почему?
Охарактеризуйте отрывок с точки зрения стиля.
Произведите пунктуационный разбор отрывка.
Какие слова - однозначные или многозначные - преобладают в отрывке? Почему? К одному из многозначных слов подберите синонимы.
Разберите по составу слова: (от) начала, величайшими)
Числительные запишите словами.
Запишите слова, в которых встречается буква "в", охарактеризуйте звуки, которые она обозначает.
Объясните правописание суффиксов, встречающихся в словах данного текста.
Назовите авторов известных Вам словарей.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 10

ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ

Каждый, наверное, слышал о знаменитом советском летчике Валерии Чкалове. Это он первым в мире пролетел из Москвы в Америку без посадки через Северный полюс. Но не все, возможно, знают, какой подвиг совершил этот бесконечно мужественный человек в последнюю минуту своей жизни.

Чкалов был военным летчиком-испытателем. Ранним утром 15декабря 1938 года Чкалов испытывал только что выпущенный заводом самолет-истребитель. Набрав высоту, летчик начал постепенно увеличивать скорость, бросать машину вниз и снова взмывать кверху, делать резкие повороты и “мертвые петли”.

И вдруг могучий рев мотора неожиданно прервался... Еще перебой, еще. И мотор смолк. Самолет пролетел по инерции сотню - другую метров и пошел к земле, быстро теряя высоту.

Чкалову было не впервой побеждать смертельную опасность. И на этот раз Чкалов мгновенно оценил обстановку и направил падающую машину на ближайший к аэродрому пустырь. Но вдруг он увидел, что там бежит по снегу маленькая девочка в красной шубке. Неужели ей суждено погибнуть под рухнувшей сверху машиной?!

И в эти последние секунды Валерий Чкалов принял решение, такое же благородное и мужественное, какой была вся его жизнь. Резко изменив направление, Чкалов бросил несущийся к земле самолет в сторону, где на пути виднелись кирпичные здания мастерских...

Так Чкалов совершил свой последний подвиг. Пожертвовав жизнью, он спас неизвестную маленькую девочку от неминуемой гибели.

/По А. Дорохову./ 208 слов.

Проанализируйте структуру данного текста. Определите его тип, тему, основную мысль.
Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ (приведите не менее 4-5 аргументов).
Найдите в тексте причастия. Укажите время действительных причастий.
Составьте план (сложный или простой).
Подберите синонимы к слову мгновенно.
Объясните правописание Н и НН в словах данного типа.
Сгруппируйте слова в две группы: а) с приставками на с-, з-; б) с приставками пре-, при-.
Объясните пунктограммы в предложениях пятого абзаца. Постройте схему второго предложения этого абзаца.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 11

Было тихое летнее утро. Солнце уже довольно высоко стояло на чистом небе; но поля еще блестели росой; из недавно проснувшихся долин веяло душистой свежестью, и в лесу, еще сыром и не шумном, весело распевали ранние птички. На вершине пологого холма, сверху донизу покрытого только что зацветшею рожью, виднелась небольшая деревенька.

И. Тургенев “ Рудин”

Определите тип текста, тему и основную мысль.
Определите стиль текста.
Укажите второстепенные члены предложений. Какие из них преобладают в тексте? Почему?
Назовите слова, употребленные в переносном значении. Подберите антоним и синонимы к слову чистом.
Выпишите слово, относящееся к схеме C U U
В каких словах встречается звук [н’]?
Объясните правописание окончаний прилагательных, причастий.
Объясните написание не со словами (в данном тексте).

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 12

Пришвин знал тайну слова. Он мог беседовать с листиком или былинкой, и их ответ на его речь всегда казался закономерным и правдиво переданным. В осеннюю пору или весеннюю оттепель, когда первые лучи буравят снег, не раз вспомнишь слова Пришвина о русской природе и подивишься их точности и проникновенной взволнованности. Взволнованность эта становится все сильнее, чем старее становился Пришвин, и остановленное им время поражало в его творчестве.

В. Лидин.

Определите тип текста. Докажите свою точку зрения, опираясь на структурный анализ текста.
К какому стилю относится данный текст? Докажите свою точку зрения (приведите не менее 4-5 аргументов).
Выполните пунктуационный анализ текста. Постройте схему второго предложения.
Подберите синонимы к слову подивишься. С какой целью употреблено в тексте данное слово?
Дайте морфологическую характеристику этому глаголу.
Выпишите слова с окрашенными суффиксами.
Произведите орфографический разбор слов третьего предложения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ 13

Язык жестов у разных народов не совпадает. Приведем несколько примеров несовпадения "русских" жестов с иностранными. Русские, расставаясь, машут рукой (как, кстати, и люди других национальностей, например, англичане или итальянцы), но русские держат руку ладонью от себя и раскачивают ее вперед и назад, а англичане раскачивают ее из стороны в сторону, в то время как итальянцы обращают ладонь к себе и раскачивают ее вперед и назад. Можно привести много примеров того, что жестовый язык не является общечеловеческим языком. Поэтому нельзя переносить символику жестов, принятую в одной культуре, в другую культуру, так как в результате общение или не имеет места, или затрудняется.

Е. Верещагин, В. Костомаров.

Объясните, является ли данный отрывок текстом? Определите тему и основную мысль.
Определите его стиль и докажите свою точку зрения (не менее 4-5 аргументов). Озаглавьте текст.
Найдите омонимы и многозначные слова. Докажите правильность своего выбора.
Выпишите служебные части речи и сгруппируйте их по частям речи.
Найдите однокоренные слова. Определите разницу в лексическом значении и морфемном составе.
Произведите орфографический разбор третьего предложения.
Произведите пунктуационный и синтаксический разбор последнего предложения.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 14

ПОГОВОРИМ О БАБУШКАХ

Давайте поговорим о стариках - о собственных, родных бабушках. Ох уж эта бабушка! Надоедает, считает маленьким, заставляет есть, когда уже не хочется. Во все вмешивается, делает замечания даже при ребятах. Кутает, когда все во дворе давно раздетые бегают. А то придет к школе в дождь и стоит с плащом и с зонтиком, позорит только. Ну что делать с такой бабушкой? И стыдно бывает потом за свою грубость, да сдержаться трудно. Внутри как будто пружина сжимается и хочет распрямиться, вытолкнув возражения.

Знаешь, что делать с бабушкой? Надо прощать. Она-то сколько прощает тебе? Терпеть - это близкий человек. Опекать, беречь. Пусть она считает тебя маленьким и беспомощным, ты-то знаешь, что во многом сильнее ее, здоровей, шустрей. Нет, не за то, что она тебе "жизнь отдает". Просто потому, что бабушке твоей осталось жить меньше, чем тебе, и потому, что старость -довольно тяжкое и печальное время жизни. Все свое, личное, у нее позади -заботы, радости, тревоги, интересная жизнь, надежды. И только ты - ее единственная забота, ее последняя радость, ее постоянная тревога, ее основной жизненный интерес, ее тайная надежда.

А потом, у каждого возраста есть особенности. Вот и у стариков они есть - ворчать, вспоминать прошлое, поучать. Ты же не будешь обижаться на грудного младенца, если он кричит. Это его возрастная особенность, ему положено кричать. Не обижайся и на стариков: им по возрасту положено ворчать и поучать. Тебе сейчас трудно представить себя старым, а все-таки попытайся.

/По И.Медведевой./ 234 ел.

Объясните, является ли данный отрывок текстом. Определите его тему и основную мысль.
Определите стиль текста. Аргументируйте ответ.
Объясните, пользуясь словарем, значения слов: ворчать, опекать.
Подберите синонимы к словам: беречь, грубость, трудно. Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов?
Произведите морфемный анализ слов: беспомощный, сильнее, грубость.
Произведите морфологический разбор слова: (на) младенца.
Выпишите слова в две группы: а) с непроизносимыми согласными в корне слова; б) с проверяемыми согласными в корне слова.
Произведите пунктуационный разбор предложений первого абзаца.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 15

УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ.

На свете есть два вида занятий: учение с увлечением и учение с мучением.

Учение с мучением - это дело известное. Бродишь, бродишь по комнате и никак не заставишь себя сесть за стол и открыть книгу. Наконец откроешь, а в ней все непонятно, все скучно, все ненавистно. Ну, ладно сегодня кое-как, выучишь урок. А завтра ведь опять садиться за учебники. Опять это мучение?

Но знаете ли вы, что такое учение с увлечением? Какое это счастье торопиться домой, чтобы скорее сесть за книгу? Какая радость браться за трудную задачу по физике, вертеть ее и так и этак, прикидывать - может, и получится? Нет, не выходит. А если попробовать по-другому? Ура, просвет! Неужели просвет?

В душе что-то зажигается, предчувствие решения волнует, вы в нетерпении пригибаетесь к столу, и, если кто-нибудь окликнет вас в эту минуту, вы вздрогнете, оглянетесь в недоумении: “Что случилось? Разве в мире есть еще что-нибудь, кроме этой задачи?” Просвет, просвет, предчувствие успеха, - а вот и сам успех, вот решение... Да такое неожиданное, такое простое и ловкое!

И на следующий день вы никак не дождетесь того часа, когда можно будет взяться за учебник или задачник. Жизнь получается хорошая, совсем счастливая. Учение с увлечением - счастливая жизнь. Таков закон.

/ С. Соловейчик./ 201 слово.

Докажите, что перед Вами текст. Определите его тему и основную мысль.
Определите стиль текста. Аргументируйте ответ.
Объясните, пользуясь словарем, значения слов: предчувствие, увлечение.
Подберите синонимы и антонимы к словам: торопиться, успех, счастливая.
Какие орфограммы встретились в словах текста. Сгруппируйте их.

Объясните постановку знаков препинания в предложениях третьего абзаца. Произведите синтаксический разбор первого предложения в этом абзаце.

Определите способ образования слов: прикидывать, просвет, по-другому.

Найдите в тексте служебные части речи, распределите их по группам.

Урок развития речи в 7-м классе на тему “Ты и твои друзья”.

На материале темы обсудить проблемы:

    • что означают понятия “друг”, “дружба”;
    • почему люди ссорятся;
    • благодаря чему живут дружно.

Задачи урока:

    • формировать умение выступать с подготовленными и не подготовленными монологическими высказываниями по обсуждаемым проблемам;
    • активно включаться в дискуссию;
    • собрать рабочие материалы, которые помогли бы написать сочинение по теме.

До урока необходимо выбрать от родителей 2-х экспертов, которые отметили бы неординарность ответов, творчество учащихся, их активное участие в дискуссии, речь. Родителям представляется право оценить ответы особо отличившихся. Таким образом, каждый учащийся может получить 2 оценки (оценку, выставленную учителем, и оценку, поставленную родителями).

Оборудование урока: пословицы о дружбе; выставка книг по теме; записи на доске с итогами анкетирования.

За несколько дней до урока провести в классе анкету с вопросами:

    1. С кем вы предпочитали бы проводить свободное время?
    2. С кем бы стали советоваться в сложной житейской ситуации?
    3. Какие черты характера вы бы хотели видеть в своих друзьях?
    4. Что вас привлекает в друзьях?

Анкета проводится анонимно.

Ход урока:

  1. Разбирается лексическое значение слова “дискуссия”, образовываются от него глаголы, обращается внимание на литературную норму произношения глагола.
  2. Учитель задает вопрос классу: “Есть ли у вас настоящий друг, и на чем основана ваша дружба?”
  3. В процессе ответов учащихся в тетрадях для собирания материала к сочинениям записываются слова: личная симпатия, привязанность, родство, уважение, взаимопонимание, общие интересы и т.д.

    Учитель обобщает: “Замечательное испытание юной души на искренность, честность, верность, терпимость, самоотверженность”.

    Трудно себе вообразить человека, который не стремился бы обрести искреннего идеального друга. Однако редко кому выпадает удача найти друга сразу, без проб и ошибок. Ведь наши отношения не есть что-то застывшее, раз и навсегда данное. И выбору друзей, и самой дружбе вы учитесь в процессе дружеского общения. А оно может иметь разные проявления.

  4. Детям раздается по три карточки, в которых рассказывается о различных проявлениях дружбы (автор журналист Т. Афанасьева), предлагается высказать свою точку зрения и назвать вид каждой дружбы. Разбираются значения слов “симбиоз”, “паж”, “калейдоскоп”.

    I. Едва ли не самый приметный вид общения между подростками, резко отличающимися физической силой и силой характера, способностями, уровнем культуры. В каждом классе, наверное, найдется подобный симбиоз: один из приятелей – защита и опора более слабому, а другой – верный паж своего покровителя. Способный, авторитетный вожак охотно делится своей славой, своим умением с менее даровитым, скорее позволяя с собой дружить, нежели открывая сердце для подлинной дружбы. Здесь соратник скорее фон для выражения личности. Однако настолько необходимый, что расстаться с ним невозможно. Король без свиты, как известно, не король. И в конце концов не разобраться: кто кому в большей мере нужен.

    II. Здесь сходятся натуры равносильные. Их постоянно тянет друг к другу, в особенности, если круг увлечений и занятий у них схож. Им бы быть всегда рядом – повели бы за собой в класс. Но их отношения неустойчивы: сейчас вместе затевают какую-то акцию, вдруг споры, игра самолюбий, жажда лидерства, безоговорочного подчинения разводят их в разные стороны. Тоскуют, досадуют, но пойти на примирение не спешат. И все же совсем разойтись тоже нет сил.

    III. Калейдоскоп парней и девочек, объединенных внешкольными интересами. Объединяет их увлечение театром, техникой, спортом, природой. Вне этих занятий – каждый сам по себе, но вот сошлись – на эстраде ли, в спортивном зале, на технической станции или собачьей площадке – нет ближе товарищей.

    А есть еще один вид компаний, большинству из нас тоже хорошо известный. В них подбор идет по общему пристрастию к одинаковым вещам, удовольствиям, порой весьма опасным. Всей толпой на танцы, в парк, на улицу. Как правило, такого рода компанейство чревато всякого рода бедами. В подобной компанейской общности больше условностей, чем в отношениях двоих. Нередко такая компания вырабатывает свой кодекс, бывает беспощадна к нарушителя этих правил. Войти в нее бывает не просто, а выйти – вовсе трудно. А в некоторых группах и небезопасно.

    На доске появятся записи:

    “дружба - служба”;
    “дружба – соперничество”;
    “дружба – компанейство”.

    Вопросы, помогающие развернуть дискуссию:

    • Что обычно служит основой для подобного общества? (I текст)
    • Каков ваш взгляд на точку зрения журналиста? (II текст)
    • Какие манеры поведения в та кой дружбе являются преобладающими. К чему может привести такая дружба? (III текст)
    1. Детям показываются результаты по первым двум вопросам анкеты, проведенной учителем заранее. Делается вывод: “С товарищами приятно развлекаться, с друзьями – делиться чувствами, а в трудные минуты лучше обратиться к родителям.
    2. Рабочие материалы пополняются диктовкой словосочетаний:
      неуважение к мнению других; невнимание к настроению, желанию другого; неумение понять; неуживчивый характер; нетерпимость к мелким недостаткам, невоспитанность; отсутствие этики. (Попутно объясняются орфограммы).
    • Каким отношениям соответствуют эти слова? К ссорам
    • К чему приводят эти отношения? К конфликтам
    • А всегда ли конфликты - зло? Во всех ли жизненных ситуациях следует улаживать дело мирно, без открытого конфликта?

    Предлагается учащимся высказать сою точку зрения на слова американского поэта – демократа Джеймса Лауэлла: “ Компромисс – хороший зонтик, но плохая крыша”.

    1. Далее предлагается записать слова, словосочетания, которые помогают избежать конфликта, уживаться с другими людьми.
    2. (Появляются записи: умение понять состояние другого человека, уступчивость, дружелюбие, симпатия к людям, мудрость, чуткость, воспитанность, доброта и т.д.)

      Учитель: “Но конфликты происходят не только из-за непонимания друг друга. Ребята часто обижают друг друга, порой сами того не желая. Как этого избежать?”

      Классу предлагается составить правила примирения двух сторон. (Дети работают в парах, затем эти правила зачитываются, и вырабатывается некий кодекс).

    3. Дети приводят примеры настоящей дружбы из прочитанных книг или из жизни. (К дискуссии подключаются родители со своими рассказами, происходит общий диалог – рассуждение).
    4. Записываются пословицы о дружбе.
    5. Детям показываются результаты анкеты (по 3-4 вопросу).
    6. Черты характера которые нравятся (Доброта, честность, открытость , умение добиваться цели, надежность, отзывчивость, искренность, выдержка, внешняя красота, грамотная речь и т.д.)

      Что не привлекает в друзьях? (Ложь, жадность, злость, глупость, эгоизм, тяга к деньгам, желание быть лидером, во что бы то ни стало, неумение ставить перед собой цель в жизни).

    7. Работа с фразеологизмами. О каком человеке можно сказать: “Душа общества; Собака на сене; Человек слова; Белая ворона; Ни рыба ни мясо?
    8. Повторение о типах речи и структуре текста каждого типа. Предлагаются примерные темы сочинений:
      • Мой настоящий друг.
      • Как возникла наша дружба.
      • Что принесла в мою жизнь дружба с …?
      • Лучшее, что есть у человека, - верный друг.

    (Дается возможность формулировать и самим тему сочинений).

    Здесь же читаются стихи о дружбе, авторами которых являются ученики. (Озадачены они были до урока).

    1. Слово дается родителям – экспертам. Они рецензируют выступления детей.

    В заключение урока учитель предлагает ответить на вопрос: “Что дал каждому из вас сегодняшний урок?” Ответить должен каждый, но очень кратко (одним словом, либо словосочетанием).

    Дома учащиеся прорабатывают рабочие материалы и на следующий урок пишут сочинение по выбранной теме.

    Звучит мелодия песни о дружбе, урок завершается.

    При подготовке к уроку использованы тексты из пособия:

    1. М.Б. Успенский, Н.В. Постнова, Г.П. Глазунова “Развитие русской речи учащихся, средних и старших классов”, Ленинград, “Просвещение”. Ленинградское отделение, 1988 г.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21