Преподавание русского языка Оптические явления в атмосфере. 11-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1133 Матвеева Елена Анатольевна, учитель русского языка, литературы и истории Санкт-Петербурга; Гусева Елена Викторовна, учитель физики Презентации к урокуЗагрузить презентацию (2,62 МБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию. Большое внимание в курсе физики уделяется формированию научного метода познания явлений природы, что позволяет рассматривать круг изучаемых физических процессов во взаимосвязи с другими явлениями окружающего мира. При этом реализуется деятельностный подход к обучению. Отсутствие слуха влияет на речь учащихся, на понимание смысла изучаемых явлений, на развитие абстрактно-понятийного мышления. Глухие учащиеся, усвоив определенные действия, часто повторяют их механически, с трудом устанавливают логические связи между отдельными физическими явлениями. Не менее сложно им работать с научными статьями, где описываются сложные физические процессы. На данном интегрированном уроке учащиеся работают над анализом текста, выделяя основные признаки, характерные для статьи научного стиля речи. (Приложение 2) Это позволяет им детально познакомиться с физическими явлениями и процессами, описанными в статье; выявить наиболее общие особенности текстов научного стиля. Повторение правил орфографии и пунктуации проводится в такой форме, чтобы учащиеся обращали внимание на основополагающие понятия темы. В ходе урока ученики работают с презентацией, составляют граф по теме “Солнечный свет”. (Приложение 2) Граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Граф включает: 1) выделение ключевого слова или словосочетания (прямой свет, рассеянный свет); 2) чередование существительного и глагола ( свет приходит); 3) точный выбор глагола, который связывает понятие и признак (приходит, сдвинут, наблюдаем); 4) соотнесение его с ключевым словом во избежании несоответствий и противоречий. Познавательная деятельность организуется таким образом, чтобы учащиеся смогли понять текст, выделить ключевые слова, установить логические связи, на их основе составить конспект о свойствах прямого и рассеянного солнечного света. Организация на уроке такой формы работы позволяет учащимся более глубоко проникнуть в суть изучаемой темы, способствует развитию глубины мышления, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию коммуникативных способностей. Анализ проведенной работы показал, что данный интегрированный урок в большей степени, чем обычный, способствует развитию речи глухих и слабослышащих учащихся, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Знания становятся более осознанными и прочными. Тема: “Оптические явления в атмосфере”. (Интегрированный урок по физике и русскому языку в 11-ом классе) Цель урока: Углубление межпредметных связей физики и русского языка. Задачи:
Оборудование: Компьютеры, проектор, экран, авторская презентация к уроку “Оптические явления в атмосфере”, листы ватмана, маркеры. Место проведения урока: компьютерный класс. ХОД УРОКАОрганизационный момент.Приветствие классу.МотивацияСлово учителя
– Внимательно прочитайте строки стихотворения и выберите ключевое слово. (О чем говорится в этом стихотворении?) Тема стихотворения – свет. Сегодня мы будем говорить об удивительных особенностях света. Актуализация СЛАЙД № 4– Вспомните, что значит слово “магия”? – Какой синоним можно подобрать к глаголу “манить”? – Объясните значения слов “неподвластен”, “неподвластный”. Солнечный свет, его лучи с давних времен притягивали внимание человека. О солнце, которое дарит человечеству свет, тепло, люди сочиняли стихи и песни. Человек никогда не мог управлять солнцем. Магия солнца, его тайны и загадки волновали людей. Лучи солнечного света СЛАЙД № 5
– Откуда к нам приходит свет? (ответы учащихся). – Какой свет мы наблюдаем? (ответы учащихся). Свет приходит прямо от солнца. Мы называем его прямой солнечный свет. Тема нашего урока “Оптические явления в атмосфере”. СЛАЙД № 6, 7 Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок физики и русского языка. Наша с вами задача: учиться анализировать текст, закреплять знания о лексическом и грамматическом значении слов, о правилах пунктуации, для того чтобы расширить наши знания о физических явлениях, происходящих в атмосфере. Новый материалИзложение нового материала (рассказ учителя) Солнце не только дает нам свет и тепло, но и раскрашивает все вокруг нас в радужные цвета спектра. Луч белого света на самом деле разноцветный. Это мы знаем по его отражению в капле дождя, ставшему радугой. Тогда почему для неба солнце выбрало именно голубой цвет, а не зеленый, например? Хотя очень трудно представить себе зеленое небо. СЛАЙД № 8 Землю окружает слой воздуха, которым мы дышим. В нем находится кислород, азот и углекислый газ. – Как называется этот слой воздуха? (ответы учащихся) Слой этот называется атмосферой. Толщина атмосферного слоя около 500 километров. В нем содержится воздух, которым мы дышим. – Из чего состоит воздух? (ответы учащихся) СЛАЙД № 9 Анализ таблицы “Спектр солнечного света”.Знакомство со спектральным составом солнечного света. СЛАЙД № 11, 12(Учащиеся сравнивают между собой части спектра по длине волны и частоте.) Работа с текстом “Оптические явления в атмосфере”(Учащиеся работают за компьютером. На каждом компьютере загружен текст с заданием). (Приложение 1) СЛАЙД № 13 – Сейчас вы будете работать с текстом. Ваша задача: вставить в слова пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания. Работа с текстом.(Повторяя правила русского языка, учащиеся прорабатывают ключевые понятия темы)
(При работе с текстом учащиеся могут пользоваться как текстом на общем экране, так и текстами на компьютерах) Вопросы к тексту СЛАЙД № 14I. – О чем говорится в этом тексте? (О рассеянном и прямом солнечном свете.) – К какому стилю речи относится данный текст? (Научный стиль) – Давайте докажем это. – Назовите основные признаки научного стиля (логичность, точность, обобщенность, объективность изложения.) – Главное назначение научного текста – обозначить явления, предметы, назвать и объяснить их. – Слова какой части речи преобладают в тексте? Выберите и назовите их ( имена существительные). Предложения связаны в тексте при помощи повторяющихся существительных (свет, спектр). – Какая лексика используется в тексте? В тексте используется общенаучная лексика и термины (атмосфера, спектр, максимум, энергия, молекулярное строение, световые волны), отсутствует образная лексика. – Обратите внимание на глаголы. Определите их время, вид, лицо. ( В тексте преобладают глаголы настоящего времени,3-го лица, несовершенного вида : происходит, отличается, заключается, становится. Глаголы такой формы помогают понять обобщенность и объективность происходящих явлений. Не используются глаголы 1-го, 2-го лица.) II. В каком слове (словах) пропущена буква на правило:
(Учащиеся приводят примеры слов из текста на заданные правила. Выбранные слова являются основополагающими для понимания текста и составления графа “Солнечный свет”). III.
В научной речи широко используются причастные обороты, служащие средством логического уточнения явлений (свет,(какой) доходящий …; рассеянный..); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, помогают объяснить закономерности происходящих явлений (предложение 10). Составление графа-схемы “Солнечный свет” (общий экран, презентация)СЛАЙД № 15
Совместная работа учителя русского языка и физики.Вопросы для составления графа-схемы: Назовите виды солнечного света, о которых говорится в тексте? Откуда приходит свет? Какое рассеивание света в атмосфере? Куда сдвинут максимум излучения? Какие явления мы наблюдаем? СЛАЙД № 16 Какого цвета солнце, облака, если в воздухе много влаги, пыли? СЛАЙД № 17 Выводы:Некоторые цвета спектра с большей длиной волн, такие как красный и оранжевый почти не рассеиваются. На закате солнца слой атмосферы увеличивается во много раз, спектру труднее проходить через него, и поскольку синия и голубая краски рассеялись, к вечеру их остается все меньше в палитре небесных цветов. Только одна краска остается нетронутой – красная. Вот ее то мы и видим на закате в небе. И само солнце видится нам тогда красным. Конечно, в другой части планеты небо в этот момент голубое, там рассеиваются короткие лучи спектра. Закрепление материалаРабота в группах Составление конспекта по теме. Вторая группа – дополняет предложения по теме “Рассеянный свет”. (Задания представлены на листах ватмана. После выполнения задания учащиеся обмениваются полученной информацией, правильность ответов можно проверить на слайдах презентации). СЛАЙДЫ № 18, 19 Домашнее заданиеДополнить конспект по теме “Солнечный свет”, расставить в нем знаки препинания оформить его на слайде презентации. СЛАЙД № 20 РефлексияОтветить на вопросы анкеты.
Подведение итогов урокаПонравился ли вам интегрированный урок русского языка и физики? Чем мы занимались на уроке? (Что мы делали на уроке?) Хотели бы вы ещё поработать на таком уроке? Тема: Оптические явления в атмосфере. (Интегрированный урок по физике и русскому языку в 11-ом классе) Таблица для оформления урока Виды деятельности учителей и учащихся во время урока
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |