Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Оптические явления в атмосфере. 11-й класс
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Оптические явления в атмосфере. 11-й класс


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1133

Матвеева Елена Анатольевна, учитель русского языка, литературы и истории Санкт-Петербурга; Гусева Елена Викторовна, учитель физики

Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,62 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Большое внимание в курсе физики уделяется формированию научного метода познания явлений природы, что позволяет рассматривать круг изучаемых физических процессов во взаимосвязи с другими явлениями окружающего мира. При этом реализуется деятельностный подход к обучению.

Отсутствие слуха влияет на речь учащихся, на понимание смысла изучаемых явлений, на развитие абстрактно-понятийного мышления. Глухие учащиеся, усвоив определенные действия, часто повторяют их механически, с трудом устанавливают логические связи между отдельными физическими явлениями. Не менее сложно им работать с научными статьями, где описываются сложные физические процессы.

На данном интегрированном уроке учащиеся работают над анализом текста, выделяя основные признаки, характерные для статьи научного стиля речи. (Приложение 2) Это позволяет им детально познакомиться с физическими явлениями и процессами, описанными в статье; выявить наиболее общие особенности текстов научного стиля. Повторение правил орфографии и пунктуации проводится в такой форме, чтобы учащиеся обращали внимание на основополагающие понятия темы.

В ходе урока ученики работают с презентацией, составляют граф по теме “Солнечный свет”. (Приложение 2) Граф – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Граф включает: 1) выделение ключевого слова или словосочетания (прямой свет, рассеянный свет); 2) чередование существительного и глагола ( свет приходит); 3) точный выбор глагола, который связывает понятие и признак (приходит, сдвинут, наблюдаем); 4) соотнесение его с ключевым словом во избежании несоответствий и противоречий.

Познавательная деятельность организуется таким образом, чтобы учащиеся смогли понять текст, выделить ключевые слова, установить логические связи, на их основе составить конспект о свойствах прямого и рассеянного солнечного света.

Организация на уроке такой формы работы позволяет учащимся более глубоко проникнуть в суть изучаемой темы, способствует развитию глубины мышления, побуждает к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию коммуникативных способностей.

Анализ проведенной работы показал, что данный интегрированный урок в большей степени, чем обычный, способствует развитию речи глухих и слабослышащих учащихся, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Знания становятся более осознанными и прочными.

Тема: “Оптические явления в атмосфере”.

(Интегрированный урок по физике и русскому языку в 11-ом классе)

Цель урока: Углубление межпредметных связей физики и русского языка.

Задачи:

  1. Расширить знания учащихся о причинно-следственных связях световых явлений в атмосфере.
  2. Вырабатывать аналитические умения при работе с текстом научного стиля.
  3. Закрепить знания учащихся об основных правилах орфографии и пунктуации.
  4. Развивать познавательные интересы учащихся на материале урока.
  5. Формировать навыки общения, умения работать в группах.

Оборудование:

Компьютеры, проектор, экран, авторская презентация к уроку “Оптические явления в атмосфере”, листы ватмана, маркеры.

Место проведения урока: компьютерный класс.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Приветствие классу.

Мотивация

Слово учителя

Русский язык и физика
На нашем уроке встречаются.
Открыть нам загадки света
Сегодня они собираются.
Солнечный свет всегда неподвластен, (текст представлен на слайде) СЛАЙД № 3
Манит людей тайной прекрасной.
То ласковый он, то – обжигающий
Магией солнца волнует играющей.

– Внимательно прочитайте строки стихотворения и выберите ключевое слово. (О чем говорится в этом стихотворении?)

Тема стихотворения – свет. Сегодня мы будем говорить об удивительных особенностях света.

Актуализация СЛАЙД № 4

– Вспомните, что значит слово “магия”?

– Какой синоним можно подобрать к глаголу “манить”?

– Объясните значения слов “неподвластен”, “неподвластный”.

Солнечный свет, его лучи с давних времен притягивали внимание человека. О солнце, которое дарит человечеству свет, тепло, люди сочиняли стихи и песни. Человек никогда не мог управлять солнцем. Магия солнца, его тайны и загадки волновали людей.

Лучи солнечного света СЛАЙД № 5

Всех согревают на планете,
Даруют радость и тепло.
С восходом солнца на душе светло.

– Откуда к нам приходит свет? (ответы учащихся).

– Какой свет мы наблюдаем? (ответы учащихся).

Свет приходит прямо от солнца. Мы называем его прямой солнечный свет.

Тема нашего урока “Оптические явления в атмосфере”. СЛАЙД № 6, 7

Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок физики и русского языка. Наша с вами задача: учиться анализировать текст, закреплять знания о лексическом и грамматическом значении слов, о правилах пунктуации, для того чтобы расширить наши знания о физических явлениях, происходящих в атмосфере.

Новый материал

Изложение нового материала (рассказ учителя)

Солнце не только дает нам свет и тепло, но и раскрашивает все вокруг нас в радужные цвета спектра. Луч белого света на самом деле разноцветный. Это мы знаем по его отражению в капле дождя, ставшему радугой. Тогда почему для неба солнце выбрало именно голубой цвет, а не зеленый, например? Хотя очень трудно представить себе зеленое небо. СЛАЙД № 8

Землю окружает слой воздуха, которым мы дышим. В нем находится кислород, азот и углекислый газ.

– Как называется этот слой воздуха? (ответы учащихся)

Слой этот называется атмосферой. Толщина атмосферного слоя около 500 километров. В нем содержится воздух, которым мы дышим.

– Из чего состоит воздух? (ответы учащихся) СЛАЙД № 9
Воздух состоит из молекул, в которых свет отражаться не может. Он на них рассеивается. Электроны в молекуле попадают под воздействие падающего на них солнечного света и начинают его излучать. А сам свет при этом рассеивается. И этот рассеянный свет мы видим с Земли. СЛАЙД № 10

Анализ таблицы “Спектр солнечного света”.

Знакомство со спектральным составом солнечного света. СЛАЙД № 11, 12

(Учащиеся сравнивают между собой части спектра по длине волны и частоте.)

Работа с текстом “Оптические явления в атмосфере”

(Учащиеся работают за компьютером. На каждом компьютере загружен текст с заданием). (Приложение 1)

СЛАЙД № 13

– Сейчас вы будете работать с текстом. Ваша задача: вставить в слова пропущенные буквы и расставить недостающие знаки препинания.

Работа с текстом.

(Повторяя правила русского языка, учащиеся прорабатывают ключевые понятия темы)

  1. Учащиеся читают текст, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания.
  2. Учитель проверяет работы учащихся
  3. Текст появляется на общем экране.
  4. Учащиеся с учителем отвечают на вопросы, анализируют ошибки.

(При работе с текстом учащиеся могут пользоваться как текстом на общем экране, так и текстами на компьютерах)

Вопросы к тексту СЛАЙД № 14

I. – О чем говорится в этом тексте? (О рассеянном и прямом солнечном свете.)

– К какому стилю речи относится данный текст? (Научный стиль)

– Давайте докажем это.

– Назовите основные признаки научного стиля (логичность, точность, обобщенность, объективность изложения.)

– Главное назначение научного текста – обозначить явления, предметы, назвать и объяснить их.

– Слова какой части речи преобладают в тексте? Выберите и назовите их ( имена существительные). Предложения связаны в тексте при помощи повторяющихся существительных (свет, спектр).

– Какая лексика используется в тексте? В тексте используется общенаучная лексика и термины (атмосфера, спектр, максимум, энергия, молекулярное строение, световые волны), отсутствует образная лексика.

– Обратите внимание на глаголы. Определите их время, вид, лицо. ( В тексте преобладают глаголы настоящего времени,3-го лица, несовершенного вида : происходит, отличается, заключается, становится. Глаголы такой формы помогают понять обобщенность и объективность происходящих явлений. Не используются глаголы 1-го, 2-го лица.)

II. В каком слове (словах) пропущена буква на правило:

  1. Безударные гласные корня слова.
  2. Правописание глухих и звонких согласных. Непроизносимые согласные.
  3. Правописание приставок, изменяющихся на письме.
  4. Правописание “н” и “нн” в прилагательных.
  5. Правописание сложных слов.
  6. Правописание падежных окончаний существительных.

(Учащиеся приводят примеры слов из текста на заданные правила. Выбранные слова являются основополагающими для понимания текста и составления графа “Солнечный свет”).

III.

  1. В каких предложениях пропущены знаки препинания? (1,2, 5, 6, 8,9,10)
  2. Почему необходимо поставить запятую во втором предложении? (Причастный оборот)
  3. Найдите ещё предложения с причастным оборотом? (1,8)
  4. Выберите из текста сложноподчиненные предложения. Определите их вид. (6, 9, 10)
  5. Выделите грамматические основы в 4, 5, 6, 7, 8 предложениях?

В научной речи широко используются причастные обороты, служащие средством логического уточнения явлений (свет,(какой) доходящий …; рассеянный..); сложноподчиненные предложения с придаточными причины, помогают объяснить закономерности происходящих явлений (предложение 10).

Составление графа-схемы “Солнечный свет” (общий экран, презентация)

СЛАЙД № 15

(На слайде презентации учащиеся совместно с учителем составляют графическую цепочку: какие явления можно наблюдать в атмосфере при прямом и рассеянном солнечном свете.)

При составлении графа-схемы учащиеся постоянно возвращаются к слайду с текстом. При работе они пользуются индивидуальными текстами на компьютерах и текстом на общем экране. (При нажатии на надпись “Солнечный свет” происходит возвращение на слайд №14, при нажатии курсора на любом месте текста происходит возврат на слайд №15).

Совместная работа учителя русского языка и физики.

Вопросы для составления графа-схемы: Назовите виды солнечного света, о которых говорится в тексте? Откуда приходит свет? Какое рассеивание света в атмосфере? Куда сдвинут максимум излучения? Какие явления мы наблюдаем? СЛАЙД № 16 Какого цвета солнце, облака, если в воздухе много влаги, пыли?

СЛАЙД № 17

Выводы:

Некоторые цвета спектра с большей длиной волн, такие как красный и оранжевый почти не рассеиваются. На закате солнца слой атмосферы увеличивается во много раз, спектру труднее проходить через него, и поскольку синия и голубая краски рассеялись, к вечеру их остается все меньше в палитре небесных цветов. Только одна краска остается нетронутой – красная. Вот ее то мы и видим на закате в небе. И само солнце видится нам тогда красным. Конечно, в другой части планеты небо в этот момент голубое, там рассеиваются короткие лучи спектра.

Закрепление материала

Работа в группах

Составление конспекта по теме.
Первая группа учащихся дополняет предложения, связанные с темой “Прямой свет”.

Вторая группа – дополняет предложения по теме “Рассеянный свет”.

(Задания представлены на листах ватмана.

После выполнения задания учащиеся обмениваются полученной информацией, правильность ответов можно проверить на слайдах презентации). СЛАЙДЫ № 18, 19

Домашнее задание

Дополнить конспект по теме “Солнечный свет”, расставить в нем знаки препинания оформить его на слайде презентации. СЛАЙД № 20

Рефлексия

Ответить на вопросы анкеты.

  1. С каким настроением ты работал?
  2. Доволен ли ты собой?
  3. Комфортно (удобно) ли было работать в группе?
  4. Какие затруднения возникли в ходе работы?
  5. Чтобы ты изменил в уроке?

Подведение итогов урока

Понравился ли вам интегрированный урок русского языка и физики?

Чем мы занимались на уроке? (Что мы делали на уроке?)

Хотели бы вы ещё поработать на таком уроке?

Тема: Оптические явления в атмосфере.

(Интегрированный урок по физике и русскому языку в 11-ом классе)

Таблица для оформления урока

Виды деятельности учителей и учащихся во время урока

Время

Этапы урока

Деятельность учителей

Деятельность учащихся

Учитель русского языка

Учитель физики

1 мин. Организационный момент Приветствие классу Приветствие классу

Приветствие

2 мин. Мотивация Пролог урока.

Определение темы урока.

Показ слайда № 3

Определение темы урока. Слушают вступительное слово учителей. Участвуют в обсуждении.
3 мин. Актуализация Организует работу по лексическому анализу слов. Слайд № 4,5

Формулирует цель урока.

Показ слайда № 6, 7

Проводит повторение основных понятий по теме. Формулирует тему и цель урока.

Слайд 6.7

Участвуют в обсуждении. Повторяют основы, изученного ранее материала, делают записи в тетрадях.
3 мин. Изложение нового материала Показ слайдов № 8, 9, 10 Формулирование проблемного вопроса Организует объяснение нового материала. Слушают объяснения, участвуют в беседе, отвечают на вопросы, задают вопросы.
4 мин. Анализ таблицы “Спектр солнечного света” Показ слайдов № 11, 12 Анализирует таблицу. Задает вопросы учащимся. Сравнивают между собой части спектра по длине и частоте.
8 мин. Работа с текстом “Оптические явления в атмосфере”.

Анализ текста.

Формулирует цель работы с текстом, консультирует учащихся.

Анализирует текст по вопросам.

Показ слайда № 13

Показ слайда №14

Учащиеся работают с текстом на компьютере.

Совместно с учителем анализируют текст, выделяя ключевые слова и понятия.

8 мин. Конструктор задач. Составление графа-схемы “Солнечный свет”. Организует работу по составлению графа-схемы “Солнечный свет”.

Показ слайдов №14, 15, 16, 17

Комментирует конструктор задач.

Задает вопросы учащимся.

Комментарии по теме.

Находят в тексте ответы на вопросы, выделяют основные физические понятия. Составляют графич. схему “Солнечный свет”. Слайд № 15
5 мин Закрепление изученного материала. Практическое применение новых знаний. Организует работу в группах.

Консультирует учащихся.

Показ слайдов № 18, 19

Организует работу в группах.

Консультирует учащихся.

Организует выступления учащихся.

Работа в группах.

Составляют конспекты по теме.

Участвуют в обсуждении.

2 мин. Задание на дом. Задает домашнее задание.

Показ слайда № 20

Задает домашнее задание. Записывают домашнее задание.
2 мин. Рефлексия. Организует ответы на вопросы. (Анкета) Организует ответы на вопросы. (Анкета) Отвечают на вопросы о проведенном уроке.
2 мин. Подведение итогов. Подводит итог урока, выставляет оценки. Подводит итог урока, выставляет оценки. Визуальное восприятие

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21