Преподавание русского языка Сложноподчиненные предложенияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 3444 Малашенко Мария Викторовна, учитель русского языка и литературы Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения. Задачи урока. Обучающие задачи: – закрепить полученные знания о СПП; – тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении; – обучать школьников лингвистическому анализу текста. Развивающие задачи: – формировать умения, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;
Воспитательные задачи: – воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;
Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний). Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера) Оборудование урока:
План урока:
Ход урока1. Орг. момент.2. Постановка темы и цели урока:Слово учителя: Здравствуйте дети! откройте тетради, запишите дату и тему урока. Определите пожалуйста по этой теме наши цели урока. (Ответы учащихся) Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: “Сравнивать, углублять, закреплять”. Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков. 3. Повторение изученного:а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример. – Что такое СПП? (Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.) – Какие виды СПП вы знаете? Приведите пример. Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2. Чтобы творить. Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. б) Практическое: Работа с буклетом. Верно ли утверждение, что: 1. Союзы что, если, где – подчинительные? После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”. Задание 2. Заполните "слепую" схему. Следующее задание – это заполнить “Слепую схему”
Задание 3. И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. (придат.оределит.) Скажите, когда отправляется поезд.(придат.изъяснит.) Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.(придат.времени) 4. Творческое задание– Перед вами конверты, в которых находятся слова. Вы должны сейчас собрать “рассыпанные” предложения. Запишите, что у вас получилось, подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Работаем в парах. На эту работу отводится 5 минут. 1 ряд. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы. (придат.определ.) 2 ряд. В течении нескольких дней было так холодно, что занятия отменили. (придат.степени) 3 ряд. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (придат.причины) – Перед тем как мы с вами продолжим нашу работу проведем гимнастику для глаз. Ах, как долго мы писали 5. Исследовательская работа по группам.Разговорный стиль На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю. – Кто это? – спросил я. – Коростель, его ещё дергачём зовут, – ответил Пётр Иванович… – А какой же он с виду? – спросил я. – Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий “От первых проталин до первой грозы”). Официально-деловой стиль Директору управления Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами. Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера. 6 октября 1998 г. Петров. Научный стиль Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований. (Б.Б. Буховцев и др. Физика.). Художественный стиль Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его… (Л.Н. Толстой) Публицистический стиль “Нужны ли современному человеку стихи?” (1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. (2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. (5) А тут переборола себя. (6) Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь. (8) И стала читать стихи, которые люблю. (9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. 7 6. Домашнее задание.7. Итог урока.Цель: – Достигли ли мы этой цели? 2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы? Оценки учащимся за урок. 8. Рефлексия.“Давайте пошушукаемся”. Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете. Запишите ваши отзывы на карточке:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |