Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Сложноподчиненные предложения
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Сложноподчиненные предложения


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 3429

Малашенко Мария Викторовна, учитель русского языка и литературы

Цель урока: обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока.

Обучающие задачи:

– закрепить полученные знания о СПП;

– тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

– обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: формировать умения, выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

  • развивать умения, анализировать и оценивать собственную деятельность;
  • развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

  • воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Тип урока – комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Оборудование урока:

  • раздаточный материал – буклеты,

План урока:

1.Орг. момент.
2. Постановка темы и цели урока.
3. Повторение изученного:
а) теоретическое;
б) практическое (работа с буклетом).
Цифровой диктант.
Заполнение “слепой” схемы.
Соединение предложений.
4. Творческое задание.
5. Исследовательская работа по группам.
6. Домашнее задание (дифференцированное).
7.Подведение итогов уроков.
8. Рефлексия.

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

Здравствуйте дети! откройте тетради, запишите дату и тему урока. Определите пожалуйста по этой теме наши цели урока. (Ответы учащихся)

Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: “Сравнивать, углублять, закреплять”. Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

3. Повторение изученного:

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

– Что такое СПП?

(Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.)

– Какие виды СПП вы знаете? Приведите пример.

Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2. Чтобы творить.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса от главной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы.

б) Практическое: Работа с буклетом.
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет – "0". Затем обменяетесь тетрадями и проверим. (Читаю 2 раза)

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который...). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

“101 100 101”.

Задание 2. Заполните "слепую" схему.

Следующее задание – это заполнить “Слепую схему”

определительные ? обстоятельственные
? Падежные вопросы ?

Задание 3.
Работа у доски. Определите вид придаточных. Составьте схемы.

И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет. (придат.оределит.)

Скажите, когда отправляется поезд.(придат.изъяснит.)

Сердце мое заныло, когда очутились мы в давно знакомой комнате.(придат.времени)

4. Творческое задание

– Перед вами конверты, в которых находятся слова. Вы должны сейчас собрать “рассыпанные” предложения. Запишите, что у вас получилось, подчеркивая основы и расставляя знаки препинания. Работаем в парах. На эту работу отводится 5 минут.

1 ряд. Есть люди, без которых трудно представить себе существование общества и литературы.

(придат.определ.)

2 ряд. В течении нескольких дней было так холодно, что занятия отменили. (придат.степени)

3 ряд. Лес стоял тихий и молчаливый, потому что главные певцы улетели. (придат.причины)

– Перед тем как мы с вами продолжим нашу работу проведем гимнастику для глаз.

Ах, как долго мы писали
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

5. Исследовательская работа по группам.

  • Класс делится на 5 групп.
  • Каждая группа анализирует текст на карточке.
  • Нужно определить стиль речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

– Кто это? – спросил я.

– Коростель, его ещё дергачём зовут, – ответил Пётр Иванович…

– А какой же он с виду? – спросил я.

– Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий “От первых проталин до первой грозы”).

Официально-деловой стиль

Директору управления
Информационных
технологий Иванову А. И.
программиста Петрова В.В.
докладная записка.

Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийного компьютера.

6 октября 1998 г. Петров.

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы: физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

(Б.Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л.Н. Толстой)

Публицистический стиль

“Нужны ли современному человеку стихи?”

(1) Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. (2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. (5) А тут переборола себя. (6) Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь. (8) И стала читать стихи, которые люблю. (9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой. 7

6. Домашнее задание.

  • Написать сочинение-миниатюру на тему: “Сложноподчиненное предложение вокруг нас”.

7. Итог урока.

Цель:
1Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

– Достигли ли мы этой цели?

2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

8. Рефлексия.

“Давайте пошушукаемся”.

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

  • Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________
    ______________________________________________
  • Что понравилось на уроке?______________
    ___________________________________________
  • Что не понравилось ?____________________
    ___________________________________________

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21