Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок по теме "Правописание частиц"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Урок по теме "Правописание частиц"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2134

Шилова Мария Борисовна, учитель русского языка и литературы

Цель:

  1. Ученик научится раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки
  2. Ученик получит возможность применять правило в различных ситуациях.

Задачи:

  1. Актуализировать знания учащихся о разрядах частиц бы, ли, же, -то, -ка, -таки посредством использования приема “снежный ком”.
  2. Обеспечить условия для понимания учащимися правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  3. Проверить знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

Деятельностные единицы учения:
– правило о раздельном написании частиц же, ли, бы и дефисном написании -то, -ка;
– понятия (частица, разряды частиц, дефис).

Ход урока

Организационный момент.

1. Организация демонстрации овладения учащимися имеющимися знаниями.

– Какую часть речи изучаем?
– Назовите разряды частиц и приведите примеры. (Используется прием “снежный ком”.)

Обобщение учителя.

2. Самооценивание степени владения актуальным опытом.

Задание: заполнить (дополнить) таблицу. (Учащиеся работают в парах.)

Разряды Примеры частиц
Усилительные
Вряд ли, едва ли, авось
Отрицательные
Разве, неужели, ли (ль), что ли, что
Восклицательные
Именно, как раз
Выделительные, ограничительные
Это, вон, а вон, вот, а вот
Формообразующие (сослагательное наклонение глагола)
Пусть, пускай, да, давай, давайте

3. Определение цели и задач урока:

– Перед вами предложения, сколько ошибок допустил ученик?

  1. Так пойдика, попляши!
  2. Я хотел бы знать наверняка.
  3. Пойдешьли ты сегодня на тренировку?
  4. Подумайже об этом.

– Учащиеся высказывают предположения.
– Какова же цель и задачи нашего урока?

Учащиеся высказываются. Учитель обобщает: “Цель урока научиться раздельному написанию частиц же, ли, бы и дефисному написанию -то, -ка, -таки; научиться применять правило в различных ситуациях.”

Задачи:

  1. Понять правила написания частиц через наблюдения и выводы.
  2. Продемонстрировать знания, умения учащихся в процессе самоконтроля.

4 .Учебно-практическая задача.

– Прочитайте сочетания и запишите их, распределив на две группы. (Самостоятельно.)

Знал бы ты, дел-то много, был ли ты, смотри-ка, ну-ка, смотри же.

– Проверка. Почему так распределили?
– Определим разряд частиц, роль каждой частицы.
– Сделаем вывод: как пишутся частицы. (Составим таблицу.)

Дефисные написания Раздельные написания

5. Сообщение учащимися пределов познания (как максимум, как минимум).

(Написание частицы бы мы знаем – звучит правило о написании частицы бы с глаголом сослагательного наклонения. Написание частицы ЛИ мы не изучали – надо писать ее отдельно от слова и т.д.)

6. Организация изучения нового материала. (Групповая работа.)

1) Продолжить запись, приведя 5–6 примеров:

1-я группа: ли Знал ли, …
– то Сестра-то ушла, …

2-я группа: же Какой же ты друг …
– ка Посмотри – ка вправо…

3-я группа: бы Хотел бы пойти?...
– то Он-то был на собрании….

Выполняя работу, учащиеся демонстрируют уровень овладения новым способом действий.

2) Запишите предложения, в которых выделенное слово пишется раздельно.

(Задание с “ловушкой”.)

А) Как (бы) ни старался, не может прибавить себе роста.
Б) Оденьтесь теплее, что (бы) не простудиться.
В) Ребята! Не Москва (ль) за нами?
Умремте (ж) под Москвой, как наши братья умирали.
Г) Скажи (ка), дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?

– Почему не записали второе предложение? (Здесь подчинительный союз.)
– В какой речевой ситуации звучат данные частицы? Для какого стиля речи характерны?

7. Обобщение изученного. Проведение диагностической работы.

– Напишите эссе:

1) Что я понял о правописании частиц ли, же, бы, -то, -ка, -таки?
2) Какие вопросы возникли?
3) Что осталось непонятым?

8. Домашнее задание:

На выбор:

  1. № 453 (306), правило.
  2. Выписать из художественных произведений предложения с каждой частицей.
  3. Придумать сказку о приключениях частицы -ка, можно о другой.

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21