Преподавание литературы Дети-инвалиды — полноправные члены обществаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1196 Рычкова Наджия Рафгатовна, учитель русского языка и литературы Тема: Дети-инвалиды – полноправные члены общества. Цели:
Словарная работа: инвалид, ограниченные возможности. Обеспечение: тексты стихотворений, подобранных выступающими на уроке, модель профессора Эрики Шухардт, основные положения Учения Саи, подбор литературы по теме «Дети-инвалиды», оформленный стенд «Самые, самые…» Эпиграф: Инвалиды – это те же люди, только самые, самые… ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Подведение итогов анализа этюда Короленко «Слепой музыкант» 1. Слово учителя. Этюд В.Г. Короленко о горестях и радостях слепого от рождения панича Петруся Попельского. Подзаголовком – «этюд» – автор, очевидно, хотел выразить экспериментальный характер своего произведения, связанный не только с чисто литературными, но и с естественнонаучными, медицинскими проблемами. О теме своего произведения Короленко так рассуждал в одном из писем: «Мне говорили часто и говорят ещё теперь, что человек может тосковать лишь о том, что он испытал. Слепорожденный не знал света и не может тосковать по нему. Я вывожу это чувство из давления внутренней потребности, случайно не находящей приложения. Концевой аппарат испорчен – но весь внутренний аппарат, реагировавший на свет у бесчисленных предков, остался и требует своей доли света». 2. Чтение стихотворения Станислава Титова 1-й ученик.
3. Обсуждение стихотворения: – Какое впечатление произвело на вас стихотворение юноши? 4. Сообщение учащегося: В толковом словаре даётся значение этого слова. Детьми-инвалидами считаются «дети с физическими или умственными нарушениями, которые имеют долгосрочное отрицательное влияние на повседневную жизнь ребенка». Человеком с инвалидностью считается человек с нарушением физического или умственного здоровья. К таким нарушениям можно отнести:
5. Проблемный вопрос. Ребята, вы когда-нибудь задумывались о том, как себя чувствуют дети-инвалиды в среде физически и умственно здоровых людей? 2-й ученик. Я общался с ребятами-инвалидами в сети Интернета. Вот несколько строк из контактов, которые я переработал. Мне самому стало больно, когда я их читал. а) Я всегда старалась понять: почему инвалид, у которого свои взгляды и привычки, который отличается от всех, становится ненавистен обществу, где живет? Мне и так было больно. Окружающие же подавляли меня, как могли. Я так устала от зла и непонимания, что стала просто призраком, скрывающимся от людей. б) Практически вся моя действительность заключена в четырех стенах дома. Всегда с нетерпением жду весну и лето, когда появляется хоть какая-то возможность общения с природой и людьми. Порой чувствуешь свою убогость так остро, что начинаешь задыхаться от безысходности и одиночества. Но я стараюсь не поддаваться отчаянию. Не строю "воздушных замков", живу в реальном мире, не верю никому и ничему, не думаю о будущем. – Ребята, я считаю, что нельзя оставлять без внимания такие признания. Я сам начал переписываться с одним парнем, он с детства сидит в инвалидной коляске. Оказалось, что он выжигает картины по дереву. Мы с ним теперь часто общаемся, на днях я встречаюсь с ним, хочу показать свои работы. Думаю, что и ему со мной станет интересно. 5. Чтение стихотворения Тамары Муруновой 3-я ученица.
6. Обсуждение стихотворения – Какое впечатление произвело на вас стихотворение Тамары? 7. Проблемный вопрос. Как выжить человеку с ограниченными возможностями в мире непонимания и неприятия окружающих? (В России среди инвалидов только 8 % находят силы, чтобы жить полноценной жизнью. Да, очень трудно смотреть на мир «иными глазами», но мир этот существует, и все мы живем в нем. В нашей стране инвалид не должен чувствовать себя изгоем только потому, что здоровый чиновник не научился думать о них, принимая решение.) 8. Сообщение «Спираль профессора Эрики Шухардт» 4-й ученик. Проанализировав более тысячи судеб инвалидов, в том числе собственную, профессор Эрика Шухардт смоделировала определенный стереотип развития самосознания и психики человека, ставшего инвалидом. Модель проста и наглядна, полезна не только самим инвалидам и их близким, но и реабилитологам. Первая стадия: Инвалидность! Внезапный удар молнии, стресс. Это боль и беспомощность, потеря ощущения времени и пространства. Неспособность понять, что же с тобой произошло. Вторая стадия: Почему я, а не кто-то другой? ...Первая попытка осознания случившегося, осмысления своего нового положения, статуса, возможных последствий. Третья стадия: Чем так, лучше никак! Агрессия ко всему окружающему. Затем состояние полной безнадежности, апатии... Появляется желание расстаться с жизнью. Многие прогоняют эти мысли сами. Другим требуется помощь... Четвертая стадия: Попытка всплыть, удержаться. Переговоры с Богом, врачами. Лихорадочный поиск выхода из кажущегося безвыходным положения. Обнаружение спасательной соломинки, но... опять опасность!.. Необходима всеобщая бдительность. Пятая стадия: Опять депрессия, ощущение бесполезности всех предыдущих попыток справиться с бедой. Потеря друзей, работы. Возможны алкоголь, наркотики. Это очень опасно! На этом рубеже останавливаются около двух третей инвалидов. При постоянных периодах одиночества и притупления бдительности окружающих возможны самые печальные последствия. Здесь очень важно помочь человеку быстрее перейти в следующую стадию. К сожалению, это удается лишь двадцати процентам инвалидов! Шестая стадия: Спасение утопающего – дело рук самого утопающего. Седьмая стадия: Жизнь снова прекрасна и удивительна. Идет процесс уверенного и спокойного самоутверждения. Цель становится все реальнее и ближе. И вот она достигнута! Жизнь приобрела не только смысл, но и перспективу, созданную твоими руками, твоим умом, твоим упорным, несгибаемым, мощным характером. Но это еще не вершина. Восьмая стадия: Приобретение равных прав и возможностей со здоровыми людьми. До вершины спирали доходят лишь единицы. 9. Проблемный вопрос. Имеет ли каждый ученик-инвалид равные с другими возможности внутри школы? Примерные ответы учащихся:
НО
10. Следующие выступающие выбрали три жизненные позиции людей с ограниченными возможностями. 5-й ученик. Строки из письма Бедная моя Россия, как трудно быть инвалидом в твоих просторах!.. Тем более оставаться при этом еще человеком... Это там, в цивильных странах, на больного смотрят как на равного, которому просто труднее, чем здоровому и все. Нам приходится лишь вздыхать, читая или слушая рассказы об этом, понимая – нам до всего этого не дожить, не дотянуть... Обсуждение: выскажите свое мнение, каким настроением дышит это письмо? (В этом отрывке можно отметить отчаяние человека, уже не надеющегося на изменения отношения государства и окружающих людей к инвалидам в лучшую сторону). 6-й ученик. Чтение стихотворения Сергея Ольгина
Обсуждение стихотворения: – Каким духом проникнуто стихотворение С. Ольгина? 7-й ученик. Чтение стихотворения Антона, 12-ти лет.
Обсуждение стихотворения: – Как вы думаете, почему для Антона создают проблему ступени? (Они вынуждают остановиться) III. Итоги урока – По-разному люди воспринимают свою инвалидность, но если вас, ребята, сведет жизнь с людьми с ограниченными возможностями, не отталкивайте их, а напомните им положения Учения Саи (положения для людей с ограниченными возможностями)
– И мы, ребята, должны всячески помогать преодолевать трудности людям, которые нуждаются в нашей помощи, и в наших силах эту помощь оказать. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |