ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка

Вы просматриваете сокращённую версию работы.
Чтобы просмотреть материал полностью, нажмите:

 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Сочинения по литературе и русскому языку

Статья: Образ Иисуса в Евангелиях

Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 666

Абельтин Э.А.

Во всех евангелиях рассказу о деяниях Иисуса предшествует повествование об Иоанне Крестителе, который является как бы предтечей Иисуса.

Во время царствования Ирода праведной жизнью жили священник, по имени Захария и его жена Елисавета, которая была бесплодна. Они уже не ждали ребенка, поскольку оба достигли преклонных лет.

Однажды, когда Захария был на службе в храме, по правую сторону жертвенника появился архангел Гавриил и "благовестил" священнику, что у Елисаветы родится сын, которого назовут Иоанном и который будет по силе и духу похож на Илию. Захария, разумеется, усомнился в словах ангела, за что был "наказан молчанием" до момента рождения сына.

Елисавета действительно забеременела. В шесть месяцев ее навестила, нареченная Иосифа, также узнавшая от архангела Гавриила, что она зачала от Святого Духа и родит сына. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, то "взыграл младенец во чреве ее", и она приветствовала Марию как Мать своего Бога. Мария провела у сестры Елисаветы три месяца, а потом вернулась домой. Елисавета произвела на свет сына. На восьмой день над ним совершили обряд обрезания и хотели назвать Захарией по имени отца. Но родители назвали его Иоанном, хотя у него не было родственников с таким именем. После этого Захария заговорил и начал благословлять Бога.

Через тридцать лет Иоанн начал служение. До этого он находился в пустынях Иудеи, носил одежду из верблюжьего волоса, питался акридами и диким медом. Иоанн призывал людей к покаянию, пророчествовал о приходе Мессии. Те, кто верил в его пророчества и ждал прихода Мессии крестились в водах реки Иордан, каялись в грехах. Иисус также отправился к Иоанну, чтобы получить крещение.

Слушая проповеди Иоанна, народ решил, что он и есть долгожданный Мессия. Иоанн, однако, заявил, что истинный Мессия придет вслед за ним, сам же Иоанн недостоин развязать ремень обуви Мессии и указал на Иисуса "Вот Агнец Божий, который берет на себя грех мира... И я видел и засвидетельствовал, что сей есть Сын Божий".

Ирод (сын Ирода I Антипы) отнял у своего брата Филиппа жену Иродиаду, Иоанн же осуждал этот брак, так что у Иродиады были все основания ненавидеть Крестителя. Она хотела уничтожить Иоанна, но Ирод боялся, поскольку считал его пророком, и посадил в темницу.

Во время празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады исполнила прекрасный танец, за что царь обещал исполнить любое ее желание. Дочь спросила у матери, чего ей пожелать. Тогда Иродиада, пользуясь случаем, велела дочери просить голову Иоанна Крестителя. Ироду пришлось приказать отрубить голову Иоанну Крестителю и принести ее на блюде царевне. Она отнесла голову матери. Ученики Иоанна взяли его тело и погребли. Иоанн выполнил свою великую задачу - он подготовил народ к встрече со Спасителем.

Наиболее сложным для толкования из эпизодов жизни и служения Иоанна Крестителя является факт крещения им Иисуса Христа.

Почему Тот, Кто не нуждался в покаянии, настоял на принятии Им крещения, символизирующего очищение, исповедание и покаяние, нигде не объясняется. Распространенная точка зрения - необходимость "помазания" (благословения, возведения в определенный ранг) Иисуса для служения в качестве Человека, для воссоединения его с израильтянами, принявшими крещение от Иоанна.

Важно и то, что в момент крещения впервые во всей полноте проявляется Святая Троица: "и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение". Подтверждается и человеческое воплощение Иисуса и Его божественная слава.

Рождение Иисуса. О рождении Иисуса подробно рассказывается в двух евангелиях - Матфея и Луки.

В евангелии от Луки рассказывается, что благую весть о скором рождении Иисуса принес ангел Гавриил, тот самый, что благовестил Елисавете об Иоанне Крестителе. Бог послал Гавриила в город Назарет, к девушке из рода царя Давида, по имени Мария, обрученной с Иосифом. Ангел сказал Марии: "... благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами". Мария смутилась от этих слов, а ангел продолжал: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога; и вот зачнешь во чреве и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". Мария спросила, каким же образом это произойдет, ведь она не познала мужа. Ангел сказал, что Святой дух найдет на нее, сила Всевышнего осенит деву, поэтому рожденный Ею Сын будет Сыном Божьим. Все это во власти Бога, ведь и бесплодная Елисавета зачала сына. Тогда Мария сказала: "се раба Господня, да будет мне по слову твоему".

Рассказывая о рождении Иоанна и Иисуса, евангелист Лука уже с самого начала подчеркивает, что Мессией будет Иисус, а Иоанн - Его предтечей.

В евангелии от Матфея учение о приходе Мессии излагается следующим образом: один из пророков (Исайя) предсказал, что Мессия будет рожден

Девой. Другими словами, если Иисус - Мессия - родится от Непорочной Девы, то отцом Его не мог быть обыкновенный человек. Иосиф, узнав о беременности Марии, хотел тайно отпустить ее, но к нему во сне явился ангел, который сказал, что ему нечего бояться принять в дом Марию, поскольку Она понесла от Святого Духа, а рожденный ею Сын будет Спасителем рода человеческого.

Лука сообщает, что Иосиф и Мария были жителями Назарета, им пришлось пойти в Вифлеем, откуда происходил их род, чтобы выполнить указ императора Августа о переписи населения. Мария была в это время на сносях. Здесь в Вифлееме, городе Давида, Мария родила Сына, запеленала Его, а поскольку "не было мест в гостинице", произошло это в пригороде Вифлеема, в пещере для содержания овец.

Неподалеку пастухи сторожили свои стада. Вдруг перед ними появился ангел, "и слава Господня осияла их". Пастухи испугались, но ангел успокоил их и сообщил радостную весть, что родился Спаситель, которого они найдут в яслях. Затем появилось огромное количество ангелов, которые пели гимны, славящие Бога. Когда ангелы "отошли на небо", пастухи пошли в Вифлеем на поклонение Божественному Младенцу.

Мария потом часто задумывалась над словами пастухов.

Восточные мудрецы (волхвы) по звездам вычислили время рождения Спасителя и вслед за появившейся новой (вифлеемской) звездой пришли на поклонение Христу. В Иерусалиме они встретились с Иродом и спросили: "Где родившийся Царь иудейский?" Ирод встревожился и просил волхвов на обратном пути сообщить ему о местонахождении Младенца.

Волхвы последовали за звездой, которая привела их к пещере, где находилось святое семейство. Пав перед Иисусом на колени, волхвы передали Ему дары: золото - символ власти, ладан - символ славы, смирну (миро) - символ смерти. Затем, получив во сне откровение, волхвы не пошли к Ироду, а вернулись в свои страны.

Когда они ушли, к Иосифу явился ангел и приказал ему бежать в Египет, т. к. Ирод замыслил убийство Младенца. Иосиф выполнил приказ ангела: Семейство оставалось в Египте до кончины Ирода. Ирод же, не найдя Иисуса, приказал перебить в Вифлееме всех младенцев до 2-х лет.

После смерти Ирода Иосиф, Мария и Иисус вернулись в Назарет, где и прошли детские и юношеские годы Спасителя.

Теперь обратимся к толкованиям некоторых сложных для понимания мест из евангелия от Луки и Матфея (выходные данные - в начале комментируемых цитат).

Лк. 1. 34-35. В вопросе Марии о рождении Младенца, "когда Я мужа не знаю", не содержится выражения сомнения, ни тем более неверия: это естественное желание узнать, как совершится такое необычайное рождение Царя-Мессии. Так как в это время Дева была уже обручена с Иосифом, то она этими словами показывает, что это обручение не повлечет никаких супружеских отношений между нею и Иосифом: это, так сказать, уже дело решенное.

В ответ на смиренный вопрос Девы ангел говорит, что она зачнет Сына по особому сверхъестественному действию Божию: на нее найдет Св. Дух и сила Всевышнего покроет ее. Образ заимствован от облака, закрывающего известное пространство своей тенью. Очевидно, что здесь идет речь об особом предочистительном действии духа Божия на утробу Пречистой Девы. Такое предочищение требовалось потому, что Дева, несмотря на свою чистоту, все-таки была не свободна от прародительского греха. Чтобы Сыну ее не был передан этот грех, для этого и нужно было перед зачатием очистить утробу Пречистой Девы, так, чтобы зачатый ею Младенец был безгрешен уже по началу Своей человеческой жизни.

Мтф. 2. 1. "...пришли в Иерусалим волхвы с востока..."

О происхождении волхвов, которые пришли на поклонение к Спасителю, ничего определенно не известно, кроме того, что они пришли из восточных стран по отношению к Иерусалиму. Если обратить внимание на то, что выражение ев. Матфея указывает на них как на магов-астрологов, то нельзя сомневаться, что волхвы пришли из какой-нибудь местности парфянского царства, господствовавшего тогда почти над всей Месопотамией - или из Вавилонии, или из какой-нибудь другой части Месопотамии. О вавилонских магах часто упоминается в Библии.

Мтф. 2. 2. Относительно звезды волхвов существует несколько мнений. Обратимся к убедительному мнению знаменитого астронома Кеплера (1571-1630), наблюдавшего в 1603-4 годах соединение плане