Преподавание русского языка Слово — носитель национально-культурной информации. Урок русского языкаNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1052 Клюева Наталья Витальевна, учитель русского языка, литературы, МХК Наша школа является экспериментальной площадкой “Школа - центр возрождения национальной культуры”. Возрождение национальной культуры – это не только фольклорные праздники, музейная работа, изучение национальных обычаев, традиций и ремёсел, хотя и этим мы занимаемся увлечённо и серьёзно. Влияние национальной культуры на учебный процесс сказывается в формировании учебного плана, включении в учебный план новых предметов и обновлении содержания традиционных предметов базового цикла. Нужно, чтобы школьные уроки не только учили детей учиться, пробуждали интерес к учению, но прежде всего учили бы понимать самих себя, свои национальные, психологические особенности и принимать мир таким, каков он есть. Предлагаю вашему вниманию один из таких уроков. Слово – носитель национально-культурной информации (лексическое богатство русского языка) Урок русского языка в 9-м классе. Цели:
Оформление урока: репродукции картин русских художников – пейзажи, на закрытых отворотах доски – тема урока, толкование слов и терминов (“ассоциация”, “ключевые слова”, “экспрессивный”), эпиграфы: “В начале было слово”, “Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен” (А.С.Грибоедов); на открытой части - схема создания текста “Лицо России”. Ход урока I. Вступительное слово учителя. На предыдущих уроках мы с вами, говоря о художественной выразительности русского языка, касались фонетического богатства и разнообразия нашей речи, художественных функций частей речи. На последующих – будем обращаться к особенностям русского синтаксиса. Сегодня же мы поговорим о лексическом значении слова, о той информации, что в нём заключена. Обратите внимание на формулировку темы занятия. Даже если эта формула вам сейчас не вполне понятна, в конце урока у вас должно сложиться её понимание. Кроме того, мы продолжим работу по усвоению знаний о выразительных средствах русского языка, а к концу урока, если успеем, вместе создадим текст. II. Подготовительный этап. Работа с эпиграфами. Носителями культурно-исторической информации являются прежде всего слова. Слово – хранитель и носитель всего духовного опыта народа. Давайте обратимся к эпиграфам (краткий анализ эпиграфов, особое внимание на слова “…и дым отечества нам сладок…”, т.е. даже дым, не говоря уж о родной речи). Наиболее ярко роль слова, ключевых слов проявляется в художественном произведении и прежде всего в поэтическом тексте. Как мы отличаем национальные черты текста? По многим признакам. ( В музыке тоже, вы помните, есть национальные особенности, но музыка и изобразительное искусство наиболее интернациональны.) Любое произведение искусства несёт на себе печать времени и пространства (своеобразие страны, конкретного места). Аналитическая работа. Национальное проявляется прежде всего в лексике. И прежде всего лексическими средствами рисуются национальные картины мира. У вас на партах текст стихотворения И.Дмитриева “Стонет сизый голубочек” и отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Домик в Коломне”. Поработаем с текстами. Два ученика выразительно читают тексты. Задания:
4. Выводы. Национальная ценность слова определяется теми разнообразными ассоциациями, которые оно вызывает. (Именно у человека данной нации, данного языка.) Чем больше ассоциаций, тем богаче информация. Обратимся для примера к слову берёза. III. Практическая работа. № 1 (выполняется по группам). 1 группа. Приведите примеры упоминания берёзы в фольклорных произведениях.(Учащиеся приводят примеры из песен: “Во поле берёза стояла…”, “Под берёзку зеленую положите меня…”, “Завивайся ты, берёза…” и т.д.). Какова в этих песнях функция слова “берёза”? (В словах народных песен явно не происходит сближения понятий “берёза” и “родина”. Берёза – просто дерево.) 2 группа. Обратимся к стихам С.Есенина (“Белая берёза”, “Зелёная причёска”, “Ты запой мне ту песню”, “Клён ты мой опавший”) и А.Фета (“Берёза”). С чем или с кем здесь ассоциируется берёза? (Здесь чаще всего берёза ассоциируется с красивой женщиной или девушкой, с одинокой женщиной.) 3 группа. Русские загадки и пословицы: “Слепому посвеченье (лучина), нагому потешенье (веники), битому связь (береста), полегчание хворому (сок, веники)”, “Берёза гнётся, да не ломается”. (Отношение к берёзе многозначно, глубоко.) Учитель: А.С.Пушкин писал в 1820 году: “Мы переехали горы, и первый предмет, поразивший меня, была берёза, северная берёза! сердце моё сжалось…” Почему сжалось? (От предчувствия родных мест.) Эти слова могут стать эпиграфом к нашей следую щей работе. № 2. Анализ стихотворения Н.Рубцова “Берёзы”.
Задания:
(1. Ключевое слово – берёза. Благодаря ему поэт достигает поразительного эмоционального воздействия на читателя. 2. Основной приём – воспоминание. 3. Вызваны они картиной осеннего листопада. 4. Берёзы организуют связь времён и пространств: гибель отца и смерть матери произошли в разное время и в разных местах. И могилы их далеко друг от друга. 5.Но берёзы шумят, как и тогда, когда они ушли из жизни – звуковой образ, так же роняют свой убор, теми же красками расцвечена природа – зрительный образ. 6. Фраза последней строфы “С первых лет я с ними жил и рос” связывает жизнь героя с берёзами и создаёт “вечный” образ, сопутствующий человеку всю жизнь. Т.е. берёза у Рубцова – это символ связи времён, символ родного дома. № 3. Анализ текста песни из репертуара группы “Любэ” “Дороги”. Учитель: Ещё одно слово, обладающее национальной информацией, - дорога. Вспомним примеры из сказок, из отечественной литературы, где важную, ключевую роль играла бы дорога (названия, словесные формулы, образы, мотивы и т.д.). (“Тридевятое царство”, долгие дороги – поиски, распутье, произведения А.С.Пушкина, А.Н.Радищева, Н.А.Некрасова, А.А.Блока). Какова же функция этого слова и образа в фольклоре и в литературе? Дорога в фольклоре – выбор, испытания, поиски счастья. В литературе мы видим продолжение устной традиции. Дороги (из репертуара группы “Любэ”)
Задания:
(1. Дорога, домой. 2. Печаль, но и возможность встреч, познания мира, возвращения к теплу родного дома. “Забытые богом … вёрсты” - российская глубинка, “…равнины, леса и погосты – святая, великая даль” - бескрайность России.) Возможно также обращение к другим словам, с которыми связаны особые “русские” ассоциации, например, к слову “снег” (фольклор, произведения М.А.Булгакова – “Бег”, М.Цветаевой, Б.Пастернака и др.) № 4 О диалектных словах. Учитель: Народный язык – памятник народной мудрости, философии, взглядов, характера, веры. У нас это прежде всего язык деревенский, т.к. Русь изначальная – это Русь избяная. Поэтому особое смысловое богатство и меткость заключены в диалектных словах. (Вспомним хотя бы местные прозвища). Анализируем отрывки из стихов кемеровских поэтов В.Баянова и В.Измайлова.
В.Баянов.
В.Измайлов. Огоньки. Задание: объясните диалектные слова: елань, зыбка, матка, огонёк, околок, заплот. (Елань – ровное открытое место в лесу, поросшее травами, используемое под покос. Зыбка – колыбель. Матка – балка, поддерживающая потолок в деревянных постройках. Огонёк – растение купальница. Околок – небольшой участок леса в поле, среди пашен и лугов. Заплот – плотный забор, чаще всего – тесовый.) IV. Создание экспрессивного текста. Обращаемся к схеме на доске. Лицо России Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт… - ГЛАЗА…
Опять передо мною голубое поле… - ЛИЦО… РУМЯНЕЦ…
- КОСА…пронизана лентой яркой.
- САРАФАН и травушкой – муравушкой изукрашен и цветочками… - А как РЕЧЬ-то говорит, словно… Ответим на вопрос: - Какие выразительные приёмы и средства используются при создании “живого образа” России? (Основной приём - олицетворение: Россия – девушка, Россия – невеста. Кроме того, мы видим постоянные эпитеты, слова с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения, инверсия, замедленность фразы – повтор глаголов и удлинение слов.) Устанавливаем органическую связь деталей портрета России с деталями русского пейзажа. 3. Выделяем постоянные цветовые эпитеты, связанные с природой (алый румянец – цвет зари, косы золотые – цвета солнца и спелого хлеба, синие глаза – цвета небес и т. д.), и метафорические сравнения, присоединяемые союзами “словно”, “будто”, “точно”, “что”. 4. В результате совместной работы создаётся примерно такой текст – описание. Лицо России Вот идёт она, словно белая лебёдушка плывёт… Глаза синие-синие, точно васильки в чистом поле. Лицо что утро вешнее. Румянец краше цвета алого. Коса золотая пронизана лентой яркой. Сарафан и травушкой-муравушкой изукрашен и цветочками-василёчками. А как речь-то говорит, словно реченька журчит… V. Выводы. Возвращаемся к формулировке темы урока: “Слово – носитель национально-культурной информации”. 1. Что значит “национально-культурная информация”? (Вероятно, это тот смысл, то значение слова, которое вызывает определённые ассоциации именно у человека данной нации, данного языка, данной культуры). 2. Приведите примеры таких слов. (Это могут быть слова: река, берега, ива, белый, красный и т.д.) 3. Итак, ассоциации, вызываемые словом, конечно, связаны с повседневным опытом, с тем, что человек хорошо помнит, чем дорожит, т.е. с родной национальной культурой, природой, привычным бытом, национальной психологией. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |