Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Урок-викторина "Литература плюс…"(по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Урок-викторина "Литература плюс…"(по повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка")


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1257

Казакова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Идея проведения данного урока взята из газеты “Литература” (приложение к газете “Первое сентября” ,№13 за 1998 год, страница 1).

Уроки подобного типа обычно проводятся в старших классах. Вопросы может предложить учитель или составляют консультанты из числа учащихся.

Для проведения игры требуется волчок со стрелкой и игровое поле, в центре которого написано “Литература”, а на секторах “ + живопись”, “ + литература”, “ + биология”, “ + музыка”, “ + математика”, “ + фольклор”, “ + география”, “+ русский язык”, “+ история”, “ + домоводство”, “ + астрономия”.

Сектора могут быть и другими, в зависимости от того, какой характер носят вопросы, помещённые в конверты.

Команды по очереди крутят волчок и определяют игровой сектор. Задается вопрос. На обдумывание – 1-3 минуты. Оценки по трёхбалльной системе.

Цели урока:

  • проверить знание учащимися текста повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка”;
  • воспитывать сотрудничество, коллективизм, общительность;
  • развивать внимание и интерес к художественному слову.

Оборудование:

  • волчок;
  • игровое поле с табличками секторами;
  • табло (доска).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

2. Ход игры-викторины “ Литература +”

3. Заключительное слово учителя, оценки, домашнее задание


Приложение

Примеры вопросов и заданий

“Литература + литература”

  1. Кому посвятил П. Гринёв свои любовные стихи? (М.Мироновой).
  2. Какая книга “всегда имела сильное впечатление” на А.П. Гринёва? (Придворный календарь).
  3. Работая над каким произведением Пушкин одновременно решил создать художественное произведение об эпохе пугачёвских восстаний? (“История Пугачёва”).
  4. Чей это портрет: “Молодой офицер невысокого роста, с лицом смуглым и отменно некрасивым, но чрезвычайно живым”? (Швабрин).
  5. Чей это портрет: “Высокий барин, лет тридцати пяти, с длинными чёрными усами, в халате, с кием в руке и трубкой в зубах”? (И.И. Зурин).
  6. Чей это интерьер: “Чистенькая комната, убранная по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел офицерский диплом за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки”? (Интерьер дома коменданта).
  7. Какие книги брал П. Гринёв у Швабрина? (Французские).
  8. Определите вид рифмовки, которую использовал П. Гринёв в стихотворении, прочитанном Швабрину. (Перекрёстная).
  9. Сколько строф в стихотворении, посвящённом М. Мироновой? (Три).

“Литература + русский язык”

  1. Какое название, состоящее из словосочетания “существительное + “существительное”, носит 1 глава? (“Сержант гвардии”).
  2. Какое обращение использовал А.П. Гринёв в письме Савельичу (в 5 главе)? (Старый пёс).
  3. Под чьим “надзором” на двенадцатом году Петруша выучился русской грамоте? (Савельича).
  4. Что обозначает слово “паспорт”, использованное в речи А.П. Гринёва? (Паспорт).
  5. Назовите лексическое значение слова “китайчатый” (халат). (Сделанный из китайки – плотной ткани, первоначально шёлковой, ввозимой из Китая, позднее – хлопчатобумажной, производимой в России).
  6. Что такое фортеция? (Крепость).

“Литература + музыка”

  1. Этот подарок П. Гринёва Пугачёву воспевает группа “Любэ”. (Тулупчик).
  2. Какую заунывную бурлацкую песню поют пугачёвцы в 8 главе? (“Не шуми, мати, зелёная дубравушка”.)
  3. К какому виду народных песен относится песня, из которой взят эпиграф к главе №3 “Крепость”? (Солдатская песня).

“Литература + биология”

  1. Из меха какого животного был сделан тулуп, подаренный П. Гринёвым Пугачёву? (Из меха зайца).
  2. Какой породы была собачка императрицы, с которой она гуляла по парку? (Английской).
  3. Какой тулуп подарил Пугачёв Гринёву? (Овечий).
  4. Каких животных пригрозил отправить пасти А.П. Гринёв Савельичу в своём письме за то, что тот “утаил правду и потворствовал молодому человеку”? (Свиней).
  5. Какое животное, согласно русской пословице, использованной Савельичем в письме барину, “о четырёх ногах, да спотыкается”? (Конь).

“Литература + география”

  1. В какой губернии находилось село, где жили родители П. Гринёва? (В Симбирской).
  2. Из какого города для Петра была выписана географическая карта? (Из Москвы).
  3. К какому месту на географической карте приделывал мочальный хвост Пётр, сооружая из неё воздушного змея? (К мысу Доброй Надежды).
  4. Откуда родом был мосье Боре? (Из Франции).
  5. Куда отправил служить Петра его отец? (В Оренбург).
  6. Как называлась крепость, в которой стал служить П. Гринёв? (Белогорска).
  7. Куда по приговору суда был сослан П. Гринёв? (В Сибирь).
  8. По берегу какой реки шла дорога от Оренбурга в Белогорскую крепость? (Яик – Урал)).
  9. В каком парке встретилась Маша Миронова с императрицей? (В парке Царского села).
  10. На границе, каких земель находилась Белогорска крепость? (Киргиз-кайсайских (казахских)).
  11. В каком городе находилась тюрьма, куда был доставлен после ареста П. Гринёв? (Казань).

“Литература + устное народное творчество”

  1. Какую пословицу использовал Пушкин в качестве эпиграфа ко всей повести “Капитанская дочка”? (Береги честь смолоду).
  2. Из произведения какого жанра фольклора взяты слова, являющиеся эпиграфом к главе №6 “Пугачёвщина”? (Из песни).
  3. Эпиграф к 14 главе “Суд” (Мирская молва — мирская волна) является пословицей или поговоркой? (Пословица).
  4. Кто рассказал Пугачеву сказку об орле и вороне? (Старая калмычка).
  5. К какому виду песен относится эпиграф к главе “Сирота”:
    Как у нашей у яблоньки
    Ни верхушки нет, ни отросточек;
    Как у нашей у княгинюшки
    Ни отца нету, ни матери.
    Снарядить-то её некому,
    Благословить-то её некому? (Свадебная песня).
  6. Продолжите пословицу, сказанную Пугачёвым: “Будет дождик, будут и ...(Грибочки).

“Литература + история”

  1. О каком историческом событии рассказал А.С. Пушкин в повести Капитанская дочка”? (О восстании под предводительством Е. Пугачёва).
  2. В каком веке происходит действие повести? (В XVIII веке).
  3. Назовите имя императрицы, с которой общалась Маша Миронова. (Екатерина I).

“Литература + математика”

  1. В скольких верстах от Оренбурга находилась Белогорская крепость? (В сорока).
  2. Сколько детей было в семье Гринёвых и умерло в младенчестве? (Девять).
  3. Сколько лет было П. Гринёву, когда отец решил его отправить на службу? (16 лет).
  4. Сколько раз в год получал А.П. Гринёв Придворный календарь? (Один).
  5. Какое количество денег проиграл П. Гринёв Зурину? (Сто рублей).
  6. Сколько лет назад (до приезда Гринёва) был переведён Швабрин в Белогорскую крепость за смертоубийство? (Пять).
  7. Сколько душ крестьян было у А.П. Гринёва? (300 душ).
  8. В скольких вёрстах от Белогорской крепости находилась Нижнеозёрная крепость? (В 25 верстах).

Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21