Преподавание литературы История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 903 Супрун Нина Николаевна, учитель русского языка и литературы; Яровая Любовь Григорьевна, учитель биологии Тип урока: интегрированный (литература, биология) – формирование нового проблемного видения. Форма урока: заключительная конференция в проектной деятельности. Класс: 11. Учебно-организационная деятельность: 2 исследовательские группы: биологи и литераторы. Формы организации работы учащихся:индивидуальная, парная, групповая. Формы организации работы учителя:организатор сотрудничества,консультант, управляющий поисковой работой учащихся. Средства обучения: роман В.Д.Дудинцева «Белые одежды» в книжном и электронном варианте, ПК, Цифровые образовательные ресурсы, ресурсы Интернет, художественная, научная литература, фильм «Белые одежды». Техническое обеспечение занятия: компьютеры, проектор, экран, цифровая видеокамера, цифровой фотоаппарат. Методы обучения: метод проектов. Технологии: исследовательская (проблемно-поисковая), деятельностная, создание проблемной ситуации, коммуникативная (дискуссионная), психологическая (самоопределенческая), рефлексивная, ИКТ-технологии (работа в программах «Power Point» - создание презентаций), «Microsoft Word» – тексты сообщений, результаты исследовательской работы. Межпредметные связи: литература, биология, история. Внутрипредметные связи:
Общедидактическая цель: Через изучение романа В.Дудинцева «Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30-х – 60-х годов ХХ века повлияла на развитее биологии как науки. (Приложение 1, слайд 2) Задачи: (Приложение 1, слайд 2)
Образовательные цели: активизировать познавательную активность, обобщить изученный материал, понять, как внутренняя политика государства 30-х – 60-х годов влияла на развитие биологии как науки. Развивающие цели: совершенствовать умения работы с источниками знаний, совершенствовать навыки анализа, обобщения, умения выступать и защищать свою точку зрения, развивать творческие способности, коммуникативные навыки работы в группах, в коллективе, развивать познавательный интерес к истории своей страны, к литературе, к проблемам жизни и деятельности учёных-биологов. Воспитательные цели: вовлечь в активную практическую и творческую деятельность, совершенствовать навыки общения, способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на качественное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении. Через изучение и анализ романа попытаться понять, почему в одной и той же ситуации одни люди совершают подвиги, а другие становятся предателями? Вид контроля: творческий отчёт, выступление на конференции Оформление урока: актовый зал школы оформляется (слайд ) в стиле эпохи середины ХХ века: портрет Ленина, плакаты, лозунги, кабинет Рядно - народного академика (прототипом для него стал Лысенко), выставка с/х продуктов, снопы ветвистой пшеницы, образцы картофеля. Продолжительность конференции: два урока. Содержание и последовательность учебного занятия: Основополагающий вопрос:«Сии, облечённые в белые одежды, – кто они и откуда пришли?»(Откровение Иоанна Богослова) (Приложение 1, слайд 1) Проблемные вопросы (Приложение 1, слайд 1)
«Наука – это арена идеологической борьбы. Два мира – это две идеологии в биологии. Столкновение материалистического и идеологического мировоззрения».
Обоснование выбора данной исследовательской деятельности: (Приложение 1, слайд 2)
План урока-конференции: 1. Тема проекта, проблемный вопрос, постановка целей Влияние политики государства на развитие биологии как науки. 2. Актуализация знаний: Ключевые слова эпохи: СССР, И.В. Сталин, Н.С.Хрущёв, 1932 г., 1937 г., Н.И.Вавилов, Т.Д. Лысенко, генетика, менделисты-морганисты, ламаркисты (Приложение 1, слайд 3) 3. Рассказ о В.Дудинцеве, авторе романа «Белые одежды», посвящённого Н.А. и А.А. Лебедевым, учёным-цитологам, история создания произведения (Приложение 1, слайд 4) 4. Два мира – две идеологии в биологии (Мичуринцы-ламаркисты и Менделисты-морганисты) (группа биологов) Учёные и лжеучёные. Кто они? Реальные учёные, которые поддерживали хромосомную теорию: Грегор Мендель (1822-1884) – выдающийся чешский учёный, основатель генетики. Впервые обнаружил существование наследственных факторов, впоследствии названных генами Томас Морган (1866-1945) – американский эмбриолог, генетик. Впервые начал исследования на плодовой мушке дрозофиле. Морган и его школа создали в итоге этих опытов хромосомную теорию наследственности. Лауреат Нобелевской премии Н.И.Вавилов (1887-1943) 1. Основоположник селекции. 2. Поддерживал законы Менделя и Моргана. 3. Выделил 7 центров происхождения культурных растений. 4. Открыл закон гомологичных рядов (Приложение 1, слайд 5) Жан Батист Ламарк (1744-1829) – сформулировал идеалистические законы: 1. Наследственность определяется концентрацией факторов окружающей среды. Когда имя собственное становится нарицательным? Эпоха Лысенко – «лысенковщина» Т.Д.Лысенко (1898-1976) – одевший маску мичуринца, был самый стойкий борец против сельского хозяйства. По ущербу, нанесённому сельскому хозяйству, с ним мало кто мог сравниться. Авантюрист по натуре, Лысенко обманул не только биологическую науку, но и самого товарища Сталина. Он отрицал законы Менделя и называл их законами «реакционного монаха». (Приложение 1, слайд 6) 5. Инсценировка «Вавилов и Лысенко на приёме у Сталина» (Приложение 1, слайд 7, Приложение 2) – Вавилов, собирая материалы для селекционной работы, организовал 110 экспедиций, собрал более 3000 образцов семян растений. Четвёртая часть из этих растений исчезла с лица Земли и оценивается эта коллекция в 8 триллионов рублей (в настоящее время она находится в Санкт-Петербурге 6. Частушки о Лысенко (записанные по воспоминаниям старшего поколения) (Приложение 3) 7. Выводы исследовательской работы группы биологов (Приложение 4) 8. Анализ романа В.Д.Дудинцева «Белые одежды» (Приложение 1, слайд 8) Этот роман является попыткой заглянуть в бесконечность человеческой души, дать критерии для распознания добра и зла.Сам автор пишет о своей книге: «В романе «Белые одежды» я хочу сорвать маски, под которыми прячется зло. Поразить его в самое чувствительное место. Мне хочется вооружить хорошего человека безошибочными критериями для распознания добра и зла». (Приложение 1, слайд 9) Добро и зло в романе. Добро – это деятельное сострадание, способность принять чужие страдания на себяи активно противодействовать злу. Добро – это служение идеалу, истине. Напротив, зло бесперспективно, хотя и маскируется под добро. (Приложение 1, слайд 10) Герои романа, настоящие учёные: Дежкин Фёдор Иванович, Стригалёв Иван Ильич и их сторонники. 9. Соотнесение героев романа и реально живших учёных: Рядно – Лысенко; Вавилов – Стригалёв Инсценировка «Экскурсия по кабинету Рядно» (Приложение 1, слайд 11, Приложение 5) Инсценировка Встреча Дежкина с другом детства, поэтом Кондаковым, который пишет стихи о ветвистой пшенице, о вожде. (Приложение 6) Инсценировка научной конференции в институте генетики. 1. Лекция Рядно о наследственности. (Приложение 7) Разгул темных сил напоминает жуткие времена инквизиции, охоту на ведьм. Во дворе провинциального института горят книги последователей Менделя... Ученые-генетики по-разному борются за настоящую науку. Напротив, судьба Федора Ивановича Дежкина, выдавившего из себя раба, складывается счастливо. Он встречается с Леной, которая становится его женой, растит двух детей. Добрая память потомков – высшая награда ученому за его мужество, за активное противодействие злу. Финал книги может показаться слишком уж легким, слишком счастливым. Но не будем забывать, что счастье это далось дорогой ценой. Прав Гете, сказавший в "Фаусте": Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой! Ключевые проблемы романа Роман ставит вопросы нравственного выбора, ответственности перед обществом, нравственной ценности добра. 10. Подведём итоги: Ответы на вопросы (Приложение 8)
«Не боясь мучений и даже смерти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор – и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в откровении Иоанна Богослова» (В.Дудинцев) Учебно-методическая литература: 1. А.П.Кузнецова «К обсуждению романа В.Дудинцева «Белые одежды» // Литература в Школе – 1991. 1. С. 114. Интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия:Проект:Биология/Ламаркизм,_Менделизм,_ Генетика_и_Лысенковщина Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |