Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Итоговый урок по теме: "Лексика в 6-м классе"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Итоговый урок по теме: "Лексика в 6-м классе"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1180

Кузьмина Татьяна Александровна, учитель русского языка

Цели урока:

Обучающие:

  • повторить изученный материал по лексике;
  • выявить степень усвоения данной темы;
  • формировать навыки работы со словарями.

Развивающие:

  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать индивидуальную творческую активность.

Воспитывающие:

  • воспитывать способность чувствовать, понимать и любить слово;
  • воспитывать чувство ответственности за полученное дело, коллективизм.

Оборудование урока:

1. Оформление доски. Запись высказывания А. Франса “Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке”

2. Выставка словарей (фразеологический, иностранных слов, толковый, синонимов, антонимов, словообразовательный, орфографический).

3. Выставка рисунков учащихся по фразеологизмам в их прямом значении (Повесил нос: шкаф, и на вешалку мальчик приспосабливает нос; Сел в калошу: запряженная калоша с седоком и т.д.)

I. Слово учителя:

- Сегодня, ребята, последний в этом учебном году урок по теме “Лексика”. Мне очень хочется провести вас еще раз по интересным и богатым кладовым, где хранятся слова.

Названия всего, что есть во вселенной, вместились в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс. (Вызванный ученик выразительно читает надпись на доске).

II. Ребята, вы писали сочинения о словарях. Я их проверила и хочу, чтобы вы прослушали работу Иры.

Ира читает свое сочинение:

- “И школьникам, и взрослым часто бывает нужно выяснить, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого люди создали словари. Чтобы узнать, как пишутся слова, мы смотрим в орфографические словари. Если не знаем значения слова, обращаемся к толковому словарю. О происхождении слов узнаем из этимологического словаря.

Чем больше мы читаем, тем больше нужны нам словари. Их составляют ученые, обладающие большим трудолюбием, терпением и любовью к слову. Одним из самых известных авторов был Д. Н. Ушаков. В его словаре объяснены значения более 85 тысяч слов. Словарь Ушакова получил большую известность. Однажды, когда ученый шел по улице, он услышал разговор двух школьников. Один сказал: “Гляди, Ушаков идет!” Другой ответил: “Ты что? Ушаков - это словарь”.

Словари бывают большие и маленькие. Самый большой словарь русского языка, изданный Академией наук, состоит из 17 томов. Есть словари в 4-х томах. А словарь С. И. Ожегова издан в одной томе. Нужно всем учиться работать со словарями”.

Примечание: учитель оказывает помощь в работе над сочинением, девочка оформила его красочно и подарила кабинету.

III Учитель:

- Спасибо, Ирочка, ты хорошо потрудилась. А что за шум в углу? (Там четверо мальчиков оживленно разговаривают; они в шапочках, на которых что-то написано). А! Это же наши гости – словари! Что случилось, дорогие словари?

Словари:

- Да вот недоразумение! Наши шапочки никак не снимаются. Мы хотим, чтобы ребята нас узнали, и для этого подписали свои названия. Но никак не можем повернуть свои подписи так, чтобы все нас увидели. Как быть?

Учитель:

- А что, если вы представитесь по очереди? Может быть, наши ребята и без шапочек вас узнают? Расскажите о себе, пожалуйста!

Фразеологический словарь:

- Можно, я – первый? Встал ни свет, ни заря, с первыми петухами. Утренняя гимнастика меня вогнала в пот, и я на всех парах помчался в ванную. От холодной воды у меня побежали мурашки, я с горем пополам умылся и отправился на кухню. Ароматные запахи вызвали волчий аппетит, и у меня потекли слюнки.

Учитель:

- Ребята, кто узнал, какой это словарь?

(Ответы учащихся)

Фразеологический словарь:

- Смотрите, а у меня шапочка повернулась! Спасибо, ребята, что вы меня узнали!

Словарь иностранных слов:

- Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта “Наполеон” и выпил чашку кофе с сахаром. (Ребята с помощью учителя узнают этот словарь).

Толковый словарь:

- В шесть часов началась моя любимая спортивная передача. Вслушиваюсь в комментарий Сергея Ческидова. В его речи то и дело мелькают слова: слалом, биатлон, фристайл. А что они значат? Пришлось призвать на помощь всю свою эрудицию, чтобы растолковать: слалом – это скоростной спуск с гор по извилистому пути, обозначенному контрольными воротами; биатлон – это лыжная гонка с остановками для стрельбы; фристайл - прыжки на лыжах с выполнением акробатических фигур.

Словарь синонимов:

- Да, ничего не скажешь, замысловатые слова… Ну все, пора за работу: думать, ломать голову, размышлять, соображать, работать головой, шевелить мозгами!

Учитель:

- Спасибо, дорогие словари! Вы так хорошо о себе рассказали, что ребята вас узнали. Я знаю, что вы пришли к нам не просто так. Вы так хотите среди ребят найти знатоков и приготовили задания! Тем, кто лучше всех ответит на вопросы, в конце урока будут поставлены “4” и “5”.

IV. Работа “словарей” с классом:

- Я – словарь иностранных слов. Я имею 20 тысяч слов. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. В словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении.

Леди и джентльмены! Сейчас перед вами появится некий господин. Он одет несколько странно, но вы не удивляйтесь. Ваша задача – не только перечислить иностранные слова, называющие его одежду, но и определить по словарю иностранных слов, из какого языка они пришли.

(Появляется “блестящий денди”. Он прохаживается, давая возможность разглядеть свою одежду и обувь: костюм, жилет, цилиндр, туфли и т.д. Ребята называют их, один ученик записывает на доске, другой находит их в словаре, зачитывает словарную статью).

А теперь прошу вас в предложениях заменить словосочетание одним словом:

Торжественный смотр физкультурников на Красной площади (парад).

Старший брат получил документ, удостоверяющий его полномочия, как депутата (мандат)

В нашем районе выстроили помещение для стрельбы (тир).

- Я – фразеологический словарь. Это особый вид толкового словаря, в котором дается 4 тысячи фразеологизмов русского языка, то есть выражения типа: бить баклуши, пожинать лавры, между двух огней и т.д. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, их синонимы, антонимы, происхождение фразеологизмов. Я интересен для людей любых профессий. А сейчас прошу выполнить мои задания. Сначала по рядам.

Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе названия зверей, птиц (собаку съесть, крокодиловы слезы, соловьем разливается и т.д.). Назовите фразеологизмы, имеющие в своем составе наименования частей человеческого тела (рука, нога, голова). Назовите фразеологизмы, связанные с древнегреческой мифологией.

А теперь индивидуальные задания.

Подберите синонимы к фразеологическим оборотам (обвести вокруг пальца, сесть в лужу, навострить лыжи, держать язык за зубами, зарубить на носу, завязать узелок на память, пускать петуха). Пользуйтесь фразеологическим словарем, он сделает вашу речь ярче и самобытней!

- Я – словарь толковый. Впервые определение “толковый” словарю дал Владимир Иванович Даль. Вы скажете, зачем объяснять значения многих слов, ведь они и так понятны. Но не торопитесь. Возьмем, например слово стол. Как объяснить его значение? Правильно, род мебели. Но есть еще и другие значения. Загляните в словарь, и тогда выполните мое задание: объяснить значение слова стол в каждом предложении:

Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь.

Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол.

Петр Данилыч жил по-русски, попросту: стол у него незатейливый, крестьянский; любил простоквашу, баранину, жирные щи.

Анна Ивановна работает в адресном столе.

В санатории нам определили пятый стол.

А теперь послушайте предложения и определите, какие значения имеет слово голова.

От бессонницы у него разболелась голова.

Голова у него работает хорошо, любую задачу решит быстро.

Он в неравном бою сложил голову свою.

Вдали показалась голова пехотной колонны.

Колхоз продал государству сто голов скота.

Послушайте “Стихи о голове”.

Жить с хорошей головой –
Что с богатой Кладовой:
Словно в речке отраженье,
В ней хранятся сбереженья –
Запах леса, шум прибоя,
Звезды, небо голубое,
Основы математики
И правила грамматики.

- Я – словарь синонимов. Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Словарь ребят очень часто беден, особенно режет слух повторение слова “сказал”. Николай Гаврилович Чернышевский, заметив эту особенность в речи ребят, приводит разговор девятилетнего Феди со своей сестрой Верой Павловной – героиней романа “Что делать?”. Послушайте.

Федя: “Он, сестричка, добрый, только неразговорчивый. А я ему, сестрица, сказал, что вы у нас красавица, а он, сестрица, сказал: “Ну что ж”, а я сестрица, сказал: “А разве вы не любите?”, а он сказал: “Мне некогда”. А я ему, сестрица сказал: “Так вы с Верочкою не хотите познакомиться?”. А он сказал: “У меня без нее много знакомых”.

Словарь:

- Вы обратили внимание, сколько раз этот незадачливый Федя повторил слово “сказал”? 8 раз! А между тем русский язык чрезвычайно богат глаголами речи. Около 150 различных глаголов, обозначающих речь, употребил Леонид Леонов в романе “Русский лес”. Вот некоторые из них: говорить, сказать, сообщить, изложить, промолвить, подтвердить, спросить, повторить, обсудить и т.д.

А теперь выполните мои задания:

1. К слову “победить” в моем словаре дано до 14 синонимов. А сколько назовете вы?

2. Как можно избежать повторения слов в этом предложении? – Проходят по нашей улице автобусы, проходят грузовики, проходят легковые машины.

3. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика, ученика-лодыря.

Подведение итогов урока.

“Словари” вместе с учителем определяют, кто был самым активным, выставляются отметки.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21