Преподавание литературы Сценарий внеклассного мероприятия "Литературный калейдоскоп. Путешествие в XIX век"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.06.16 Просмотров: 78 Губина Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы; Прокофьева Галина Викторовна, учитель русского языка и литературы Ведущий 1.
Ведущий 2. XIX век - один из самых прекрасных веков истории! Именно в XIX веке Россия подарила миру таких гениев, как Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Пушкин, Толстой, Салтыков-Щедрин, Тургенев и многие другие. Хотите ли вы совершить увлекательное путешествие в это столетие: побывать на великосветском бале, перелистать альбом барышни XIX века, заглянуть в литературный салон, стать участником дуэли? Тогда присоединяйтесь к нам, становитесь участниками нашего «Литературного калейдоскопа». Ведущий 1. (Слово о командах и правилах игры) Сегодня играют сборные команды старшеклассников. Поприветствуем участников турнира. Вам предоставляется возможность самим определять ход игры. Для этого вы поочерёдно выбираете название раундов, которые обозначают различные стороны жизни дворянского общества XIX века. Оценивать уровень вашей начитанности, эрудицию и творческие способности будет компетентное жюри, которому сегодня предстоит не только оценить работу команд, но и определить победителей конкурса костюмов в номинациях «Лучший женский образ» и «Лучший мужской образ». Раунд 1. «АЛЬБОМ» Ведущий 2.
Ведущий 1. Что собой представлял литературный альбом начала 19 века? Альбом уездной барышни 19 века мог содержать:
Вот и вы, наши дорогие участники, попробуйте в течение 2 минут вспомнить стихотворные строки из произведений любовной лирики поэтов XIX века. Ведущий 2. В этом собрании «искрометных» мыслей можно было встретить произведения разных жанров: эпиграммы, каламбуры, но чаще всего мадригалы. В этих же альбомах делались зарисовки или акварели, вклеивались работы гостей, сделанные на отдельных листах. Уважаемые зрители, мы предлагаем вам создать макет иллюстрированного литературного альбома в стиле начала 19 века. Безусловно, все вы люди творческие, креативно мыслящие, увлекающиеся. А потому надеемся, что это задание будет вам интересно. Желаем успеха! Раунд 2. «САЛОН» Ведущий 2. Пушкинский век характерен культурным феноменом петербургских светских, литературных и художественных салонов. Устаревшее французское слово "салон" означает художественный кружок избранных лиц в частном доме. Салон («гостиная» по-французски) был неким кружком вокруг блестящей дамы, который объединял ее друзей из разных слоев общества. Кружки эти всегда создавались по интересам: одних увлекала религия, других политика, третьих – литература, искусство и музыка. Салоны заводили знатные дамы, модные куртизанки. Ведущий 1. Здесь не только знакомились и флиртовали, но и открывали новые имена в искусстве и политике, формировали заговор вроде декабристского. Место встречи интеллигенции. Элитарное общество. Нечто прямо противоположное духу площади и необузданности рынка. Изредка салоны носили исключительно развлекательный характер. На них отсутствовал светский этикет и, следовательно, были широко распространены светские забавы, как - то: шарады, каламбуры, сопровождавшиеся составлением остроумных рифм, а также организация спектаклей, где постановку и роли в них осуществляли сами члены салона. Ведущий 2. Господа, приглашаем всех заглянуть в один из модных литературных салонов. Нынче новая игра. Фанты и буриме, право же, надоели. Сегодня играем в двустишия. Вашему вниманию будет предложена строчка из классического стихотворения. Эту цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке. Например: По улицам слона водили — (И. Крылов.) На нем рекламу разместили.
Однажды в студеную зимнюю пору (Н. Некрасов.) Тепло отключили. И дали не скоро. (Команды выбирают по 3 карточки с записью цитат.)
На выполнение задания — две минуты. А зрители могут тоже принять участие в этом развлечении. Вам предлагаются такие строки ЗАДАНИЕ ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ
Раунд 3. «ДУЭЛЬ» Ведущий 1. Вопросы чести в XIX веке решались на дуэлях. Красиво? Опасно? Да и надо ли так решительно?.. А как бы вы поступили сегодня, отстаивая свою честь и честь своей дамы? Мы предлагаем вам сразиться на поэтической дуэли. Ведущий 2. Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из известных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой — только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумывание ответа отводится 1 минута. Вот примеры вопросов-ответов: 1)
2)
3)
4)
5) Что же ты, моя старушка. Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)
Раунд 4. «ОБЕД» Ведущий 1. В царской России, в противоположность большинству стран Европы, вплоть до конца XIX века, сохранялись сильные классовые и социальные различия в питании населения, которые зафиксированы различием меню разных сословий: дворян, духовенства, купечества, крестьянства и рабочих. Меню дворянства отличалось излишеством и смешением блюд русской кухни с блюдами иностранной - французской в первую очередь, а также немецкой, английской и голландской кухни и др. Ведущий 2. Все блюда, входящие в меню французского стола, делятся на 3 вида: антре, антреме и ордевры. Антре — так называются главные блюда. Ордевры — это те блюда, которые подают отдельно, не в числе главных . Так называемые антреме — это нейтральные по запаху и вкусу промежуточные блюда. Их назначение — отбить запах одной из подач, например, мясной при переходе к рыбной. Обычно это мучные, овощные, грибные блюда. Часто в качестве антреме подавались каши. Ведущий 1. Итак, задание. Из предложенного меню вам необходимо назвать блюдо, которым потчевали литературных героев.
МЕНЮ
Ведущий 2. Согласно точному и талантливому описанию единственного в истории России чисто "кулинарного" поэта В.С. Филимонова выглядело меню так:
Ведущий 1. Как видим, среди закусок немало иностранных продуктов Однако первые блюда - супы - оставались исключительно русского происхождения, что и не могло быть иначе, ибо только в русской кухне супы - подлинно лучшие первые блюда.
Ведущий 2. К русским супам обязательно подавались пироги:
Вторые горячие блюда состояли из мяса, рыбы и дичи, употребляемых одно за другим в одном и том же обеде.
Ведущий 1.
Раунд 5. «УСАДЬБА» Ведущий 1. Русская усадьба является феноменом, во многом определившим облик всех тех, кто в ней проживал, и в первую очередь правящего сословия – дворянства. Усадьба осмысливается как знак России, символ отечественной культуры в изобразительном искусстве, литературе, музыке и в домашнем образовании. Ведущий 2. Большинство выдающихся людей, определивших культурное и историческое развитие нашей страны, связано с русскими усадьбами. Соотнесите фамилии великих русских писателей XIX века и названия их усадеб.
Приложение 7. Комментарии ведущих к ответам конкурсантов Раунд 6. «КЛАССЫ» Ведущий 1.
Личность Учителя, безусловно, играет огромнейшую роль в учебно-воспитательном процессе. Образы педагогов-наставников в художественных произведениях — вот главная тема данного конкурса. Ведущий 2. Итак, у кого из литературных героев были следующие учителя? 1. «Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию, чтобы стать учителем, не очень понимая значения этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. <...> К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. <...> Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться у меня кое-как болтать по-русски — и потом каждый из нас занимался уже своим делом». (Француз Бопре обучал Петра Гринева, главного героя повести Пушкина «Капитанская дочка».) 2. «Надобно заметить, что учитель был большой любитель тишины и хорошего поведения и терпеть не мог умных и острых мальчиков; ему казалось, что они непременно должны над ним смеяться. <...> «Способности и дарования? Это все вздор,— говаривал он, — я смотрю только на поведенье. Я поставлю полные баллы во всех науках тому, кто ни аза не знает, да ведет себя похвально; а в ком я вижу дурной дух да насмешливость, я тому нуль, хотя он Соломона заткни за пояс!» (Этот «педагог» обучал Павлушу Чичикова.) 3. А вот пример иного отношения к своим обязанностям: «— Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед богом, <...> что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! <..-> теперь дети большие стали; им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся..?» (Карл Иванович, домашний учитель Николеньки Иртеньева. Л.Н. Толстой. «Детство».) 4. Нами получено известие о том, что в одном почтенном семействе гувернер, обучавший детей французскому языку, покинул своих подопечных. Ныне его разыскивает полиция. Сообщаем приметы «беглеца»: «Отроду 23 года, роста среднего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось». Знакома ли вам личность разыскиваемого? (Это француз Дефорж, он же Владимир Дубровский.) Раунд 7. «ПРОГУЛКА» Ведущий 1. Утренний туалет и чашка кофе или чаю сменялись к двум-трем часам дня прогулкой. Прогулка пешком, верхом или в коляске занимала час-два. Отправимся и мы на прогулку вместе с литературными героями. Команды получают задание – узнать героев и произведение, а также инсценировать фрагмент этого литературного произведения. Задача зрителей и жюри – оценить сценическое мастерство участников. Фрагмент 1. «...Они шли тихо; она слушала рассеянно, мимоходом сорвала ветку сирени и, не глядя на него, подала ему. - Что это?— опросил он, оторопев. - Вы видите — ветка. - Какая ветка?— говорил он, глядя на нее во все глаза. - Сиреневая. - Знаю... но что она значит? - Цвет жизни и... Он остановился, она тоже. - И?.. — повторил он вопросительно. - Мою досаду,— сказала она, глядя на него прямо, сосредоточенным взглядом, и улыбка говорила, что она знает, что делает. <...> - Стало быть, я могу надеяться...— вдруг, радостно вспыхнув, сказал он. - Всего! Но... Она замолчала. Он вдруг воскрес<...> - Жизнь, жизнь опять отворяется мне... вот она, в ваших глазах, в улыбке, в этой ветке... Героиня какого произведения так объяснялась с героем на «языке цветов»? (Ольга Ильинская, героиня романа И.А. Гончарова «Обломов».) Фрагмент 2 Под вечер, остановив ее, я завел с нею следующий разговор. «Скажи-ка мне, красавица, — спросил я, — что ты делала сегодня на кровле?» — «А смотрела, откуда ветер дует». — «Зачем тебе?» — «Откуда ветер, оттуда и счастье». — «Что же? разве ты песнею зазывала счастье?» — «Где поется, там и счастливится». — «А как неравно напоешь себе горе?» — «Ну что ж? где не будет лучше, там будет хуже, а от худа до добра опять недалеко». — «Кто же тебя выучил эту песню?» — «Никто не выучил; вздумается — запою; кому услыхать, тот услышит; а кому не должно слышать, тот не поймет». — «А как тебя зовут, моя певунья?» — «Кто крестил, тот знает». — «А кто крестил?» — «Почему я знаю». — «Экая скрытная! а вот я кое-что про тебя узнал». (Она не изменилась в лице, не пошевельнула губами, как будто не об ней дело.) «Я узнал, что ты вчера ночью ходила на берег». И тут я очень важно пересказал ей все, что видел, думая смутить ее, — нимало! Она захохотала во все горло. «Много видели, да мало знаете; а что знаете, так держите под замочком». — «А если б я, например, вздумал донести коменданту?» — и тут я сделал очень серьезную, даже строгую мину. Она вдруг прыгнула, запела и скрылась, как птичка, выпугнутая из кустарника. (Ундина и Печорин, роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени») Предоставляется слово жюри для подведения итогов игры, а также конкурса костюмов Ведущий 1. 19 век ассоциируется у нас с такими великими гениями как Пушкин, Лермонтов, Тургенев. Когда мы называем этих литературных деятелей, перед нами возникают образы их литературных героев, таких как Татьяна, Петр Гринёв, Мцыри. Все они являются воплощением тех качеств, которые были присущи большинству людей того времени: честность, благородство, порядочность, милосердие, доброта, смелость и патриотизм. XIX век в русской истории явил собой расцвет культурных и духовных ценностей. Ведущий 2. Чистота нравов и помыслов, робкие взгляды влюбленных на балах и светских раутах, первое прикосновение рук – все это отличает XIX столетие от нашего века высоких технологий и скоростей, века, в котором романтике места просто не находится. Надеемся, что вам было интересно погрузиться в пушкинское время, а наш вечер помог по-новому взглянуть на литературный быт XIX века и подготовил к более глубокому, осмысленному восприятию произведений русской литературы и искусства той эпохи.
Список использованной литературы
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |