Преподавание литературы Контраст как приём, позволяющий раскрыть идею рассказа Л.Н. Толстого «После бала»Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2609 Мальцева Любовь Андреевна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Тип урока: обобщение и систематизация изученного.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, запись музыки Л..Бетховена и Г.Свиридова, сравнительная таблица. Ход урока 1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока. Слайд 1-2 На прошлом уроке мы познакомились с рассказом Л.Н.Толстого “После бала”, его историей создания. Писателя всю жизнь волновала мысль о бесправии русского солдата. Ещё в 1855 году он работал над проектом пореформирования армии, в котором выступал против варварского наказания – “прогнания сквозь строй”. Но рассказ выходит далеко за рамки протеста против бесчеловечного обращения с солдатами. Писатель ставит широкие гуманистические проблемы как долг, честь, совесть гуманность. Слайд 3 Сегодня мы поговорим о том, как освещает Л.Н.Толстой эти проблемы, с помощью каких художественных приёмов и средств достигает их выражения. 2. Работа по содержанию текста. (Эвристический метод: анализ взаимосвязанных эпизодов, языка и композиции произведения, сопоставление поведения героев.) - Какое событие описано в рассказе? (Потрясение героя рассказа от увиденного после бала.) Слайд 4 В рассказе слышна перекличка двух эпох – той, которую непосредственно изображает Толстой (40-е годы XIX века, время правления Николая I), и той, которая присутствует незримо, определяя основные вопросы бытия. Поэтому писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем. Он выступает против насилия и гнёта, против бесчеловечного отношения к людям. Изучая это произведение, мы должны дать правильную оценку героям и событиям, определить, насколько актуален этот рассказ сегодня. Слайд 5 - Какую особенность композиции вы заметили? ( Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”.) - Что мы называем контрастом? (Противопоставление, антитеза). -Что построено в рассказе на контрасте? (Описание событий бала и после, психологическое состояние героев.) Слайд 6 Анализ эпизодов Работа в группах (применение метода диалоговой технологии). Слайд 7 - Прочитайте ещё раз сцену бала и заполните таблицу. Чтение эпизода “На балу”. (Звучит музыка Г.Свиридова.) - Какими эпитетами автор рисует зал, губернского предводителя, его жену, Вареньку, полковника и Ивана Васильевича? Слайд 8 Проверка самостоятельной работы обучающихся в группах по заполнению таблицы №1. Слайд 9 - Какие эпитеты выбраны для характеристики бала? (Бал чудесный, зала прекрасная, музыканты знаменитые.) - Как чувствует себя Иван Васильевич на балу? (Доволен, счастлив, добр.) - Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках? (Он счастлив, потому что влюблён.) - Какую цветовую гамму использует Толстой для изображения этой сцены? (Тёплые тона.) - Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.) - Прочитаем сцену “После бала” (экзекуции) и посмотрим, какие эпитеты, цветовую гамму использует в ней автор. Чтение эпизода. ( Звучит симфония №2 Л.Бетховена) - Заполните таблицу №2. Слайд 10 Проверка самостоятельной работы обучающихся по заполнению таблицы №2 Слайд 11 - Как и при помощи чего автор передаёт мрачную картину второго эпизода? (Использование эпитетов, цветовой гаммы.) Толстой помогает не только увидеть, но и услышать происходящие события. (Шлёпая ногами по снегу, сильно шлёпнул по спине.) -Почему автор выбрал одинаковый глагол? - Как меняется состояние героя рассказа? (Стыд и ужас.) -В какой момент меняются чувства Ивана Васильевича? (Сцена с полковником.) - За что полковник бил солдата по лицу? (За то, что тот слабо ударил татарина.) - На какую деталь одежды обращает наше внимание писатель в этой сцене? (Белую перчатку.) -Вспомните, что говорил он при избиении? (“Надо всё по закону”.) Толстой использует приём зеркального отражения, потому что полковник отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка. Теперь снова “надо всё по закону”. - По какому закону живёт полковник? По какому закону отхлестал солдата? (По закону военной жизни.) - Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какие черты проявились в поведении полковника? (Жестокость.) - Почему Иван Васильевич, увидев сцену экзекуции, передумал быть военным? (Он должен был принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд.) Мы разобрались, как и почему изменились взгляды Ивана Васильевича. Но что-то открылось герою в то утро ещё. Он нашёл своё место в жизни, потому что один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью. Он начинает понимать фальш законов высшего света, к которому принадлежит полковник Б. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон, по которому испокон веков пытались жить люди. - Каков это закон? (Божий.) - В какой день разворачиваются события в рассказе? (Прощёное воскресенье – Чистый понедельник.) - Что означает этот праздник? (Надо всех простить, покаяться.) - Какая фраза звучит в памяти героя на протяжении всего Чистого понедельника? (“Братцы, помилосердуйте!”) - Что вы понимаете под милосердием? (Готовность помочь, простить кого –нибудь из сострадания и человеколюбия.) - Кто услышал мольбы татарина? (Иван Васильевич и слабый солдат.) - Какая простая, но важная истина открывается герою рассказа в этот святой день? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.) Это утро Чистого понедельника изменило жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю её жестокость, фальш светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. 3. Подведение итога урока. Слайд 12 Тема ответственности человека за происходящее вокруг актуальна и по сей день. К сожалению, в нашей жизни нам приходится сталкиваться с несправедливостью и определять для себя, как поступить, чтобы выглядеть достойно в таких ситуациях. Домашнее задание: письменно объяснить название рассказа Л.Н.Толстого “После бала”. Литература.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |