Преподавание литературы Урок литературы в 6-м классе по теме: "Проблема мести в рассказе В.Солоухина "Мститель"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2023.06.07 Просмотров: 71 Ходякова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели:
Оборудование: книги “УМК “Вокруг тебя – Мир … 6 класс”, рисунки детей. ХОД УРОКА 1. – Доброе утро, ребята. Посмотрите, доска-то закрыта. Ответив на мои вопросы, вы поможете ее открыть. – Что вы прочитали к сегодняшнему уроку? (Рассказ В.Солоухина “Мститель”) – О чем он? (Рассказ о том, как один мальчик обидел другого и тот решил отомстить, но передумал) – Как вы думаете, какую проблему исследует автор рассказа? (Проблему мести) – Итак, тема сегодняшнего урока так и звучит – “Проблема мести в рассказе В.А.Солоухина “Мститель”. (Открывается доска, где написаны тема урока, два понятия – монолог и внутренний конфликт, а также располагаются рисунки детей). – Посмотрите, ребята, на доску и сформулируйте цели урока:
2. – Ребята, поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о прочитанном произведении. 3. Аналитическое чтение рассказа Слово учителя. Желание отомстить – чувство, знакомое людям разных эпох. Сопротивляться ему бывает очень трудно. Мальчик, главный герой рассказа “Мститель”, ваш ровесник, оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания? Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? – Дома я просила ответить на вопрос: знакомо ли тебе чувство, которое испытывает в начале рассказа его герой? Были ли в твоей жизни аналогичные ситуации? Каков был их финал? (Слушаем ответы ребят и делаем выводы) – Давайте вернемся к тексту рассказа. – Автор вводит в повествование описание осеннего дня, когда случилось это “маленькое происшествие”. Сравните, какие краски преобладают при описании сентябрьского дня в начале рассказа и после “происшествия”. Действительно ли это происшествие “маленькое”, незначительное? (Светлые, яркие краски погасли, т.к. возникает тема мести, а она “застилает” глаза, закрывает все вокруг черной пеленой и в душе человека тоже; месть страшна и разрушительна – и не важно, какими причинами она вызвана). – От чьего лица ведется повествование? – Что мучает главного героя, о чем он размышляет? – Найдите в тексте слова, отражающие переживания мальчика, его рассуждения. (Дети зачитывают нужные отрывки из рассказа). – Перед нами монолог мальчика. А что такое монолог? В чем необычность данного монолога? (Он – внутренний.) – Внутренний монолог – это литературный прием, с которым мы еще не раз встретимся на страницах других художественных произведений. – Как вы думаете, с какой целью В.Солоухин использует внутренний монолог? (Он помогает писателю показать особенности того или иного персонажа, раскрыть его взгляды на окружающий мир и других людей). – Монолог мальчика показывает, что в его душе происходит борьба между чувством, призывающим к отмщению, и нежеланием бить доверчивого приятеля. Мы становимся свидетелями внутренней борьбы, столкновения чувств, конфликта, который называется внутренним. – Запишите определение в тетрадь. (На доске: внутренний конфликт – конфликт, не выходящий за пределы души персонажа, но развивающий действие). – Как вы думаете, почему рассказчик оттягивал момент расплаты? (Доверчивость, искренность Витьки, который поверил в то, что обиженный им приятель не держит зла и не стремится отомстить, а также общие интересы, увлекательная для обоих прогулка). – Интересно, а как бы об этой истории рассказал Витя Агафонов? Давайте послушаем краткий пересказ от его лица. (Это было индивидуальное домашнее задание). – Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал большую радость от прогулки и почему? (Витя, конечно. Повествователю “мешала” внутренняя борьба, она омрачала ему прогулку. Здесь же обращаемся к рисункам, комментируем их). – Почему повествователю “делается легко от принятого решения не бить Витьку”? Понятно ли вам это ощущение, или, скорее, оно вас удивляет? Обсуждение в парах: – Как вы относитесь к такому завершению рассказа, которое придумал В.Солоухин? Может быть, вас устроил бы другой финал? . (Писателю важно было не столько проследить зарождение и динамику мстительного чувства в душе мальчика, сколько показать сопротивление его доброй натуры им же придуманному “злодейскому замыслу”). – Как вы думаете, почему такое название – “Мститель” – дает автор своему рассказу? (В нем отражается мягкая авторская ирония). – Как вы думаете, почему именно рассказом о взаимоотношениях школьников (подростков) завершается в разделе “Порочный круг” разговор о мести? (Это чувство присуще человеку и часто проявляется в современной жизни; нужно думать о последствиях мести, нужно уметь прощать, так только мы разорвем порочный круг, куда нас втягивает месть). 4. Объяснение домашнего задания Стр. 71 в 2 или зад.1 письменно, на выбор (по кн. “Вокруг тебя – мир... 6 кл.”). – Как вы думаете, почему такое домашнее задание вы получили? (Оно итоговое по разделу и завершит наш разговор о мести). 5. Итоги урока, рефлексия 1. Вспомните, какие цели мы ставили, и подведите итог урока. – Чему же учит этот рассказ? – Что вы вынесете с сегодняшнего урока? 2. Слово учителя. Месть – это не только явление минувшего, не только феномен, существующий на войне или в мире взрослых. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый. И я надеюсь, что вы сможете простить обидчика, остановить эстафету мщения. 3. Оценки за урок. – Спасибо за работу, ребята. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |