Преподавание литературы Урок литературы в 8-м классе "Личность благоверного князя Александра Невского"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2315 Резникова Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы Цели: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Да ведают потомки православных Ход урока 1. Работа над новой темой урока. 1) Работа над формулировкой темы урока. - Всё ли вам понятно в теме и какое слово, на ваш взгляд, в формулировке главное? (Личность) - Что означает это слово? Мудрецы советуют: «Чтобы понять смысл какого-либо слова, зри в корень». Так давайте же найдём корень в этом слове (лич). Назовите однокоренные слова, чтобы проверить, так ли выделен корень: личный, лицо, лик, обезличенный, лицевой, облик, личина. - А теперь назовём синонимы к этому слову. (Образ, изображение.) слайд №3. - Если слово личность с точки зрения значения корня имеет схожесть со словами «образ», «изображение», о чём же пойдёт речь на нашем уроке? (об образе, изображении (повествовании) князя Александра Невского). А каково значение слова «благоверный»? Благо – это что? (Добро, благополучие) Благой – это какой? (То же, что хороший. Благое намерение. Благие порывы). - Значит, благоверный – это какой? (Верный благу, верный чему-то хорошему. Защите Родины, например.) - А почему Александр назван Невским? (Он одержал победу в битве со шведами на реке Неве в1240 году). 2) Выделение личных качеств Александра Невского. - Ветхозаветный пророк Исаия сказал: « Говорит Господь: Я ставлю князей, я возвожу их на престол». Что это значит? Учитель уточнит: Это значит, что рождение князя Александра было предопределено. А в житийной литературе принято изображать жизнь человека, протекающую в соответствии с Промыслом. А так как судьба князя Александра Невского предызбрана, то это должно было сказаться на его личности, на его характере. - Личность Александра Невского отличалась какими-то особенными качествами. Что же можно взять для определения личности Александра Невского? Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Чтение эпиграфа урока. Обратить вним-е на слова: труды, слава, добро.) - Найдите в тексте портрет князя, выразительно прочитайте описание внешности нашего героя. «Рост его был выше других людей, голос его – как труба в народе, лицо его – как у Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царём в Египте, сила его была частью силы Самсона. И дал ему Бог премудрость Соломонову, а храбрость царя Римского Веспасиана…» Слайд №4 (портрет князя Александра) - Что же показывает автор? Ученик: Автор показывает не только физическое превосходство князя Александра, но и сравнивает его с библейскими героями: Иосифом, Самсоном, Соломоном, Веспасианом. Но если каждого из них отличала в основном какая-то одна черта (сила, красота, мудрость, храбрость), то в личности князя Александра все эти качества нашли отражение. Учитель: Таким образом, восхищаясь своим героем, автор показывает, что Александр даже выше библейских героев. Он причислен к лику Святых. Очень редко бывает, что человек, стоящий у власти, обладает этими качествами. Перед нами князь – всем князьям князь. Учитель: До появления «Жития Александра Невского» было написано «Слово о погибели Земли Русской». Это своеобразное предисловие к повествованию об Александре Невском. Я хочу прочесть вам фрагмент: Читаю: «О светло светлая и искусно украшенная земля Русская! Многими красотами дивными наделена: озёрами многими, реками дивными, источниками месточтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями чудными, зверьми различными, птицами бесчисленными, горами великими, сёлами дивными, виноградниками монастырскими, храмами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всего ты исполнена, земля Русская, о православная вера христианская…» - Как автор описывает Землю Русскую? Ученик: Очень красиво описание Земли Русской (природы, селений). Слово учителя: Именно у такой красивой, богатой земли должен быть такой князь, как Александр Невский. И вот он появляется для спасения и освобождения Русской Земли. В личности князя, несмотря на его высокое положение, мы наблюдаем удивительные качества характера. - Известно, что черты характера человека особенно ярко проявляются в испытаниях. А через что в своей жизни пришлось пройти князю Александру? - Найдите в тексте эпизоды, демонстрирующие князя Александра, с одной стороны, славным полководцем, с другой – праведным (живущим по правде, исполняющем христианские заповеди) правителем. Ученик : В грозные годы жил князь Александр. Приходилось ему оборонять русские пределы от иноземцев. Несмотря на юность, как написано в «Житии…», князь Александр « везде побеждал, был непобедим».Это говорит о нём как об умелом, храбром полководце. Ученик: «И вот пришёл некто знатный от западной страны… Желая повидать дивную силу его, как в древности царица Южная приходила к Соломону, желая наслушаться премудрости его. Так и этот по имени Андреаш, повидав князя Александра, возвратился к своим и сказал: «Прошёл я много стран и городов, но не видал нигде такого князя». - Кто даёт оценку князю Александру в этом эпизоде? Ученик: В этом эпизоде оценку Александру даёт посторонний человек (Андреаш), который был поражён достоинствами юного русского правителя. -Найдите в тексте ещё эпизоды, характеризующие князя Александра. Ученик:Слышал такие слова король страны Полуночной, но, ослеплённый завистью, обезумевший от гордости, взял с собой многочисленное воинство и пошёл на Александра: «Уже я здесь, хочу пленить землю твою – если можешь, обороняйся». А у князя в это время была малочисленная дружина, и ожидать помощи неоткуда. Зато есть крепкая вера в помощь Бога. Александр пошёл в церковь святой Софии, «пал на колено перед алтарём и стал молиться со слезами Богу». «Вспомнил он песнь псаломную и сказал: «Суди, Господи, и рассуди распрю мою с обидящим меня, побори борющихся со мною». Окончив молитву и получив благословение архиепископа Спиридона, князь, укрепившись духом, вышел к своей дружине. Подбадривая её, вселяя в неё мужество и заражая собственным примером, Александр сказал русичам: «Не в силе Бог, но в правде». С малой дружиной (Храбрость; воин-полководец) князь Александр встретил врага, бился бесстрашно, зная, что сражается за правое дело, защищает родную землю. Слайд №5 (благословение на битву). - Следующий эпизод: Слайд №7 (Невская битва) - В каком эпизоде можно увидеть милосердие князя? Ученик: Автор изображает князя Александра не только мужественным воином, но и милосердным и справедливым человеком. На второй год войны, когда наш герой снова был вынужден сражаться с врагами, после очередной победы «других (врагов) к себе привёл, а иных помиловал и отпустил, ибо был он милостив без меры». Учитель: Итак, о каких качествах Александра Невского мы говорили? В ходе обсуждения возникла в тетрадях и на доске запись: Личность князя: Бесстрашный, храбрый, милостивый, справедливый правитель, полководец; живущий по христианским заповедям (Верный христианству(религии), тихий, приветливый, смиренный (готовность подчиниться чужой воле), мудрый праведник (живущий праведной жизнью, не имеющий грехов), человек высокой духовности (преобладание нравственных интересов над материальными) Слайд №8 - О каких качествах мы не говорили? Что здесь ещё добавлено? (Смиренный, мудрый праведник, человек высокой духовности.) - Что значит «смиренный»? как вы это понимаете? В каком эпизоде это показано? (Поездка Александра в ставку хана Батыя). (Возвращаемся к эпиграфу.) Учитель: Личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина. Недаром имя Александр в переводе с греческого языка означает «защитник». Перед смертью князь Александр принимает высший монашеский постриг – схиму – с именем Алексий, что с греческого языка также переводится как «защитник». А это значит, что, как при жизни, так и после смерти, в сонме святых благоверный князь Александр является ходатаем и защитником Земли Русской. «Житие…» - подлинный образец агиографии. - А что же означает это слово? - «Агио» – означает святой, «графио» - описание. А значит агиография – это описание святого. 3) Выявление связи между «Житием Александра …» и иконописным полотном. (Работа с картинами об Александре Невском) - А знаете ли вы, что произведениями агиографии являются не только литературные памятники в жанре жития, но и иконописные полотна. Как вы думаете, существует ли связь между житием святого и его иконописным изображением? Да, существует. Художник, собирающийся написать икону на какой-либо сюжет, должен непременно познакомиться с литературным источником, чтобы быть верным правде. Демонстрируется репродукция иконы Александра Невского. Слайд №9 (триптих) - А кто знает, что такое триптих?! - Это складная икона, имеющая три створки. Обратите внимание на центральную часть триптиха. (картина П. Корина «Александр Невский).Сопоставляем житие и иконописное изображение. Учитель: Во что одет князь? Ученик: Перед нами князь-воин и князь- правитель. Это вполне соответствует тому, как изображён князь Александр в «Житии…». Мы видим князя, одетого в воинские доспехи, поверх которых накинута мантия. Учитель: Можно ли увидеть в работе художника, что он изобразил мудрого правителя? Ученик: На иконе изображён Александр Невский как мудрый правитель: лицо сосредоточено, во весь лоб пролегла глубокая морщина. Учитель: Какие признаки говорят нам о том, что это опытный воин? Ученик: Это бесстрашный и опытный воин – переносицу пересекают волевые складки, волосы побелила седина. Учитель: Как изображены глаза Александра? Ученик: Глаза князя Александра отражают покой, смирение, доброту. Это глаза праведного человека. Итог. Живописцу известно «Житие Александра Невского», а иконографическое изображение свидетельствует, насколько он проникся душою и помыслами в содержание литературного памятника и насколько дорог ему образ князя Александра. Учитель: А теперь ещё давайте посмотрим картины других художников с изображением Александра Невского. Рассматривание картин Г.Семирадского «Александр Невский принимает папских легатов» (слайд №10) и В. Серова «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища». (слайд №11) (Выступление заранее подготовленных учеников по материалу учебника литературы за 8 кл.) 4) Сопоставление стихотворения А.Майкова «Кончина Александра Невского» и заключительной части «Жития…». - Ребята, чтобы вы восприняли личность Александра Невского во всей полноте предлагаю вам прослушать стихотворение А. Майкова «Кончина Александра Невского». Прослушайте его внимательно и ответьте на вопрос: - Каким настроением пронизано это стихотворение и заключительная часть «Жития…»? Кончина Александра Невского. (слайд №12 (икона(фреска)
Ученик: Эти произведения передают то горе, которое охватило всех русичей. В стихотворении А.Майкова так часто повторяется слово «тихо». Конечно, можно и молча скорбеть. Но в этой скорби опять-таки выражаются народная любовь к князю Александру и непоправимое горе от его утраты, которое в тишине ощущается ещё острее. В «Житии…» смерть князя описана в заключительной части и напоминает нам плач( цитату читают дети): «О, горе тебе, бедный человек! Не можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут твои глаза со слезами вместе! Как не разорвётся сердце от горькой печали! Отца человек может забыть, а доброго государя забыть не может, готов бы живым с ним в гроб лечь!» - Митрополит Кирилл говорил людям: «Дети мои, разумейте, что уже зашло солнце земли Суздальской…». «Уже погибаем!» Учитель: Лучше выразить своё отношение к князю Александру и ещё раз подчеркнуть его достоинства, чем это прозвучало в плаче третьей части «Жития…», невозможно… 5) Актуальность личности Александра Невского в 20-21 веках. Учитель: Прошли века… 13век- 20 век… более 700лет! В 1938 году на экраны страны выходит художественный фильм режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», где главную роль исполняет Николай Черкасов. (видеоролик из к-ма «Александр Невский») Учитель:Ребята, как вы думаете, почему именно в это время выходит такой фильм? О чём хотел сказать режиссёр? Накануне какого события он был создан? Ученик: Накануне 2-ой мировой войны. Это фильм вдохновение советских воинов на победу, это фильм предупреждение врага о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами» Учитель:Сбылись слова героя: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет». А в 1941году для офицерского состава Красной Армии был учреждён Орден Александра Невского. Награда вручалась за руководство успешной операцией, в ходе которой враг нёс большие потери. В период Великой Отечественной войны Орденом было награждено более 40 тыс. человек. (слайд 13 Орден Александра Невского) Учитель:Слова героя актуальны и сегодня… 21 век…2009 год… На экранах телевизоров проект «Имя России», в котором благоверного князя Александра Невского представлял Святейший Патриарх Кирилл. Он смог показать масштаб подвига и достижений Александра Невского, за что удостоен высшей российской общественной наградой – звездой ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». В начале 21 века, когда страна вступает на путь глубокой модернизации, становится очень символичным, что именем России стал Святой человек. Святой Александр Невский – это то имя, которое реально будет помогать нашим современникам изменять жизнь к лучшему. (Видеоролик: «Речь Святейшего Патриарха Кирилла в телевизионном проекте «Имя России»). Домашнее задание: поделиться своими впечатлениями от урока в небольшом сочинении «Солнце Земли Русской». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |