Преподавание русского языка Конспект урока "Обобщение и систематизация изученного по теме «Глагол»"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1061 Штефан Жанна Александровна, учитель русского языка и литературы Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “ Глагол”; Задачи: развивать и совершенствовать орфографическую зоркость учащихся, продолжать работать над умением выполнять различные виды языкового анализа, работать над устной монологической речью учащихся, развивать память и образное мышление детей, учить работать со справочной литературой, воспитывать чувство коллективизма, интерес к предмету. Методы: слово учителя, работа в группах, языковой анализ, упражнение, индивидуальная самостоятельная работа. Оборудование: телефон, папки с заданием для групп Ход урока: - Здравствуйте, дети! Сегодня мы собрались с вами в этом уютном кабинете на встречу с дядюшкой Глаголом. С минуты на минуту он должен прибыть из страны Речь, чтобы посмотреть как много мы о нем знаем. (Раздается звонок). (Имитируется диалог) - Минуточку, это, наверное, звонит дядюшка. - Алло! Здравствуйте! - Да, это школа № 58, 6 “ Б” класс. - Но я не понимаю, как это могло произойти, ведь мы его очень ждем! (пауза). - А вы обращались за помощью? (пауза) - Ну что ж, мы готовы вам помочь, жаль только, что праздник не получится, но друга в беде не оставим! Друзья, ведь, познаются в беде! (кладет трубку) - Да, ну и дела! Представляете, дядюшку Глагола похитили террористы! Мне сейчас звонили из страны Речь. Они уже обращались ко всем детективам, но никто не может им помочь: Шерлок Холмс преследует профессора Мориарти, мисс Марпл гостит у племянницы в Швейцарии, детективное агентство “ Лунный свет” поменяло адрес, лейтенант Коломбо расследует кражу 101 далматинца, а детективы с Улицы Разбитых Фонарей перекрывают все вокзалы и аэропорты. Так что вся надежда на нас. Праздник отменяется. Начинает работу детективное агентство. 6 “ Б” (прикрепить на доске плакат) - Руководить следствием буду я. - Для начала нам нужно составить фото-робот и разослать его всем постам. У меня есть картотека с признаками жителей страны Речь. Помогите мне отобрать те признаки, которые относятся к Глаголу. (“ Картотека” - коробка, из которой достаем признаки, относящиеся к глаголу, на доске выкладывается “фото-робот”) 1. Общее значение
2. Морфологические признаки Начальная форма
Постоянные
Непостоянные
3. Синтаксическая роль чаще всего
(Выбранные признаки помощник прицепляет к магнитной доске.) - Итак, мы с вами составили фото-робот. Теперь необходимо продумать оперативно – следственные мероприятия, которые помогут вернуть дядюшку Глагола, чем больше мы о нем узнаем, тем скорее найдем. Задействованы в работе будут все, о затруднениях в ходе следствия докладывать лично мне. - Дядюшка Глагол наверняка общался с соседями – другими частями речи. Выясните, с какими частями речи он был связан. Мы знаем, что он работает в “Предложении”. Узнайте, какую роль играет в предложении глагол, каким членом предложения чаще всего является.Эту работу мы поручаем оперативно следственному отделу № 1. Командиром назначается ________________(Отдать задание отделу, поставить табличку. Напечатана карточка с заданием, ответы вносятся в отчет о проделанной работе Задание оперативно-следственному отделу № 1
Тетушка Фло.
Отчет о проделанной работе оперативно-следственного отдела № 1 1. Состав группы: Командир_____________________________________________________________ 2. Следствием установлено, что чаще всего глагол является главным словом в словосочетаниях гл. + сущ, гл. + нареч. Примеры:____________________________________________________________ Подписи работников отдела. - Нам известны постоянные признаки глагола: возвратность, вид и спряжение. Это должно облегчить наши поиски. Второй оперативно – следственный отдел займется поиском этих признаков у слов в тексте. Вот ваш “Ордер на обыск” (задание) Определите постоянные признаки глагола. Старшим назначается… (Ставится табличка на стол) Задание оперативно-следственному отделу № 2
(Через пять минут после начала урока из отдела № 2 похищается текст стихотворения., остаются только рисунки (см. книгу Е. Синицыной “Умные слова” стр. 79) Шпион.
Отчет о проделанной работе оперативно-следственного отдела № 2 1. Состав группы: Командир_____________________________________________________________ 2. Следствием установлено, что глагол имеет следующие постоянные признаки: Чтобы определить вид глагола, необходимо______________________ Рассказать наизусть стихотворное правило с глаголами-исключениями Кроме глаголов I и II спряжения есть глаголы разноспрягаемые _______________ и особо спрягаемые ____________________________________ Дата проведения следственного эксперимента: Подписи работников отдела. - В наших руках оказались некоторые улики, вещественные доказательства, а также шифровки, перехваченные нашими разведчиками.Группа дешифровки займется разгадкой шифра, определением времени и наклонения зашифрованных глаголов. Восстановите текст, определите время и наклонения глаголов. Задание группе дешифровки
Жи… - бы… де.. о ба… И бы… у ни… Ку… Ря… Сне… ку…яи… не про…, а зо… Де… би…, би... – не ра… Ба… би…, би… - не Ра… Мы… бе…, хво… мА…, я… упа… и Ра… Де… пла…, ба… пла…, а ку…. Куд…: “Не пла…, де.., не пла… ба… Я сне…. Ва… яи… не зо…., а про….” Отчет о проделанной работе группы дешифровки 1. Состав группы: Командир_____________________________________________________________ 2. Следствием установлено, что глагол имеет три формы времени:_____________________________________________________________
Глагол имеет три наклонения:____________________________________ 1. _______________наклонение обозначает действие______________________ В ходе следствия удалось восстановить текст сказки “Курочка Ряба”. В данном тексте встретились следующие глаголы:________________________ Дата проведения следственного эксперимента: Подписи работников отдела. - Группа радистов будет расшифровывать звуковые сигналы, которые засекли наши радары. Решите кроссворды, изменяя лицо и число глаголов. Задание группе радистов Впишите в клетки глаголы в неопределенной форме, соответствующие глаголам в 1 л. ед.ч. (В.Волина “Веселая грамматика” стр. 240) 1. Прошу; 2. Терплю; 3. Соберу; 4. Пойму; 5. Бегу; 6. Тру; 7. Подниму; 8. Ловлю; 9 Берегу.
В результате вы прочтете в выделенном столбике название фонетического явления, происходящего при образовании этих глаголов. 1. Хотеть; 2. Стлать;3. Брать; 4. Плести; 5. Вести; 6. Бродить; 7. Давить; 8. Тащить; 9. Жать; 10. Свистеть; 11. Влечь.
Отчет о проделанной работе группы радистов 1. Состав группы: Командир_____________________________________________________________ 2. Следствием установлено, что изменение глагола по лицам и числам называется_____________________________________________________________ При образовании некоторых глаголов в корне происходит___________________ Например:_____________________________________________________________ Дата проведения следственного эксперимента: Подписи работников отдела. - Самая сложная работа предстоит мед. экспертам: у нас в руках несколько глаголов. Докажите, что это глаголы, сделайте их морфемный и морфологический анализ. Задание группе мед. экспертов
Солнечный зайчик
(Строкевич, Тростенцова “Дидактические материалы к учебнику русского языка 5 кл.”стр. 157) Отчет о проделанной работе группы мед. экспертов 1. Состав группы: Командир_____________________________________________________________ 2. Следствием установлено, что глаголы гонится, возвращается, прыгнул имеют следующую морфемную структуру:______________________________________ В ходе следствия был произведен полный морфологический разбор глаголов скачет, взмахну, запетлял. Дата проведения следственного эксперимента: Подписи работников отдела. - Отдел связи с общественностью проведет следственный эксперимент: определит, узнает ли наш народ дядюшку Глагола. Отгадайте загадки, восстановите пословицы, назовите в них глаголы.(Отдел работает с теми, кто не вошел в группы, с гостями, жюри) Задание отделу по работе с общественностью
- Есть работа и для наших специальных агентов.
Архивариус должен просмотреть архив, словари и картотеки, узнать историю слова “ глагол”. Его значение. (В. Волина стр. 234) Агент Глаголовед по памяти восстановит словарные слова – глаголы. Пр…вр…тить, пр…готовить, пр…сутствовать, р…гулировать, тр…нслировать, чу…ствовать, уча…ствовать, изв…ниться, ис…ледовать, бл…годарить, вообр…зить, эк…номить, пр…дставить, охр…нять. Агент Зоркий вставит пропущенные буквы, восстановит истину в спорных случаях. (Раздать карточки с заданием) Соб…раться в дорогу, ум…рать от страха, оп…еться на руку, ст…реть написанное, соприк…снуться рукавами, заг…релись дрова, изл…гать содержание, спряч… в карман, пр…едеш… завтра, береч… от мороза, воспит…вать сына, подрис…вал мелом, пр…везите и …делайте, ничего (не) боится, (не) хочет, (не) доумевать, сидел (бы) тихо, успел (бы) приготовиться, подготов…тесь к диктанту. - Можете приступить к следствию. Через 15 минут доложите о проделанной работе на планерке. Вам нужно приготовить отчет о ходе следствия. Учитель по мере необходимости помогает группам в выполнении заданий. Через 15 минут собираемся на планерку, заслушиваем командиров с отчетами, проверяем индивидуальную работу:
Все собрать в папку с надписью “ Досье”) (Раздается звонок.) - Алло! - Звонили из страны Речь, им, кажется, удалось напасть на след похитителей, срочно необходимо доставить туда “ Досье”. Особые агенты, Зоркий и Глаголовед, мы доверяем это задание вам, не подведите нас! (Зоркий и Глаголовед уходит за дядюшкой Глаголом). - А мы пока подведем итоги проделанной работы. (Итоги – словесная оценка и бальная оценка работы групп.) Входит дядюшка Глагол с особыми Агентами: - Здравствуйте, ребята, я очень рад встрече с вами, спасибо за помощь, с удовольствием остался бы здесь, но у меня слишком много работы, ведь
(Т. Рик “Здравствуй, дядюшка Глагол”) - Так что мне пора, а вы не скучайте, пишите мне письма. До свидания. (Дядюшка уходит). Домашнее задание. Ну что ж, раз дядюшка просил писать письма, давайте ему напишем. Только в своих письмах не забудьте рассказать о том, какую важную роль играет глагол в нашем языке и в нашей жизни. Письма напишите на отдельных листках, чтобы их легче было передать дядюшке. И очень постарайтесь не делать ошибок, чтобы не огорчить его. -А жизнь у нас пойдет своим чередом, мы с вами завтра напишем контрольный диктант, так что повторите опорные конспекты по глаголу.Большое спасибо вам за хорошую работу, за ваши умные головы и добрые сердца. Наш урок окончен. Можете быть свободны. Литература
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |