Преподавание русского языка
Урок русского языка в адаптивной школе
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1088
Зяблицкая Марина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы Адаптивная образовательная система - это такая система, которая способна помочь каждому ученику достичь оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями. Главный признак адаптивной школы - развитие способностей ученика к самоусовершенствованию на основе учета её возрастных внутренних ресурсов и возможностей, Цель – создание условий для самостоятельного, осознанного выбора каждой личности своей стратегии поведения, своего выбора существования, своего способа самосовершенствования. Задачи: - Создание благоприятных психолого-педагогических факторов и условий для всестороннего развития, самореализации, самосовершенствования.
- Отработка структуры рефлексии в образовательном пространстве
- Создание, апробация нетрадиционных образовательных программ, учебных планов, учебных программ.
- Научно-методическое обеспечение инновационных процессов, проходящих в школе.
В основе адаптивной школы лежит развивающий метод образования. Технология развивающего метода Обучение должно учитывать разноуровневое развитие учеников (3 уровня развития: высокий, средний, низкий). Это естественное явление ( причем, если говорим о развитии, то это развитие интеллекта), а оно зависит от созревания мозга, от которого происходит и восприятие и быстрота адаптации учащихся к более высоким требованиям. Можно ли влиять на этот процесс? Ученые доказали - да. При условии, что мозг постоянно получает информацию от рецепторов (органов чувств). Это способствует его функциональному развитию. Развитие интеллекта ребенка может ускоряться или замедляться в зависимости от культурного или образовательного окружения. Активность же влияния образовательной среды во многом зависит от метода, который должен способствовать развитию интеллекта ребенка, как бы автоматически включая механизмы внутреннего развития мыслительного процесса. Этот метод должен обязательно вызывать положительные эмоции. Удовлетворяются когнитивные (т.е. познавательные) потребности ребенка, значит, у него возникают эмоциональные переживания -основа усвоения школьного материала. Каждый ученик изначально хочет хорошо учиться (надо это желание “лелеять”, нежить, создать всяческие условия его поддержки). И еще психологический комфорт (а не дискомфорт) должен испытывать любой ученик на любом (каждом) уроке у каждого учителя, ученические ожидания соответствовать результату в познавательной деятельности, тогда будет происходить развитие. “Мысли правят миром”. Мысль - цель ученика должна быть двигателем его сознательных поступков и поведения. Суть развивающего метода состоит в том, чтобы обеспечить позитивное развитие мыслей - целей ребенка относительно его поведения. Критерии оценки эффективности урока. Под эффективностью урока понимаем его полезность для интеллектуального развития каждого ребёнка. Критерии - это обобщенные понятия, по которым производится общая оценка учебного процесса и его результатов, это та норма, уровень, приближение к которым обеспечивает реализацию дидактических, воспитательных целей и развитие интеллекта ребенка. Каковы критерии эффективности урока? - Активная мыслительная деятельность каждого ученика в течение всего урока (на всех этапах урока). Известно, что на обычном уроке (комбинированном) обычно работает примерно 30% ребят, остальные малоактивны или вообще не работают. Отсюда и конечные результаты обучения. Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся и при составлении поурочного плана, учитывать деятельность каждого ученика на уроке.
- Обеспечение эмоциональной сопричастности ученика к собственной деятельности и деятельности других. Здесь мы исходим из того, что без переживаний не происходит мыслительная деятельность. Если на уроке ученик переживает свои успехи и неудачи, то включаются мотивационные центры и центры саморегуляции поведения. Если ученик имеет продвижение в учебе и для этого созданы условия, то эмоциональная сопричастность становится естественной, внутренней движущей силой интеллектуального развития ребенка.
- Мотивация познавательной деятельности ученика на уроке связана с поддержанием интереса к изучаемому материалу. Основные факторы, способствующие мыслительной деятельности: самореализация и персонализация. При конструировании урока необходимо предоставить ученику возможность проявить свои знания, умения и получить за это одобрение. Простейшими формами включения ученика во взаимодействие с другими являются парная, групповая работа на уроке, а наиболее сложная - лекция, рассказ учителя.
- Обеспечение рефлексии и самоконтроля учащихся в процессе деятельности в течение всего урока. На каждом этапе урока ученик отслеживает свои результаты и оценивает их. Это самопроверка, взаимопроверка по критериям, которые дает учитель. Оценки выставляются в рабочей карте урока. Рефлексия повышает ответственность учащихся за результаты своего труда, снимает страх перед оценкой. В адаптивной школе нет оценки “2” и “1”. Дается возможность улучшить свои оценки на других этапах урока. В конце урока итоговая рефлексия.
- Наличие самостоятельной работы или творческого задания. Самостоятельная работа предполагает закрепление знаний на репродуктивном уровне, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях. В адаптивной школе добавляется самопроверка или взаимопроверка на этом же уровне. Она имеет большое значение для мотивации познавательной деятельности. Отсроченность ожидания снижает уровень восприимчивости.
- Оценка уровня полного усвоения знаний - это оценка “3”, средний уровень -“4”, высокий уровень - “5”. Оптимальный вариант, когда все учащиеся получают оценки.
- Достижение цели урока. Дидактическая цель - усвоение знаний, формирование умений и способов действий на уроке по изученной теме. Достижение данной цели характеризуется уровнем усвоения знаний, которому соответствуют полученные оценки. Воспитательная цель достигается за счет социализации мышления в процессе взаимодействия. Нормы поведения усваиваются в процессе совместной деятельности, направленной на достижение конкретной цели. Главная цель урока - развитие интеллекта, мышления ребенка достигается с помощью развивающего метода. Наличие довольно жестких критериев оценки эффективности урока характеризует качество управления учителем познавательной деятельности ученика на уроке. Данные критерии оценки эффективности урока позволяют углубить классический анализ урока, так как позволяют оценить деятельность ученика на уроке. На уроках с элементами РО по методике адаптивной школы сохраняются этапы уроков, триединые цели уроков, обеспечивается внутренняя связь частей урока, они как бы логически вытекают одна из другой. При этом подготовка д.з. - подготовка к усвоению нового материала, т.е. мотивация предстоящей познавательной деятельности.
Особенности подготовки учителя к уроку. Методические рекомендации: - Разработать точные критерии оценки результатов деятельности учащихся.
- Спланировать не только собственную деятельность, но и деятельность каждого учащегося на уроке.
Как решить эту методическую задачу? Рассмотрим ее на примере обычного урока, где присутствует проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление, самостоятельная работа. 1 этап урока - проверка домашнего задания. Если проверяется письменная работа, то дается образец выполнения. Проверка проводится в форме само- или взаимопроверки. При этом оценки выставляются по критериям. Ребята учатся оценивать свой труд по тем же критериям, что и учитель. При этом ученик должен объяснить выставление оценки. На устном предмете проверка организуется в групповой форме с последующим озвучиванием лучших образцов ответов для всего класса, при этом все группы выступают в качестве аналитиков или рецензентов. Этот образец ответа - пример для оценивания друг друга. Оценка за проверку домашнего задания выставляется в рабочую карту урока. При самопроверке оценка выставляется в рабочую карту самим учеником. Рабочая карта урока Фамилия:________________________ Раздел:__________________________ Дата | Тема | Проверка домашнего задания (с/о, в/о) | Изучение нового материала (с/о) | Закрепление (с/о или о/г) | Самост. работа (с/о или в/о) | Итоговая отметка (с/о) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | 2 этап - изучение нового материала. Это или рассказ учителя или самостоятельная работа. В обоих случаях необходима активизация внимания учащихся: это может быть предварительное задание или самооценка, или другая установка. Критерии оценки те же. 3 этап. На этапе закрепления нового материала используется комментирование, парная, групповая работа. Но всегда работа начинается с пробы самих учащихся, а с помощью комментирования закрепляется необходимое умение. Если проводится самостоятельная работа, то она проверяется здесь же на уроке, по той же схеме, что и д.з., т.е. по заданному образцу. Итоговая отметка выставляется самим учеником в рабочую карту урока. Причем критерием будет не среднеарифметическая отметка, а та, которая характеризует уровень усвоения знаний и приобретение умений применять знания в практической работе. Итог: каковые же общие особенности методики уроков с использованием развивающего метода? - Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки собственной познавательной деятельности и ее результатов. Главная задача заключается в том, чтобы научить учащихся самостоятельно объективно оценивать свою работу. Рефлексия приучает человека к ответственности, самостоятельности, принятию решений и анализу их качества, является мотивирующим фактором саморегуляции отношений и поведения.
- Учитель планирует не только собственную деятельность на уроке, но и деятельность каждого ученика. Это относится ко всем этапам урока и особенно важно при низкой мотивации к учебной деятельности учащихся.
- Учитель должен доверять самооценке ученика. Без доверия самооценки не стоит вводить.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ АДАПТИВНОЙ ШКОЛЫ. Тема : Понятие о союзе. Союзы простые и составные. Цели: Способствовать формированию понятия союз, выявлению его отличительных признаков и видов. Создать условия для развития у школьников умений определять признаки этой части речи, использовать изученное в конкретных условиях и новых ситуациях, анализировать и выявлять взаимосвязи между частями, комбинировать элементы для получения целого Воспитание стремления к системным знаниям по русскому языку и самоконтролю. Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Оборудование: рабочие карты урока, раздаточный материал для работы в группах, парах. Ход урока | Материалы к уроку | Затраченное время | Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация. 1. Проверка домашнего задания. | | 2 минуты 7 минут | Всем учащимся раздаются карточки с заданиями по домашнему повторению: Найти предлоги, объяснить их написание, охарактеризовать. Дать определение предлога. Какие ещё служебные части речи здесь встретились? (заключите их в овал) | Карточка 1 уровня (В)следстви.. глубокого снега лоси не ходили по тайге, а стояли на тех местах, где застала их непогода. Карточка 2 уровня. Отец мой не приехал (в)следствии…болезни, но скоро с посыльным отправил и деньги, и зимние вещи. Карточка 3 уровня. Выветривание происходит очень медленно, но (в)продолжении…многих лет самые прочные породы разрушаются и превращаются в щебень и песок. | | Работы взаимооцениваются в парах, оценка выставляется в рабочую карту урока. 2. Объявление темы и целей урока. | | 1 минута 10 минут | 3. Изучение нового материала. Обращение к статье этимологического словаря. | Что же такое союз, каково его значение, почему его так назвали? Союз – из старославянского языка, образовано с помощью приставки с-, обозначает соединение, сближение, связь. А что об этом говорит правило? | | Работа с учебником “Теории” Параграф 148 – работа в группах по 4-5 человек. | Что такое союз? Для чего нужны союзы? | | Обсуждение вопросов учителя, выступление 1 чел. от группы. Составление таблицы , обсуждение в группе, рассказ всего материала по таблице всеми членами группы, выставление оценок друг другу в рабочую карту. | Составьте таблицу “Виды союзов по строению и по значению”. Какие бывают союзы по строению? Почему их так назвали? | 15 минут | 4. Закрепление темы урока. Работа в парах по карточке №2. По окончании – взаимопроверка. | Задания к карточкам: раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы и недостающие знаки препинания . Подчеркнуть служебные части речи. Карточка 1 уровня. Мы соорудили шалаш… и решили ра(з,с)жеч… костёр чтобы св..рить уху. Карточка 2 уровня. По обочинам песча…их дорог ещё прогляд…вали (кое)где (не) яркие цветы но вскоре они и…чезли уступив место седым мхам. | | Работа по упражнению 826. Самооценка выполнения работы (сверка по образцу одного из учащихся). 5. Творческая самостоятельная работа: написать небольшое письмо другу, рассказать ему, что же интересного, нужного взяли вы с урока. 6. Рефлексия.Выставление итоговой самооценки за урок. 7. Домашнее задание: параграф 148 повторить, дописать письмо другу, выполнить к нему задание. | | 8 минут 1 минута 1 минута |
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|