Преподавание русского языка Особенности урока в классе компенсирующего обученияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1472 Погадаева Светлана Борисовна, заместитель директора по УВР; Чурилова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы В школу приходят разные дети: разные по характеру и по поведению, по уровню развития и по подготовленности. Одни учатся легко, словно играючи, схватывают все на лету. Другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и они более или менее удовлетворительно осваивают программный материал. И есть дети, обучение которых в общем потоке оказывается слишком трудным и для них самих, и для учителей, и для родителей. И, как правило, такие дети после комплексного обследования на ПМПК, целью которого является установление различных аспектов проблем и простраивание индивидуального образовательного маршрута, продолжают дальнейшее обучение в классах другого уровня – классы компенсирующего обучения. Цель организации компенсирующих классов – создание для детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, адекватных их особенностям условий воспитания и обучения, позволяющих предупредить дезадаптацию в условиях образовательного учреждения. Обучение по предметам инвариантной части базисного учебного плана в компенсирующих классах осуществляется по рабочим программам разработанных на основе общеобразовательных программ или программам для компенсирующих классов. Составной частью программы в классах компенсирующего обучения является программа коррекционно-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеучебных занятий с обучающимися. Обучение организуется по учебникам для массовых классов в зависимости от уровня развития обучающихся. Решение по этому вопросу принимает учитель. (Приложение к приказу Министерства образования российской Федерации от 08.09.1992 № 333 “Примерное положение о классах компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях”). Урок в классе компенсирующего обучения имеет те же этапы, что и в общеобразовательном классе. Нами выделены определенные требования к основным структурным элементам урока в классе компенсирующего обучения:
Несмотря на внешнюю схожесть урока в общеобразовательном классе и классе компенсирующего обучения, педагоги должны исключить механический подход, “натаскивание” при сообщении какого-либо объема информации или отработки какого-либо навыка. Образовательная программа в системе компенсирующего обучения, помимо обучающей задачи, прежде всего, должна носить коррекционно-развивающую направленность и учителю важно иметь представление о содержании коррекционной работы, которое включает следующие направления. 1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
3. Развитие различных видов мышления:
4. Развитие основных мыслительных операций:
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
6. Коррекция - развитие речи:
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря. 8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Однако учителю не достаточно только знать особенности развития личности, самое главное суметь организовать на каждом этапе урока коррекционно-развивающую работу в соответствии с возможностями и потребностями учащихся. Рассмотрим на примере урока русского языка в 5 классе компенсирующего обучения структуру его построения и коррекционно-развивающую направленность, обеспечивающую решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности ребенка. Урок русского языка в 5 классе компенсирующего обучения (Программа компенсирующего обучения по русскому языку в 5-9 классах авторы Т.А. Костяева, Ю.С. Пичугов.) Тема урока: Фразеологизм как лексическая единица языка. Цели урока:
Тип урока: Изучение нового материала Оборудование: Толковый словарь (один на парту), фразеологический словарь (один на парту); карточки для индивидуальной работы. Ход урока I. Организационный момент. На доске записано приветствие с использованием нескольких фразеологизмов. Учитель зачитывает приветствие: “Вы – ребята не робкого десятка, умеете работать засучив рукава, потому не ударите лицом в грязь, и урок пройдет без сучка, без задоринки”. II. Повторение. - Наш урок мы начнем с повторения. Игра “Третий лишний”. - Найдите лишнее слово и обоснуйте свой ответ.
- Какие основные понятия из раздела “Лексика” мы повторили? III. Изучение нового материала. 1. Постановка учебно-практической задачи. Работа с предложениями (предложения записаны на доске). По ходу работы со словосочетаниями заполняется таблица. Правая рука игрока была забинтована. Капитан команды – это правая рука тренера. Сравните словосочетание правая рука в предложениях. 2. Решение учебно-практической задачи - Какое лексическое значение имеет слово “правая”, “рука” в первом словосочетании? (Дети объясняют лексическое значения данных слов, используя толковый словарь. Правый - расположенный в той стороне тела, которая противоположна левой. Слово многозначное, имеет три значения. Употреблено в прямом значении. Рука - каждая из двух верхних конечностей человека от плечевого сустава до кончиков пальцев. Слово многозначное, имеет три значения. Употреблено в прямом значении. В первом случае каждое слово в словосочетании сохраняет свое лексическое значение, оба они являются самостоятельными членами предложения). - Можно ли употребить вместо слова “правый” - “левый”, “рука” - “нога”? (При необходимости замена возможна, общий смысл предложения при этом не изменяется). - Сохраняются ли эти значения во втором словосочетании? - А какое значение имеет это словосочетание во втором предложении? - Какое слово в словосочетании “правая рука” имеет это значение? (Слова из второго словосочетания утрачивают свое самостоятельное лексическое значение. В предложении говорится не о правой руке и вообще не о руке, а о помощнике тренера. Носителем этого лексического значения является данное словосочетание. Оно выступает в качестве члена предложения – сказуемого). - Возможна ли замена слов “правый” на “левый”, “рука” на “нога”? (Никакая замена слов в предложении невозможна). - В лексикологии, одном из важнейших разделов языкознания, существуют такие понятия: свободные словосочетания и несвободные словосочетания. К какому из этих двух понятий относится словосочетание “правая рука”? - А как вы думаете, почему такие словосочетания назвали свободными, несвободными? (Свободные словосочетания – это словосочетания, в которых каждое слово сохраняет свое лексическое значение. Словосочетания, в которых слова утрачивают самостоятельное лексическое значение, называются несвободными словосочетаниями). - Составьте, пожалуйста, свободные словосочетания. А теперь – несвободные словосочетания. Несвободные словосочетания, в отличие от свободных, не составляются в процессе речи, а представляют собой готовые, как бы застывшие словесные формулы. Поэтому их называют также устойчивыми словосочетаниями или фразеологизмами (от греческого фазис – “выражение”).
К фразеологическим выражениям большинство ученых относят пословицы, поговорки, меткие и яркие выражения писателей, ученых, общественных деятелей, ставшие крылатыми. Одни из них употребляются в переносном значении. Например, говорят Цыплят по осени считают, когда хотят сказать, что о результатах следует судить по окончании дела. Другие пословицы и поговорки употребляются в прямом значении: Живи для людей, поживут и люди для тебя; Не давши слова – крепись, а давши – держись; Недруг поддакивает, а друг спорит. Вывод:
IV. Закрепление материала. Работа по карточкам. Фронтальный опрос. 1. Найдите в каждой паре предложений словосочетания, состоящие из одинаковых слов. Какие из них являются фразеологизмами? Определите их значение? Какими членами предложения являются? (Учащиеся выполняют предложенное задание, одинаковое для всех, в карточках) В нашей команде Коля – пустое место. Единственное пустое место было в последнем ряду. Эй, возьми меня в работники, поработать руки чешутся. От укусов комаров чешутся руки. Орфографический словарь должен быть всегда под рукой. Он чувствовал по рукой полированную гладь стола. Фронтальная работа. Загадки-складки “Доскажи словечко”. (Учащиеся называют недостающее слово, объясняя значение фразеологизмов).
На доске записаны пары словосочетаний. Детям предлагается выполнить следующие задания самостоятельно. - Из каждой пары словосочетаний выберите фразеологизм. Объясните его значение. При затруднении можно обратиться к специальному словарю – фразеологическому. В таких словарях разъясняются значения устойчивых словосочетаний. С тремя любыми фразеологизмами составьте и запишите предложения. Вешать голову – вешать пальто, на черный день – на осенний день, плавать в бассейне – мелко плавать, танцевать от печки – танцевать на сцене, ни сучка ни веточки – ни сучка, ни задоринки. Взаимопроверка выполненной работы. V. Итог урока. - С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? - Какие словосочетания называются свободными? - Какие словосочетания называются фразеологизмами? - Сегодня мы с вами познакомились с устойчивыми словосочетаниями, объяснили значения каждого. Наш урок начался с приветствия. Есть ли в нем фразеологические обороты? Объясните их значения (не робкого десятка, работать засучив рукава, не ударить лицом в грязь). VI. Домашнее задание. Ученикам предлагается задание на выбор. Индивидуальная карточка для каждого ученика (каждому ученику предлагается объяснить один фразеологизм). Вариант №1: Что означает выражение духу не хватает? (Если затрудняетесь объяснить, загляните в толковый словарь). Составьте с этим фразеологизмом такие предложения, из которых были бы понятны его значения. Вариант №2: Вместо точек вставьте названия животных. Объясните значения фразеологизмов. Голоден, как …; изворотлив, как …; упрям, как …; хитер, как …; надут, как …; мокрый, как …; труслив, как …; нем, как …; болтлив, как …; здоров, как …; грязный, как …; колючий, как … Назовите 1-2 фразеологизма, связанных с: конем, медведем, вороной. (Ответы: волк, лиса, заяц, бык, уж, индюк, рыба, свинья, осел, курица, сорока, еж). Анализ урока с точки зрения его коррекционно-развивающей направленности.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |