Преподавание литературы Урок литературы в 5-м классе по теме "Путешествие в Лукоморье"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1521 Волкова Галина Александровна, учитель русского языка и литературы Урок литературы в 5 классе по теме “Путешествие в Лукоморье” (по сказкам А. С. Пушкина и его поэме “Руслан и Людмила”). Включает обобщающие задания по развитию речи: устные сочинения, инсценирование эпизодов из сказок, работу с эпитетами, выразительное чтение и ответы на вопросы. Задания по картине и музыкальному фрагменту способствуют расширению кругозора учащихся и развитию эстетического вкуса. Цели урока: 1) обобщение знаний пятиклассников по сказкам А.С.Пушкина; 2) развитие устной речи учащихся, умения делать выводы, высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией; 3) развитие эстетического вкуса учащихся. Опережающие задания к уроку:
Оборудование к уроку:
Эпиграфы к уроку:
Ход урока Учитель: “Счастье – это путешествие. Необязательно с переменой мест. Путешествие может быть в душу человека – в мир писателя, поэта”, - говорил В. Высоцкий. Сегодня мы с вами тоже отправляемся в путешествие. Мы ещё раз пройдём по пушкинскому Лукоморью. В прологе к поэме “Руслан и Людмила” это слово написано с маленькой буквы – “у лукоморья дуб зелёный” - и обозначает всего-навсего излучину морского берега (“лука” - изгиб берега). А мне почему-то всегда хочется писать это слово с большой буквы. Как вы думаете, почему? (Ребята высказывают свои предположения) Учитель: Да, Лукоморье – это уже целое государство, огромная страна, со своими неведомыми дорожками и чудесами, населённая самыми разными людьми – добрыми и злыми, умными и не очень, сильными, храбрыми, могучими. А ещё мы совершим путешествие в мир поэта А. С. Пушкина, увидим, каким предстаёт он на страницах своих волшебных сказок. Поэт Шубин назвал пушкинские сказки золотыми. А какие определения (эпитеты) дали бы вы сказкам нашего замечательного поэта? Ученики: Восхитительные, прелестные, чудесные, светлые, красивые, умные, добрые… Учитель: Встреча со сказками бывает в жизни каждого человека. Иногда эта встреча запоминается на всю жизнь, открывая дверцу в мир волшебства и добра. Выступление ученика: устное сочинение “Моя первая встреча со сказками Пушкина”. Учитель: Конечно, у каждого эта встреча происходит по-своему, но главное, что она состоялась, и сейчас мы все вместе можем отправляться в путь на встречу с добрыми старыми друзьями. Итак… У лукоморья дуб зелёный,
А вот и первое чудо: камень заветный, на нём надпись:
Задание 1 (записано на доске). Из какой поэмы эти строки, назови героиню и вставь пропущенные эпитеты.
Учитель: Почему именно такие эпитеты использует поэт? Что он подчёркивает в характере своей героини? (красоту, скромность, доброту, душевность…) Инсценировка отрывка из “Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях” (Можно взять эпизод “Царевна и нищенка”) Задание 2.
Ответьте на вопрос: Действие какой сказки движется по кругу: события, начавшись, повторяются трижды и возвращаются к своему началу (зачин= концовке)? (“Сказка о рыбаке и рыбке”) Инсценировка отрывка из сказки Учитель: Ребята, о чём предупреждает Пушкин своих читателей в этой сказке? (Жадность, алчность наказуемы) Задание 3.
Ребятам демонстрируется репродукция картины Врубеля “Царевна-лебедь” Учитель: Какая героиня пушкинской сказки изображена на этой картине? Почему вы сразу её узнали? Инсценировка отрывка из “Сказки о царе Салтане…” (Эпизод “Царевна-лебедь и князь Гвидон”). Учитель: Какими качествами наделяет Пушкин своих любимых героинь? Что делает их красивыми? Устное сочинение “Моя любимая героиня из сказок Пушкина” Учитель: Три задания – три испытания, данные камнем путеводным, вы преодолели успешно. А вот четвёртое задание я сама загадаю. Мы отправляемся в Лукоморье музыкальное. (Звучит “Марш Черномора” из оперы М. И. Глинки “Руслан и Людмила”) Учитель: Как вы думаете, какой герой появляется а опере под эту музыку? Как характер Черномора отражается в музыке? Какому событию в поэме соответствует? Чтение наизусть отрывка из поэмы А. С. Пушкина “Шествие Черномора”. (Можно показать ребятам репродукцию картины В. Васнецова “После побоища”, попросить найти в поэме отрывок, который изображает такую же картину и ответить на вопрос: что роднит картину художника и картину, созданную поэтом? – герои, ситуация, чувства авторов – скорбь и гордость.) Учитель: Ребята, а почему мы в Лукоморье встречаемся с поэмой “Руслан и Людмила”? (В ней много сказочного.) Назовите сказочные элементы поэмы. Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Мы прощаемся с героями сказок, созданных замечательным поэтом. А каким человеком вы представляете А. С. Пушкина, прочитав его произведения? (умный, добрый, весёлый, остроумный, талантливый, справедливый…) Встреча со сказками Пушкина происходит в детстве. А нужны ли сказки взрослым? Нужны ли они будут вам, когда вы повзрослеете? Почему? (Ребята высказывают свою точку зрения.) В заключение учитель читает стихотворение Татьяны Кузовлёвой “Пушкину”. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |