Преподавание русского языка Интегрированный урок русского языка и литературы по теме "Урок нравственности. Лингвистический анализ текста на примере сказки А.Поповой "Коряга"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1144 Шакало Евгения Ивановна, учитель русского языка и литературы Цель: Познакомить учащихся со сказкой А. Поповой «Коряга», особенностями ее композиции. Задачи дидактические: Обучать учащихся умению анализировать текст, выделять его части, определять тему и идею; развивать навыки нахождения изобразительных средств языка; навыки выразительной устной речи, умение логически рассуждать. Задачи воспитательные: Воспитывать чувство дружбы, коллективизма, доброжелательности на примере содержания сказки. Материалы и оборудование: Распечатанный текст сказки, иллюстрации, карточки, природный материал, звукозапись. Ход урока I. 1. Вступительное слово учителя (на фоне записи «Звуки леса»). [Давайте окунемся в звуки леса, воды, перенесемся в этот лес, на берег реки, на котором виднеются бревна. Перечитаем знакомую нам сказку и попробуем проанализировать ее содержание]. 2. Чтение сказки «Коряга». (Приложение 1) II. 1. Можно ли назвать текстом то, что мы прочитали? 2. Каковы признаки текста? [– есть заглавие; – можно определить тему; – можно определить идею; – предложения связаны по смыслу; – предложения следуют в определенной последовательности; – наличие изобразительных средств]. 3. Давайте убедимся в этом. Прежде всего обратите внимание, что весь текст разбит на абзацы. В каждом из них можно найти изобразительные средства, именно через тропы мы видим и слышим присутствие автора. Рассмотрим подробно абзацы, остановимся на их анализе. [Метафора – (повторяем определение на доске с помощью карточек)]. (При повторении тропов используется игровой момент «Найди пару». На доске в свободном порядке расположены на отдельных листах название тропа и его определение. По мере нахождения изобразительных средств учащиеся соединяют попарно термин и его толкование). III. 1. – Какие появляются герои? (Бревна) – Что о них говорит автор? (Свалены в удивительном беспорядке) – Какой троп использован? (Метафора) С помощью метафоры автор сообщает нам, чем любили заниматься Бревна. – Что он об этом говорит? (Учащиеся формулируют свои ответы и подтверждают их текстом). 2. [Эпитет – (повтор определения)]. – Какой новый герой появляется? (Коряга) – Какая она? Найдите эпитеты. О чем говорит нам автор с помощью эпитетов? – А что можно сказать о корягах природных? [Подбор эпитетов к природному материалу, выставленному в классе] – Какой признак сказки мы видим в этом абзаце? (Конфликт – столкновение добра и зла) [Коряга хотела поиграть, а Бревна восприняли это как обиду. Ее не приняли]. – Что решают сделать бревна? (Подровнять задоринки) [Задоринки, что это? Шероховатости по «Толковому словарю»]. – А сами они какие? Неужели «без сучка, без задоринки»? 3. – Корягу прогнали, ей плохо, а бревна веселятся. [Кульминация – (повтор определения)]. – Ваше отношение к героям? – Проявляется ли отношение автора? 4. – Какой новый герой появляется? (Дровосек). – Что происходит с Бревнами? (Сначала перепугались, а затем начали помогать) – Взгляд со стороны на Корягу. (Дровосек замечает ее, взгляд случайно упал. Коряга оказалась полезной) 5. – Автор ведет нас дальше и вводит новое художественное средство. [Сравнение – (повтор определения)]. – Что смогла сделать Коряга? (Сучья, словно пальцы, охватили бревна и скрепили плот, даже флажок был привязан к ней). – А без Коряги был бы плот? (Нет, Бревна остались бы бревнами). 6. – И что в заключении? (Плот отправился в путешествие). IV. Рассуждая, мы доказали, что это текст, подтвердились все признаки. Осталось определить тему и идею. [Тема, идея – (повтор определения]. – Сформулировать тему. – Идею попробуем найти в тексте (5, 6 абзац). V. [Аллегория – (повтор определения)]. Сказка эта – аллегория, иносказание. (Найти признаки сказки). – А в жизни вам встречались Коряги и Брёвна? (Приводя примеры, дети очень интересно рассуждают). VI. Вывод. [Только вместе, только в связке можно быть коллективом, быть сильным, можно чего-то добиться. Коллектив вашего класса наполовину обновился. Вам предстоит вместе быть еще не один год. Каждый из вас может оказаться на месте Коряги. У каждого есть свои задоринки. И прежде, чем нападать, осуждать – начните с себя.] VII. Заключение. Итак, на уроке мы работали с текстом сказки. Читали, анализировали. Можно сделать вывод, что чтение – это труд, труд ума, мысли, души с помощью автора. Когда ты трудишься, то получаешь удовольствие. И если к литературному произведению относишься с уважением, внимательно, вдумчиво – результат не заставит себя долго ждать. Вы узнаете не только новые произведения, но и значительно пополните свой словарный запас. Чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь. Все в ваших руках. – А теперь догадайтесь, о каком слове идёт речь? – Корень мой находится в «цене», – Отметки за урок. VIII. Домашнее задание: Мини-сочинение «Над чем заставила задуматься сказка?». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |