Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Орг. момент | - Здравствуйте, ребята. | |
II. Актуализация опорных знаний и умений уч-ся | - Сегодня заключительный урок по теме «СПП с разными видами придаточных». | |
- Я предлагаю разгадать шараду: Слог первый мой -предлог, Второе - летний дом, А целое порой Решается с трудом. (Задача) | Отгадывают шараду, записанную на доске. |
- Совершенно верно. С этой задачей вы справились. Но на этом уроке вам предстоит решить ещё несколько задач. Попробуйте определить их самостоятельно, исходя из темы урока. | Уч-ся определяют задачи урока.
Ожидаемый ответ: - составлять схемы,
- определять виды придаточных по значению,
- расставлять знаки препинания в СПП.
|
Совместное фрмулирование задач урока | - Фактически вы определили задачи урока. Проверить: - умение составлять схемы СПП, определять виды придаточных по значению;
- умение пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП;
- умение производить синонимическую замену простых и сложносочинённых предложений сложноподчинёнными.
( Задачи записаны на доске) - Итак, задачи урока определены, приступим к работе. - Напоминаю, что в конце урока в листках успеха вы должны оценить по пятибалльный шкале, насколько успешно вы усвоили материал темы. - Откройте тетради, запишите число и тему урока. | Уч-ся записывают число и тему урока |
а)Тренинг (см. приложение 1) | - Чтобы закрепить умение определять виды придаточных предложений по значению, предлагаю провести тренинг. -Команды приготовились. Начинаем. (Если есть необходимость, напомнить правила игры) - Молодцы! Тренировка прошла успешно. | В тренинге участвуют две команды. На карточках, которые лежат на столе, написано по одному примеру СПП. На доске прикреплены кармашки с обозначением придаточ- ных предложений по значению. . Ожидаемый ответ: участники команды (по очереди от каждой) подходят к столу, берут карточку с примером, определяют вид придаточной части СПП по значению и вставляют карточку в соответствующий кармашек. Если допущена ошибка, право ответа передаётся другой команде. Выигрывает та команды, у которой больше правильных ответов. |
б) Синтаксическая пятиминутка | - Выполним схематический диктант, проведёт его (вызывается ученик, которому было дано домашнее задание подобрать 7-8 СПП с разными видами придаточных). Учитель наблюдает за деятельностью учащихся). - Ребята, какую задачу урока вы решали, выполняя схематический диктант? | Ученица объясняет порядок выполнения схематического диктанта и проводит его: - прослушайте предложение два раза, записывая его;
- составьте схему СПП;
- определите вид придаточной части;
- произведите взаимопроверку.
Выполняют схематический диктант, производят взаимопроверку по ключу, выставляют отметки по критериям, которые учителем написаны на доске. (Работа выполняется в тетрадях) Ожидаемый ответ: - уметь строить схемы СПП;
- уметь определять виды придаточных по значению;
- уметь пользоваться правилами постановки знаков препинания в СПП.
|
в) Работа в парах (см. приложение 1) | - Сейчас вам предстоит выполнить работу в парах по карточкам. Работая в парах, вы обсуждаете задания, предложенные в карточках. Это поможет вам ответить на итоговый вопрос: «Что даёт синонимическая замена простых и сложноподчинённых предложений сложноподчинёнными»? Дозированная помощь учащимся. Корректирует ответы учащихся и фиксирут их на доске. | Учащиеся обсуждают задания, выполняют их в тетрадях. Ожидаемый ответ: - возможность избегать в речи однообразия синтаксических конструкций;
- более чётко передавать смысловое значение;
- делает речь ярче, выразительнее, богаче.
|
г) Тестирование (см. приложение 1) | - Последнее, что я предлагаю сделать вам сегодня – выполнить тесты. | Учащиеся работают с тестами самостоятельно, после выполнения сдают тесты на проверку. |
III. Домашнее задание (см. приложение 1) | - Домашнее задание состоит из трёх уровней. Вы выбираете любой их них и работаете по заданию. | Учащиеся записывают домашнее задание. |
IV. Рефлексия (см. приложение 1) | - Подведём итоги нашего урока. - Обратимся к задачам, которые стояли перед вами в начале урока. - Какие виды работы вы выполняли, чтобы решить эти задачи? - Как вы считаете, справились ли вы с первой задачей? Со второй? С третьей? Напротив каждой задачи учитель ставит определённый значок, например, улыбающееся лицо, если справились, грустное – не справились или частично справились. - Наш урок подошёл к концу. Заполните свои листки успеха | Ожидаемый ответ: - тренинг;
- схематический диктант;
- работа по карточкам в парах;
- тест.
Ожидаемый ответ: - коллективно определяют, как они справились с каждой задачей.
Ожидаемый ответ: - оценивают степень решения задач по пятибалльной шкале и сдают учителю.
|