Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Однородные члены предложения
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Однородные члены предложения


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2111

Савинская Наталья Викторовна, учитель русского языка

Цель: обобщить и систематизировать знания по указанной теме, совершенствуя навыки комплексного анализа текста.

Задачи:

Образовательные:

  • Повторить и систематизировать сведения об однородных членах предложения (ОЧП);
  • Совершенствовать умения находить ОЧП, составлять схемы предложений с ОЧ и расставлять знаки препинания при ОЧП.

Развивающие:

  • Развивать умение определять роль ОЧП в тексте;
  • Развивать связную речь учащихся, используя ОЧП для придания речи точности, ясности, выразительности;
  • Развивать умение делать выводы и обобщения.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование урока: проектор, компьютер, приложение1 (презентация Microsoft Power Point), приложение2 (текст), приложение3 (оценочный лист)

Ход урока

1. Организационный момент:

А) сбор тетрадей с домашним заданием, запись числа, темы урока (можно попросить детей, чтобы эту работу они выполнили на перемене), объявление цели урока (слайд 2)

Б) Психологический настрой на урок.

- Наш урок мы начнем с цзацзуаней- оригинального вида китайской художественной литературы, остроумно повествующего о различных жизненных ситуациях и поступках человека. Я попрошу вас сочинить цзацзуани к слову ПРИЯТНО (слайд3,4).

Приятно:

Смотреть, как за окном валит снег;

Когда вся семья собирается за ужином;

Когда одноклассники ценят тебя за ум, терпение, доброту.

(для этого вида работы можно дать различные слова и сочетания слов. Цель: настроить детей позитивно)

2. Словарный диктант (повторение лингвистической терминологии).

Эпиграф, анафора, разговорный, описание, научный, рассуждение, художественный, повествование, публицистический, заглавие, официально-деловой, инверсия, градация, параллельная, последовательная.

Взаимопроверка (слайд 5). Выставляются первые оценки в оценочный лист (прил.2), затем за каждый этап урока выставляется оценка в оценочный лист.

Задания к словарному диктанту:

  • найдите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого - "связь предложений в тексте как бы по цепочке" (последовательная);
  • назовите слово в словарном диктанте, лексическое значение которого - "тип речи, отвечающий на вопрос почему?" (рассуждение);
  • назовите стили речи, записанные в словарном диктанте;
  • назовите слово из словарного диктанта, лексическое значение которого - "связь предложений в тексте без сцепляющих слов, при которой все предложения, начиная со 2, и по смыслу, и грамматически связаны с первым (параллельная);
  • дайте определение слову инверсия;
  • назовите признаки заимствованных слов;
  • с каким синтаксическим явлением очень тесно связана градация? (Однородные члены предложения).
  • дайте определение ОЧП. Объясните знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при ОЧП;

Составьте предложения по следующим схемам, используя слова из словарного диктанта:

1) О:о,о,о: .

2) О,о,о,о:-О.

(Дети делают вывод, что это терминология. Она пригодится нам для дальнейшей работы с текстом).

3.Комплексный анализ текста (слайд 6).

(Каждому ребенку выдается текст на руки для индивидуальной работы).

1) беседа по содержанию:

  • выразительно прочитайте текст;
  • докажите, что это текст;
  • определите стиль, тип текста, укажите речевую ситуацию;

(Данный отрывок - текст, так как все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Текст относится к публицистическому стилю. Тип речи - рассуждение, потому что отвечает на вопрос "почему?". Речевая ситуация:

1) 1-много

2) офиц. обстановка

3) воздействие на массы, на читателя.

- определите основную мысль текста, в каком предложении она содержится? (Основная мысль текста содержится в 8 предложении)

Чтобы доказать свое предположение, вычислим сильные позиции текста (слайд 7):

  • абсолютного начала (АН)
  • гармонический центр (ГЦ)
  • абсолютного конца (АК).

Для выполнения данной работы класс делится на две группы. Первая группа вычисляет сильные позиции, взяв за структурную единицу предложение. Вторая группа вычисляет сильные позиции текста, взяв за структурную единицу слово. (Дети производят расчеты в соответствии с формулами) (слайд 8)

АН- 0,146 * 8 (количество предложений)=1,168~1

ГЦ - 0, 618* 8=4,944~5

АК- 0,944*8= 7,552~8

Вывод: основная мысль текста заключена в 8 предложении - сильной позиции абсолютного конца.

- укажите способ связи предложений в тексте. Составьте схему и укажите средства связи предложений в тексте.

2) Анализ синтаксического уровня.

- В тексте восемь предложений: 2 СП, 6 простых: 5 осложненных (1 обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 4 однородными членами предложения).

- выписать шестое предложение, выполнить пунктуационный разбор, составить схемы.

Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки и искусства. (объясняя знаки препинания, дети указывают на то, что в данном предложении 4 ряда однородных членов предложении

- как связаны между собой однородные члены предложения? (слайд 9,10)

- Выполнить полный синтаксический разбор восьмого предложения:

Какое же это необъятное и неисчерпаемое море - человеческая речь! (слайд 11)

(один из учащихся выполняет разбор предложения у доски)

3) Анализ морфологического уровня.

Один из учащихся выполняет у доски морфологический разбор причастия ПРОИСХОДЯЩИЕ. Остальные учащиеся занимаются подсчетом частей речи и сравнивают их количественный состав в процентном соотношении (слайд 12)

  • существительных - 26 - 33%
  • местоимений- 13 - 17%
  • прилагательных - 3 - 3%
  • глаголов - 10 - 13%
  • других частей речи - 25 -33%

Дети должны сделать вывод, что больше всего в тексте существительных и местоимений, потому что сначала человек давал названия предметам, вещам, которые он видел, и только потом описывал их действия. Глаголы занимают в тексте третье место. Для автора важно показать движение, развитие. Однородные члены предложения в тексте выражены в основном именами существительными и глаголами, что придает нашей речи точность, ясность и ощущение движения вперед.

4) Анализ лексического уровня.

Что можно сказать о лексике?

- В данном тексте в основном общеупотребительные слова. Очень мало заимствованных слов и нет устаревшей лексики. Обилие общественно значимых слов. Они составляют ряды однородных членов предложения. Автор использует общеупотребительные слова для того, чтобы текст был понятен широким массам читателей.

Обратимся к вычислениям, в которых за структурную единицу было взято слово.

АН - 0,146*60=8,072(количество слов в тексте без учета служебных частей речи)=8

Итак, сильная позиция АН - вселенная .

- что мы можем сказать о данном слове? (дети в толковом словаре находят значение данного слова, позже оно выводится на проектор)

- Слово многозначное, так как имеет два значения. В данном тексте оно употреблено в первом значении.

ГЦ-0,618*60= 38 -жизнь

АК - 0,944*60=57 - неисчерпаемое (слайд 13, 14)

- Какая же связь между сильными позициями?

- Всю жизнь человек разгадывает тайны вселенной. Всему новому дает названия, наблюдает за развитием всего, что происходит в мире. В результате обогащается его речь, возможности человеческой речи неисчерпаемы (слайд 15).

В данном тексте однородные члены предложения способствуют повышению информативности. Благодаря ОЧП, автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя, слушателя.

5) Морфемика. Словообразование.

- На данном этапе урока детям можно предложить провести морфемный анализ нескольких имен существительных, а также словообразовательный анализ причастий НЕИСЧЕРПАЕМАЯ, НЕОБЪЯТНАЯ с составлением словообразовательных цепочек.

4. Рефлексия (слайд 16)

В оценочном листе даны вопросы, на которые дети должны ответить.

1.Помог ли мне комплексный анализ текста в работе с ОЧП?

2. Ч то мне дает вычисление сильных позиций текста?

3. В чем я еще затрудняюсь?

5. Домашнее задание (слайд 17):

1)Выполнить орфографический разбор пятого предложения.

2)Написать сочинение-миниатюру по данному тексту, используя ОЧП.

6. Оценки выставляются после проверки домашнего задания. Выводится средняя по оценочному листу.

Литература:

  1. Васильева А.Н. Стилистические разработки по русской классике. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1975 - 197с.
  2. Корбут А.Ю. О методике лингвистического анализа художественного текста. - Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1998 -120с.
  3. Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. - М.: Рус. Яз., 1988. - 304с.
  4. Шанский Н.М. Лингвистический анализ художественного текста. 2-е изд., - Л.: Просвещение, 1990. - 415с.
  5. Разумовская М.М., Лекант П.А. "Русский язык. 8 класс". - М.: Дрофа, 2008.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21