Преподавание русского языка Однородные члены предложенияNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 2125 Савинская Наталья Викторовна, учитель русского языка Цель: обобщить и систематизировать знания по указанной теме, совершенствуя навыки комплексного анализа текста. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование урока: проектор, компьютер, приложение1 (презентация Microsoft Power Point), приложение2 (текст), приложение3 (оценочный лист) Ход урока 1. Организационный момент: А) сбор тетрадей с домашним заданием, запись числа, темы урока (можно попросить детей, чтобы эту работу они выполнили на перемене), объявление цели урока (слайд 2) Б) Психологический настрой на урок. - Наш урок мы начнем с цзацзуаней- оригинального вида китайской художественной литературы, остроумно повествующего о различных жизненных ситуациях и поступках человека. Я попрошу вас сочинить цзацзуани к слову ПРИЯТНО (слайд3,4). Приятно: Смотреть, как за окном валит снег; Когда вся семья собирается за ужином; Когда одноклассники ценят тебя за ум, терпение, доброту. (для этого вида работы можно дать различные слова и сочетания слов. Цель: настроить детей позитивно) 2. Словарный диктант (повторение лингвистической терминологии). Эпиграф, анафора, разговорный, описание, научный, рассуждение, художественный, повествование, публицистический, заглавие, официально-деловой, инверсия, градация, параллельная, последовательная. Взаимопроверка (слайд 5). Выставляются первые оценки в оценочный лист (прил.2), затем за каждый этап урока выставляется оценка в оценочный лист. Задания к словарному диктанту:
Составьте предложения по следующим схемам, используя слова из словарного диктанта: 1) О:о,о,о: . 2) О,о,о,о:-О. (Дети делают вывод, что это терминология. Она пригодится нам для дальнейшей работы с текстом). 3.Комплексный анализ текста (слайд 6). (Каждому ребенку выдается текст на руки для индивидуальной работы). 1) беседа по содержанию:
(Данный отрывок - текст, так как все предложения связаны между собой по смыслу и грамматически. Текст относится к публицистическому стилю. Тип речи - рассуждение, потому что отвечает на вопрос "почему?". Речевая ситуация: 1) 1-много 2) офиц. обстановка 3) воздействие на массы, на читателя. - определите основную мысль текста, в каком предложении она содержится? (Основная мысль текста содержится в 8 предложении) Чтобы доказать свое предположение, вычислим сильные позиции текста (слайд 7):
Для выполнения данной работы класс делится на две группы. Первая группа вычисляет сильные позиции, взяв за структурную единицу предложение. Вторая группа вычисляет сильные позиции текста, взяв за структурную единицу слово. (Дети производят расчеты в соответствии с формулами) (слайд 8) АН- 0,146 * 8 (количество предложений)=1,168~1 ГЦ - 0, 618* 8=4,944~5 АК- 0,944*8= 7,552~8 Вывод: основная мысль текста заключена в 8 предложении - сильной позиции абсолютного конца. - укажите способ связи предложений в тексте. Составьте схему и укажите средства связи предложений в тексте. 2) Анализ синтаксического уровня. - В тексте восемь предложений: 2 СП, 6 простых: 5 осложненных (1 обособленным определением, выраженным причастным оборотом; 4 однородными членами предложения). - выписать шестое предложение, выполнить пунктуационный разбор, составить схемы. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки и искусства. (объясняя знаки препинания, дети указывают на то, что в данном предложении 4 ряда однородных членов предложении - как связаны между собой однородные члены предложения? (слайд 9,10) - Выполнить полный синтаксический разбор восьмого предложения: Какое же это необъятное и неисчерпаемое море - человеческая речь! (слайд 11) (один из учащихся выполняет разбор предложения у доски) 3) Анализ морфологического уровня. Один из учащихся выполняет у доски морфологический разбор причастия ПРОИСХОДЯЩИЕ. Остальные учащиеся занимаются подсчетом частей речи и сравнивают их количественный состав в процентном соотношении (слайд 12)
Дети должны сделать вывод, что больше всего в тексте существительных и местоимений, потому что сначала человек давал названия предметам, вещам, которые он видел, и только потом описывал их действия. Глаголы занимают в тексте третье место. Для автора важно показать движение, развитие. Однородные члены предложения в тексте выражены в основном именами существительными и глаголами, что придает нашей речи точность, ясность и ощущение движения вперед. 4) Анализ лексического уровня. Что можно сказать о лексике? - В данном тексте в основном общеупотребительные слова. Очень мало заимствованных слов и нет устаревшей лексики. Обилие общественно значимых слов. Они составляют ряды однородных членов предложения. Автор использует общеупотребительные слова для того, чтобы текст был понятен широким массам читателей. Обратимся к вычислениям, в которых за структурную единицу было взято слово. АН - 0,146*60=8,072(количество слов в тексте без учета служебных частей речи)=8 Итак, сильная позиция АН - вселенная . - что мы можем сказать о данном слове? (дети в толковом словаре находят значение данного слова, позже оно выводится на проектор) - Слово многозначное, так как имеет два значения. В данном тексте оно употреблено в первом значении. ГЦ-0,618*60= 38 -жизнь АК - 0,944*60=57 - неисчерпаемое (слайд 13, 14) - Какая же связь между сильными позициями? - Всю жизнь человек разгадывает тайны вселенной. Всему новому дает названия, наблюдает за развитием всего, что происходит в мире. В результате обогащается его речь, возможности человеческой речи неисчерпаемы (слайд 15). В данном тексте однородные члены предложения способствуют повышению информативности. Благодаря ОЧП, автор достигает наибольшего эмоционального воздействия на читателя, слушателя. 5) Морфемика. Словообразование. - На данном этапе урока детям можно предложить провести морфемный анализ нескольких имен существительных, а также словообразовательный анализ причастий НЕИСЧЕРПАЕМАЯ, НЕОБЪЯТНАЯ с составлением словообразовательных цепочек. 4. Рефлексия (слайд 16) В оценочном листе даны вопросы, на которые дети должны ответить. 1.Помог ли мне комплексный анализ текста в работе с ОЧП? 2. Ч то мне дает вычисление сильных позиций текста? 3. В чем я еще затрудняюсь? 5. Домашнее задание (слайд 17): 1)Выполнить орфографический разбор пятого предложения. 2)Написать сочинение-миниатюру по данному тексту, используя ОЧП. 6. Оценки выставляются после проверки домашнего задания. Выводится средняя по оценочному листу. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |