Преподавание литературы Изучение поэмы А.Блока "Двенадцать" в 11-м классеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 920 Ноздренкова Ольга Александровна, кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы С момента создания поэмы «Двенадцать» – завещания А. Блока прошло девяносто лет: она была написана в январе – феврале 1918 года. В 1920 году была поставлена последняя точка – написана «Заметка о «Двенадцати»». В статье «Интеллигенция и народ» (1908 г.) он пишет: «Гоголь и многие русские писатели любили представлять Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул.… Тот гул, что с каждым годом мы слышим его ясней и ясней… Что если гоголевская тройка, вокруг которой «гремит и становится ветром разорванный воздух», летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройки, на верную гибель». В 1914:
И когда это настало, когда – помните три ключевые слова: круг, тайна, стихия, с которыми Блок обращался к России? – круг разомкнулся, тайна оказалась открытой, явной, стихия, которая, по Блоку, всегда права, порвалась, изверглась и именно он написал поэму «Двенадцать» через два месяца после октября. Этот эпос, суровый и строгий. Первая глава. Гигантская сфера. Определяется время –
Место – «божий свет». Персонажи – не герои. Хор, как в греческой трагедии. Цвета – чёрный, белый, красный (плакат).
Какая-то гигантская покатость, как будто, действие происходит на сфере всего земного шара, потому и трудно удержаться на ногах.
Это точка зрения масс. Воздержимся сейчас от оценки – хорошо это или дурно – будем следовать в этом Блоку, но одно очевидно: говорят массы. Почти одновременно с поэмой была написана Блоком статья «Катилина», в которой есть такие примечательные строки: «Представьте себе теперь тёмные улицы большого города (дальше он скажет: «Революция, как все великие события, всегда подчёркивает черноту»), в котором часть жителей развратничает, половина спит, немногие мужи совета бодрствуют, верные своим полицейским обязанностям, и большая часть обывателей, как всегда и везде, не подозревает о том, что в мире что-нибудь происходит. Большая часть людей всегда ведь просто не может себе представить, что бывают события. В этом заключается один из важнейших соблазнов нашего здешнего существования. Мы можем спорить и расходиться друг с другом во взглядах до ярой ненависти, но нас всё же объединяет одно: мы знаем, что существует религия, наука, искусство; что происходят события в жизни человечества: бывают мировые войны, бывают революции; рождается Христос. Всё это, или хоть часть этого, для нас – аксиома; вопрос лишь в том, как относиться к этим событиям. Но те, кто так думает, всегда – меньшинство. Думает меньшинство и переживает меньшинство, а людская масса – вне всего этого; для неё нет такой аксиомы; для неё событий не происходит».
Пока просто обратим на это внимание и отметим резкую и безаппеляционную точность – Буржуй. Единственный, кто стоит. Ждёт своего часа.
О, это очень знакомая фигура! Это он писал листовки, наверное, гордился своей оппозицией правительству и никому не позволял это забывать! Но вот революция (которую он же по мере сил готовил!) произошла. И что же? Он рассердился на неё и на народ, страсти которого он же сам помог развязать, потому что, оказывается, кто бы мог подумать, – во время революции – убивают. И – как всегда бывает с такими – быстро находит виновных, как та самая старушка: «Ох, большевики загонят в гроб!» Блок напишет в 1918 году статью «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция – идиллия? Что творчество ничего не разрушает на своём пути? (Здесь сквозит воспоминание об известных словах Радищева – «Революция есть творчество народа»). Что народ – паинька? Что сотни жуликов, провокаторов, черносотенцев, людей, любящих погреть руки, не постараются ухватить то, что плохо лежит? И, наконец, что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «чёрной» и «белой» костью, между образованными и «необразованными», между интеллигенцией и народом?» Закон революции: сначала – фанатики, потом функционеры, потом клопы.
Блок был человеком верующим, хотя не ортодоксально. Впрочем, есть и другая точка зрения. В тезисах отца Павла Флоренского о Блоке утверждается демоническая природа поэзии Блока, даже кощунственно-пародийная: «Генетическая зависимость культуры от культа заставляет искать тем культуры в тематике культа, то есть в богослужении. В нём – все начала и концы, исчерпывающие совокупность общечеловеческих тем в их чистоте и отчётливости. Культура же, от культа оторвавшись, обречённо их варьирует, обречённо искажая. Так, служанка, оставшись одна, повторяет, как своё, фразы и жесты госпожи. Творчество культуры, от культа оторвавшегося по существу, – ПАРОДИЙНО. Пародийность предполагает перемену знака при тождестве тем. Пародийный характер поэмы «Двенадцать» непосредственно очевиден. Поставлены под знак отрицания священник и иконостас, то есть тот и то, без кого и без чего не может быть совершена литургия. Но мне кажется, что Блок мучился не сомнениями, не тем, что было так очевидно для Л.Толстого и не только для него: противоположностью заветов Христа и казённой русской церкви. В 1927 году он. Конечно, не написал бы таких строк (когда громили церковь). Но в этой главе определены причины революции. Революции происходят тогда, когда силы Добра, предназначенные для того, чтобы творить это самое Добро, бездействуют. Дворянство русское, то самое, которое было предназначено самой судьбой «хранить народа честь и просвещение», о народе забыло. Церковь, по существу, предала свою паству. Недовольство организовывалось и направлялось. И – мировой сквозняк. Если бы царь осуществлял свою обязанность – блюсти законы! Но на смену государственной пустоте и ничтожности придёт другая историческая фигура. Главное действующее лицо первой главы – ветер.
(В процитированном стихотворении богатый – «зол и рад»). Теперь они поменялись местами. Они верх и низ. В этом трагическая ограниченность революции: кто был ничем, тот станет всем. Перевернулись. А середина?
Это немного комично – профсоюз проституток, но вполне понятно: а почему бы нет. Но самое главное – заявлена среда, откуда выйдет героиня поэмы, Катька. Она пока – голос из хора.
Вопрос задан – что впереди? Откроем последнюю двенадцатую главу, и посмотрим на последнюю строчку. Вот и ответ. Но до него ещё одиннадцать глав. Первая заканчивается:
Композиция поэмы – древесный срез, составленный из полукружий. Первая глава смыкается с двенадцатой, вторая с одиннадцатой, третья – с десятой и так далее. Шестая с седьмой. Сердцевина – преодоление тоски по Катьке. Во второй глава появляются герои. Идут обыкновенные люди, может быть, даже слишком обыкновенные. Нет в них ничего от твёрдокаменных героев будущих революционных произведений: ни кожаных курток, ни каменных скул с играющими желваками. Всё обыденно. И разговоры обыденные.
Сначала отказ от запретов. Заявлена цель их движения: «Неугомонный не дремлет враг».
Вот и сущность нового, революционного времени: без креста. Достоевский считал, что сущность социализма ни в коем случае не экономическое учение, а атеистическое: Бога нет – и всё дозволено. Вот они и вышли в великий поход – антикрестовый. Глава третья – чудо! Состоит из двенадцати строк, трех четверостиший. Диапазон – от солдатской песни до молитвы. Частушка и марш. Неожиданно Тютчевское: Боже мой, приди на помощь моему неверью. Цель огромна – «Мировой пожар в крови». Именно в крови, а не на всей земле только. Новое кровообращение, новая природа человека. Но для этого нужно отрешиться от старого. И вдруг – «Господи, благослови!» Сейчас он и переступит, как все герои русской литературы, через главное: «Не убий!». Четвертая и пятая главы Дважды вспоминается героиня толстовского «Воскресенья» Катюша Маслова в поэзии Блока. Один раз – «Под насыпью, в рву некошеном», а второй раз – здесь. Вечные Сонечки Мармеладовы, жаль вас, – скажет Раскольников. А тишайший Паша Антипов из романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» именно из-за того, что женщина в этом обществе оскорблена изначально, пойдет в революцию и станет комиссаром Стрельниковым, а потом – Расстрельниковым. Для таких, как Катенька, и делалась революция. Но что изменилось в ее жизни? Да только клиенты: «С юнкерьем гулять ходила, с солдатьем теперь пошла», в шестой главе – середине поэмы о социальной революции – она просто гибнет.
И бестрепетно перешагивают через нее, устремляясь вперед, на встречу с таинственным и неугомонным врагом, ибо Катька – не враг, она случайная жертва, предусмотренная теорией уличных жертв и теорией больших чисел. Через нее перешагнули и забыли. Глава седьмая – горчайшее и высочайшее прощание. Воспоминание Петрухи о Катьке живо и телесно, его слова – одни из самых проникновенных в блоковской любовной лирике вообще:
Но в этой главе убивается любовь к Катьке и тоска. «Не такое нынче время». Полное пренебрежение к личности. Глава восемь. Выжженное пространство. Отъединение от всех. Надо привыкнуть к своей богооставленности.
Выходит плебс – это те, для кого нет ничего святого. Лицо пренебрежительно-хамское у солдата. Не логично и вполне иррационально. Молитва произносится вполне механически. Глава девятая. Романс. Ничего нет. Безначалие и унылость. Глава десятая. «Снег воронкой завился». Оказывается, они шли на это сознательно. Катька – средство. Теперь эти люди, повязанные кровью, – единомышленники. Глава одиннадцатая. Все преодолели. Рыцари – антикрестоносцы. Уже никто не заговорит про керенки в чулке. Цель определена. Эта цель страшная и зловещая – неизбежность встречи с лютым и неугомонным врагом. Глава двенадцатая. Встреча произошла. Смысл в этой самой встрече. Отношения между двенадцатью и Христом до элементарности просты. Эти двенадцать стреляют в него. Они от Христа отказались. А он «с кровавым флагом». Принял на себя все – и всю будущую кровь. Страшное блоковское пророчество. Предвидел бесконечные жертвы. Христос от нас не отказывается. Вот почему так и заканчивается поэма, заканчивается призраком, увиденным Блоком в революционную бурю, в метель. Он занял самую трудную позицию – показал революцию во всей круглоте и антиномичности. Может быть, поэтому она во многом непостижима для нас. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |