Преподавание литературы Интегрирование уроков литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 747 Гараева Гульчечек Шарафутдиновна, учитель татарского языка и литературы «Нравственность и литература неразлучны. Какова у народа литература, такова его нравственность». Эти слова известного татарского просветителя Р. Фахрутдинова ясно раскрывают сущность труда учителя литературы. Татарская литература, как и все другие, обладает огромными возможностями для решения воспитательных задач, благодаря тому, что в ней заложен концептуальный писательский взгляд на мир как на целостную картину жизни. Начиная с древних времен, творчество поэтов татарской литературы: Кул Гали, Мухамедьяра и других пронизано гуманизмом. Такие поэты, как М. Булгари, М. Кули, У. Имани в течение нескольких веков своими произведениями воспитывали преданность, верность родине, нации, любовь к красоте, к труду, те положительные качества, которые присущи татарскому народу. И современная татарская литература воспитывает своих читателей на примере тех же идеалов. Творческие работы, проведенные после изучения данных тем, показывают, что учащиеся положительно воспринимают эти идеалы. «С древних времен народ считал, что доброта и справедливость – духовная пища человека. А в наше время как воспринимает душа человека такую пищу? Такие прекрасные качества остались лишь на словах или доказываются делом? Если посмотреть, и среди нас есть люди, которые обладают данными качествами. Они победили свою скупость и жадность. Поэтому их уважают. Если мы будем внимательны друг к другу, и совершим добрые поступки, то наше будущее будет светлым прекрасным». «В литературном произведении даже неподвижная гора начинает прыгать, петь, разговаривать с облаками. Вот такую мощь и силу имеет литературное произведение», – так пишет автор альтернативной программы А.Яхин. Обучение по данной программе дает возможность глубоко вникнуть и понять литературное произведение. В качестве примера приведу изучение стихотворения М.Аглямова «Берданбер» («Единственная»). После первого прочтения стихотворения дети не слишком проявили свои чувства. На вопрос «О чем это стихотворение?» они ответили односложно: «о матери», «о войне», «о себе», «о любви». Далее продолжается анализ по системе А. Яхина поиск ответа на вопрос «О чем это стихотворение?». В ходе анализа погружаются в стихотворение и дети начинают верить в то, что поэт может заставить и гору испытывать человеческие чувства. Как учит А. Яхин, ставится вопрос «О чем это стихотворение?», стихотворение делится на две части, устанавливается, что стихотворение о матери лирического героя, об остальных матерях. Через анализ выясняется значение понятия «берд?нбер» (единственный). Если в первой части речь шла о радостях любви, то во второй части выясняется следующее: мать болеет, понимает, что скоро умрет, муж рядом, на полу ползает единственный малыш. Понятие «берд?нбер» и в этом случае означает любовь, но в тоже время это и прощание. Это слово теперь означает степень чувства сожаления, превращается в вечную память матери. После раскрытия значения стихотворения, которое потрясло ребят, у них не осталось и следа равнодушия, в глазах появились слезы. Я считаю, что в нашей республике национальное образование должно быть направлено не только на овладение молодым поколением языковыми навыками, на глубокое постижение лексической и грамматической структур двух языков, но и ориентировано на знание и уважение традиций и самобытной культуры как татарского, так и русского народов, на формирование у учащихся толерантности, сопричастности к иным национальным литературам России. В этой связи особое значение приобретают уроки литературы, которые нацелены на взаимообогащение и взаимопроникновение двух культур и, прежде всего, двух литератур. Если мы обратимся к литературе относительно недавнего времени, то увидим, что писателей, как русских, так и татарских волновали общие проблемы. Одна из них – трагедия народов во времена сталинских репрессий. Интегрированный урок, посвящённый этой теме, можно провести в 11 классах. Цель – рассмотреть и сравнить лагерную прозу двух народов. Основой для сравнения могут стать произведения двух литератур. Учащиеся в небольших докладах в начале урока расскажут о том, что в русской литературе к этой проблеме обращались такие известные писатели как А.Солженицын, В. Шаламов, Е, Гинзбург, А. Жигулин и другие. В татарской литературе данная тема представлена такими именами, как И.Салахов, Г. Тавлин, Р. Мухаммадиев, Н. Давли, А. Гилязов, Э. Касымов, Л. Бадыкшан и другие. Каждое из произведений этих писателей по-своему освещает лагерную проблематику. Так, например, АязГилязев даже спорит с А. Солженицыным по поводу истоков репрессий, считая, что они заложены в самой природе русского шовинизма.Обратимся для сравнения к двум романам. Это «опыт художественного исследования» А. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» и роман «Черная Колыма» И. Салахова. Сравним два произведения по следующим параметрам: 1. Особенности композиции. «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына – это глубокое художественное исследование исторической эпохи. Автор прослеживает не только свою личную судьбу, но и судьбы практически всех народов, заселявших некогда СССР. Он подробно и обстоятельно показывает всю систему, весь механизм «Сталинской машины», характер которого можно проследить даже на уровне названии 7-ми частей произведения. Книга И. Салахова не менее энциклопедична. Однако это последовательное изложение, прежде всего, трагической судьбы главного героя (автора-повествователя). Салахов обращается к осмыслению «кровавой эпохи» на татарской национальной почве и достоверно описывает репрессии по отношению к татарской интеллигенции 30-х годов, в частности к литераторам. Особое место в двух произведениях занимает проблема взаимоотношения государства и личности. Это основной конфликт обоих произведений. Большое место занимает у двух писателей тема Человека, связанная, прежде всего, с разрешением этого конфликта. Важным моментом сопоставления двух произведений становится и авторская позиция по отношению к описанному, которая так ярко проявляется в лирических и философских рассуждениях обоих писателей. Два художника приходят к выводу, что бесчеловечная порочная социальная система порождена самим человеком и поэтому должна быть уничтожена, прежде всего, путем внутреннего обновления человека, его души, развития в нем нравственных качеств, гуманного отношения человека ко всему живому. Как видим, писатели, являющиеся, прежде всего представителями своего народа, стремятся к общечеловеческим ценностям. Им свойственно планетарное мышление, забота обо всем человечестве. К этому выводу приходят старшеклассники в процессе обсуждения на уроке двух произведений. Так, сравнивая произведения двух разных литератур, мы учимся понимать то главное, что присуще любому народу независимо от вероисповедания и национального уклада жизни: воспевание высоких нравственных качеств и призыв к духовности. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |