Преподавание литературы Базаров и Одинцова. Испытание любовью (урок по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1562 Маевская Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
Ход урокаВступительное слово учителя.Говоря о «молодых прогрессистах», называющих себя учениками Базарова и последователями нигилистического учения, мы отмечали некоторые отрицательные черты Базарова: деспотизм, высокомерие, бестактность по отношению к тем, кого он не уважает, кем пренебрегает. Но Ситников и Кукшина необходимы автору не только для характеристики главного героя: они по-своему характеризуютизбранную теорию, доводят до абсурда идеи Базарова, выявляя все негативныестороны вульгарного материализмаи нигилизма. Образы Ситникова и Кукшиной становятся косвенным средством разоблачения нигилизма: что-то в нем сеть привлекательное для таких пустых и поверхностных последователей. Ситников и Кукшина воплощают собой тип людей, известных ещё со времен Грибоедова, превращающих идеи в болтовню (вспомните...кого? - Репетилова). Базаров и ведет себя с ними презрительно именно потому, что понимает это, своим презрением подчеркивая их истинную ценность. – В какой же момент он сам начинает напоминать столь презираемого им Ситникова? (Когда беседует с Одинцовой в гостинице, «развалясь в кресле не хуже Ситникова») – Чем вызвано это сходство? (Уверенный в себе, «самоломанный» Базаров смущен, сконфужен, взволнован красотой Одинцовой и прикрывает это смущение развязностью, неестественной для него) – Кто же такая Одинцова, так подействовавшая на Базарова? (обращение к портрету Одинцовой, выделение главного в облике героини: красоты, спокойствия, женственности, уверенности в себе) – Почему Тургенев «заставляет» её остановиться в дверях зала? (Обращаем внимание на раму, которую образует дверной проём) – А какие отзывы о ней мы слышим из уст Базарова? (19 глава: «Эта госпожа – ой-ой-ой», «У ней такие плечи, каких я не видывал давно», «На остальных баб не похожа» и др.) – Как реагирует Аркадий на эти выражения своего друга? («Аркадия покоробило от цинизма Базарова») – Чем вызван этот цинизм? Это признак нарушенного душевного равновесия. Вспомним высказанное Базаровым мнение о любви Павла Петровича и княгини Р.: «И что это за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество…». А что же происходит теперь? После встречи с Одинцовой «он с негодованием сознавал романтика в самом себе»; видел в выражении её лица «что-то особенное» (17 глава). Может быть, он потому отрицал любовь, что не знал её? С момента встречи Базарова с Одинцовой конфликт из внешнего (Базаров и Павел Кирсанов) становится внутренним, переносится в душу героя. Любовь, поселившаяся в душе, ставит под сомнение его идеи, а Базаров понимает это как отступничество, как слабость, поэтому и ведет с самим собой борьбу («топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком»), поэтому и стыдится Аркадия. – А что же Одинцова? («Он поразил воображение Одинцовой; он занимал её, она много о нём думала». «…его появление тотчас её оживляло; она охотно оставалась с ним наедине и охотно с ним разговаривала…»). – Вспомним, каков образ жизни Одинцовой (16 глава): её жизнь скучна, однообразна, спокойна, монотонна, а в Базарове «она видела … что-то новое». «Она как будто хотела и его испытать, и себя изведать». Чем же закончилось первое испытание Базарова – любовное свидание? (Ничем. Базаров продолжает бороться, не слышит Одинцову, заглушает в себе голос чувства (примеры из текста главы), не замечает открытого окна). – Открытое окно – символ готовности сердца и души к чувству, к любви. Один из прибалтийских поэтов XX века, Ян Грот, написал:
В романе Л. Толстого «Война и мир» мы узнаем, как князь Андрей случайно через открытое окно слышит разговор Наташи и Сони, и это вызывает в нем бурю чувств, желание изменить свою жизнь, возрождает его к прежней активной деятельности. Испытание для Базарова продолжается в 18 главе. Поначалу Базаров сопротивляется, но любовь оказывается сильнее. Однако в этот раз окно закрыто! Только раз выпадает влюблённым день, «когда у них всё получается» (Е. Шварц), и этот день прошёл. Чувства Базарова уже не встречают ответа. (Чтение эпизода объяснения в любви из 18 главы) – Почему же Одинцова не ответила Базарову, ведь эти свидания происходили по её инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела признания от Базарова? Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым: она ходит по комнате, «изредка останавливаясь то перед окном, то перед зеркалом». (Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства, в зеркале же мы видим себя, рассматриваем себя, думаем о себе. В романе «Война и мир» княжна Марья смотрит в зеркало, пытаясь увидеть в нём свой «кроткий, спокойный и проницательный взгляд», о котором пишет ей в письме Жюли Карагина. Но зеркало отражает «некрасивое, слабое тело и худое лицо». Княжна Марья принимает слова Жюли за лесть, но это не так. Княжна не видит «больших, лучистых, глубоких» глаз потому, что такими они бывали, «когда она не думала о себе». А глядя в зеркало, мы думаем именно о себе: «Как и у всех людей, лицо её принимало натянуто-неестественное, дурное выражение, как скоро она смотрелась в зеркало»). – Что же выбирает Одинцова? (Она выбирает зеркало, а значит, комфорт, прежний образ жизни для себя, покой: «Спокойствие всё-таки лучше всего на свете» То равнодушие, та холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.) – Победой или поражением для Базарова заканчивается испытание любовью? Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь, теряет почву под ногами, смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему. Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило её уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается неспособной на глубокие чувства, гораздо менее живой, чем сам Базаров, который прятал в нигилизме свое «страстное, грешное, бунтующее сердце». В этом произведении И.С. Тургенева мужчина и женщина словно меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений. Литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |