Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Учим писать по воображению… (развитие связной речи на уроках русского языка)
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание русского языка

Учим писать по воображению… (развитие связной речи на уроках русского языка)


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1311

Минина Нина Владимировна, учитель русского языка и литература

Развитие связной речи учащихся – важнейший аспект обучения родному языку. Центральное место в системе работы по формированию речевых умений занимают специальные уроки развития речи. Значительная часть этих уроков отводится для обучающих письменных изложений и сочинений, цель которых – формировать навыки определения темы и основной мысли создаваемого текста, отбора необходимого материала и его систематизации, использования соответствующих замыслу типа и стиля речи наиболее подходящих языковых средств.

Высказывания, в свою очередь, развивают творческие способности учащихся. Содержание образования составляет как опыт творческой деятельности, так и опыт эмоционально-ценностного отношения, который становится личностным в том случае, если деятельность учеников сопровождается переживаниями. А потому одна из главных задач, которые решает учитель на уроке литературы и русского языка, – научить детей видеть и понимать прекрасное, чувствовать и сочувствовать, переживать и сопереживать.

Неоценимую помощь в этом оказывает искусство, будь это произведения живописи, музыки или поэзии. На уроке развития речи учителя часто используют содружество трех муз.

“Внутренние связи между всеми искусствами естественны и закономерны, потому что вырастают все искусства из одной и той же почвы и питаются одним и тем же источником, имя которому жизнь”, – такими словами Д. Кабалевского открывается раздел “Описание по воображению и памяти” в учебнике Е.И. Никитиной “Русская печь”.

С этих слов можно начать в 8 классе урок, на котором учащиеся готовятся писать сочинение на тему “Слушая “Осеннюю песнь” П.И. Чайковского”. Прошу ребят объяснить, как они поняли смысл этого высказывания.

Хотелось бы, чтобы учащиеся убедились, что произведения живописи и музыки, с которыми они познакомятся, не просто “приложения”, а своеобразные, отличающиеся своими приемами и особенностями виды искусства. Понимаю, что важным условием такого урока должен стать эмоциональный настрой.

Объявляю тему урока и говорю ребятам, что описание по воображению очень сложный вид работы. Для того чтобы передать словом состояние души и описать состояние природы, мы будем учиться вслушиваться, всматриваться, учиться чувствовать. Помогать нам будет музыка П.И. Чайковского, его фортепианный цикл “Времена года”.

Ученица, получившая заранее домашнее задание, делает небольшое сообщение об этом цикле. Далее использую некоторые упражнения (№ 198, № 199), которые предложены в учебнике “Русская речь”, подчиняя их логике стоящей задачи. Читаем эпиграфы (попутно говорим об их роли в литературном произведении) к музыкальным миниатюрам “Январь. У камелька” и “Февраль. Масленица” и слушаем аудиозапись. Прошу ребят описать (устно) картины, образы, навеянные музыкой. Какое настроение она создает? Какой характер имеет мелодия? Чем отличаются музыкальные пьесы?

Записываем в тетради значения слов “мажорный”, “минорный”, “элегический”. В этом нам помогает “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой, с которым в течение урока работает группа учащихся.

Далее обращаемся к прослушиванию миниатюры “Осенняя песнь. Октябрь”. Прошу ребят определить, о каком времени года рассказывает эта мелодия, как она звучит, какие чувства пробуждает. Возможно, у кого-то сразу возникают определенные картины, образы;

Эпиграфом к “Осенней песни” композитор взял начало одного из стихотворений А.К. Толстого:

Осень... Обсыпается
Весь наш бедный сад.

Пробуем найти общее в словах поэта и в музыкальном звучании. Это созвучие – в ощущении покоя, грусти. Первый этап урока закончен.

На втором этапе работа продолжается в группах. Учащиеся должны показать, что тема и основная мысль музыкального произведения поняты верно. Одна из групп получает следующее задание – найти среди предложенных репродукций картин русских художников такие, которые по образам и настроению созвучны “Осенней песни” (И.И. Левитан “Осень. Усадьба”, И.И Левитан “Золотая осень”, И.И. Левитан “Осенний день. Сокольники”).

Свой выбор нужно обосновать, вывод записать, обратить внимание на орфограммы.

Учащиеся второй группы должны предложить свои иллюстрация к музыкальной пьесе. Словесно-изобразительная работа заставляет выбрать самые яркие зрительные образы, конкретизировать тему и средства ее отражения, продумать цветовую гамму. К иллюстрациям делают короткое письменное пояснение.

Учащиеся третьей и четвертой группы начинают составлять рабочие материалы для сочинения, используя словари (Учебный словарь синонимов русского языка, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1997; Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка, Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1995). Им нужно найти определения к словам “листья”, “день”, “небо”, “тишина”, “лес”, “сад”, “облака” и др., синонимы к слову “осень”, услышать звуки осени и т.д.

Например:

тишина – бездонная, голубая, необыкновенная, неподвижная, хрустальная и т.д.

листья – желтые, разноцветные, ковер опавших листьев и т.д.

Материал оформляется на доске, обращается внимание на орфографию, на употребление прилагательных и причастий, которые придают речи, не только точность и меткость, но и особую выразительность, помогают передать настроение пишущего. Не случайно в художественном описании природы почти каждое четвертое слово – это прилагательное.

Учащиеся пятой труппы, среди предложенных поэтических текстов находят стихотворения, созвучные пьесе П.И. Чайковского. Они получают следующее задание:

1. Выписать из текста слова, с помощью которых передаются краски осени.

2. Выписать слова, которые точно и образно передают состояние природы. Какие из них употреблены в переносном значении?

3. Найти примеры, художественных тропов (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений). Могут быть предложены стихотворения А.С. Пушкина “Осень” (отрывки), И. Бунина “Листопад” (отрывок), Е. Баратынского “Осень” (отрывок), А, Майкова “Осень”.

Затем проводится защита подготовленных материалов. Это дает возможность учащимся дополнить свое восприятие, помогает увидеть то, что осталось незамеченным.

На третьем этапе урока предполагается работа над черновыми вариантами и слушание некоторых из них. Вновь звучит мелодия “Осенней песни” П.И. Чайковского.

После сочинения такого плана ребята совсем по-другому слушают музыкальные произведения. Уроки типа “Описание по воображению” развивают и образное видение, и творческое мышление, дают общее представление об уровне понимания и восприятия учащимися той или иной темы, формируют творческую личность.

Хотелось бы представить несколько вариантов работ на тему “Слушая “Осеннюю песнь” и отметить, что почти в каждом сочинении (объем не оговаривается) была своя “изюминка”.

Слушая “Осеннюю песнь” Чайковского.

Слушая “Осеннюю песнь” П.И. Чайковского, я представляю себе парк. Аллеи усыпаны листьями, которые беспрестанно падают с деревьев, оставляя голые серые ветки. Тихо дует осенний ветерок, как будто не смея волновать увядающую, погруженную в печаль природу.

Фонтан в центре парка спит. Осталось лишь воспоминание о былой его красоте, живых потоках воды, искрящихся и переливающихся на солнце. Вокруг фонтана несколько скамеек стоят одиноко. Лишь на самой дальней, скрываемой ветвями некогда пышной березы, сидит старушка. Ее взгляд задумчивый и грустный, устремлен на фонтан. Кажется, что она ждет, когда забьет вновь струя воды и все оживет.

Такой мне представляется первая часть пьесы. Во второй же глубокая печаль сменяется надеждой, верой в будущее. Ведь придет еще весна, и деревья вновь зазеленеют, и аллеи парка наполнятся благоуханием цветов и трав, и вода заплещет в засохшем, бассейне фонтана, и воробьи будут резвиться под дождем капель, разлетающихся вокруг. Снова подует бойкий весенний ветерок, играя с пушистыми верхушками деревьев.

Но вот вновь налетает холодный ветер. Все иллюзии и мечты уносятся, как листья, неизвестно куда…

Опять звучит нежная мелодия. Она выходит за границы парка и устремляется в небо, устланное пепельно-сизыми облаками. (Ира К.)

Слушая мелодию “Осенний песни” Чайковского, я представляю себе печальную картину осени. Золотисто-багряный лес. Серо-голубое небо. Ветерок срывает листья с деревьев. Они кружатся в воздухе и медленно опускаются на холодную землю, устилая ее разноцветным ковром.

Грустные звуки прощального курлыканья журавлей, улетающих в далекие края, шорох падающей листвы навивают тихую грусть.

Природа поет свою печальную песню. Она напоминает нам о теплых днях уходящей осени.

Так и хочется попасть в этот чудный уголок, побродить по осеннему лесу, пошуршать листьями, послушать звонкую тишину. (Наташа К.)

А это почти что поэзия.

Вот и все. Последний лист упал на жухлую траву. Пришла к нам осень быстрыми шагами, вспугнув всех птиц на голубом пруду. И яркий робкий лучик света вдруг мелькнет сквозь седые, нахмурившиеся дождем тучи.

Поразительную тишину нарушит уже не пение птиц, а волшебная мелодия северного ветра. Он несет с собой вихри желто-красных листьев, исполняющих последний танец осени. (Надя К.)


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21