Преподавание литературы Любовная лирика Ф.И. Тютчева. (Анализ стихотворения "Весь день она лежала в забытьи..."). 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1698 Лазарева Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: 1) развитие аналитического мышления детей; 2) развитие любви к русской литературе; 3) закрепление навыка лирического текста. Методические приемы: аналитическая беседа с учащимися, анализ стихотворения Оборудование: текст стихотворения Ф.И. Тютчева “Весь день она лежала в забытьи…”. (Приложение 1) Ход урока 1. Вступительное слово учителя. (Объявляется тема урока). Мы сегодня продолжим разговор о любовной лирике Тютчева на примере одного стихотворения “Весь день”. - Давайте, ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке, посвященном любовной лирике Тютчева. (...). Но все же самой яркой является любовь к Елене Александровне Денисьевой. Именно этой женщине и посвящен “Денисьевский” цикл. - Ребята, в чем особенность “Денисьевского” цикла? - В чем особенность композиции этого лирического цикла? - А в чем особенность лирического произведения? Чем лирическое произведение отличается от прозаического и драматического? - Почему же мы сказали, что стихи Тютчева напоминают любовный роман? Слова учителя: Я рада, что вы хорошо помните, о чем мы говорили на прошлом уроке. 2. Введение в тему. - Ребята, как вы думаете, почему тема звучит так широко, а рассматривать мы будем лишь одно стихотворение? - Чтение стихотворения. Слова учителя: Итак, мы должны понять, о чем рассказывает автор в своем произведении, и какую мысль он хочет донести до читателя, т.е. каковы тема и идея стихотворения. 3. Анализ текста. Приступим к анализу стихотворения. Не забудем, что главное в лирическом тексте – чувства. Чтобы сэкономить время, работать будем на листочках с текстом. Эти записи вам помогут выполнить домашнее задание. Запишем на обратной стороне листа слово тема и идея. Слова учителя: Мы убедились, что любовные стихи Тютчева сюжетны и напоминают прозу.
Нарисуем схему: Н.ф. наст.вр. прош.вр. буд.вр. - На какую мысль это нас наводит? (Они заставляют задуматься, сможет ли лирический герой пережить это горе. Неизвестно) - На сколько логических частей можно разделить это стихотворение? Посмотрим текст. - Как можно назвать эти логические части? - Теперь давайте проанализируем стихотворение на лексическом уровне. Какие выразительные средства (тропы) мы можем выделить в стихотворении? - Какой вывод мы можем сделать, проанализировав это стихотворение на лексическом уровне? (Автор использует обычную литературно-разговорную речь). Почему? (Настоящее человеческое горе передается очень просто) - Почему Тютчев 2 раза использует слова “сознательную” и “сознательно”? - Почему в последней строфе слово “пережить” выделено автором и в тексте стоит после восклицания? (“… О Господи!.. и это пережить”… По библейской истине мы знаем, что ни один волос с головы человека не упадет без воли Господа) Какое чувство выражено в этом восклицании? (Упрек, чувство несправедливости. “…Пережить” - если бог у него жизнь не отнимает, это придется пережить) Слова учителя: Поэтому слово “пережить” - является ключевым в этом стихотворении. Давайте его подчеркнем. Ребята, опираясь на то, о чем мы уже поговорили, какой мы можем сделать вывод по теме этого стихотворения и его идее? Давайте запишем, поставим вопросы, а позже проверим, верны ли наши утверждения. Такой вывод мы можем сделать на основе анализа композиции, лексики, морфологии, анализа рифмы, размера… Давайте проверим свои выводы с точки зрения синтаксиса. Мы будем анализировать текст по строфам. Слово учителя: Подтверждается наш вывод о несправедливости смерти. - Что представляет собой вторая строфа с точки зрения синтаксиса? - Почему три раза Тютчев повторяет союз и? - Почему стоит тире? - Почему же лирическая героиня пришла в себя? В чем причина? Каким словом эта причина выражена? - Почему строфа заканчивается многоточием? Слова учителя: Героиня должна осознать умирать ей или возвратиться к жизни. - Какими синтаксическими средствами раскрывается смысл третьей строфы? - Почему деепричастный оборот вводиться союзом как и частицей бы? - Какое условие мешает героине беседовать самой с собой? Чем оно выражено? - Давайте поговорим о четвертой строфе? - Какой знак между частями БСП? Когда мы ставим тире? - Почему предложение заканчивается восклицательным знаком? - Почему после обращения в первом предложении стоит восклицательный знак и многоточие? Ведь, это редкий и сложный знак. Какое здесь выражено сильное чувство? - А многоточие? (Незаконченная мысль. В этом обращении звучит не только чувство, но и желание понять, что же дальше) - “Это пережить... ”. (Многоточие, потому что неизвестно, сможет ли герой пережить это горе). Автор выделяет это слово, как главное в своем стихотворении, а мы выделяем, как ключевое) - “И сердце на клочки не разорвалось … ” (Опять недосказанность, неизвестность, что же будет дальше?) Слова учителя: Но, ведь, оно не разорвалось. Значит, все же надежда на будущее у лирического героя есть. - К чему же Тютчев подводит читателя? (Страдания человека от утраты великой любви безграничны. Человеку тяжело с этим справиться и не каждому это дано) Слова учителя: Сможет ли справиться с этим горем лирический герой? На этот вопрос автор не дает нам прямого ответа, потому что каждый человек индивидуален. Но есть надежда на то, что он преодолеет эту беду. - Вспомним, какова была цель нашего урока? (…) Мы этого добились. 5. Выставление оценок 6. Домашнее задание: проанализировать одно любовное стихотворение Тютчева. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |