Преподавание русского языка Синтаксис и культура речи (подготовка к ЕГЭ)Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 931 Зайцева Валентина Юлиановна, учитель русского языка Цель урока:
Тип урока: урок повторения, систематизации, обобщения и коррекции знаний учащихся. Задачи
Использование на уроке образовательных технологий:
Оборудование урока:
Примечание. Домашнее задание учащиеся сдают на проверку обычно за 2 дня до проведения урока, что позволяет увидеть допущенные ошибки и скорректировать работу на предстоящем занятии. Ход урока I. Беседа. − К какому разделу науки о языке относятся вопросы, на которые вам нужно было ответить дома? − К синтаксису. − Давайте вспомним, что изучает синтаксис? После данных ответов обобщаю материал. Синтаксис (от греч. syntaxis - составление, строй) - это раздел грамматики, изучающий строй связной речи, способы соединения слов в словосочетания и предложения, а также типы синтаксических единиц, условия их функционирования и употребления. Основные единицы синтаксиса:
Напоминаю учащимся, что достаточно большая ошибочность во время выполнения тестов приходится на задания, связанные со знанием грамматических норм русского языка. Конкретизирую, что грамматические нормы – это языковые и речевые нормы:
СЛАЙД 1. Синтаксически нормы регулируют:
II. Закрепление материала. Систематизация знаний. - Таким образом, мы определили круг вопросов, которые будут сегодня в центре нашего внимания. Работа на уроке, построенная на тексте С.А.Аксакова, поможет разобраться в материале и привести в систему имеющиеся знания. Определяем тему (Самоотверженная борьба матери за жизнь своего ребенка) и основную мысль текста (Мать всегда защитит от беды, спасет, вернет к жизни, не даст пропасть). Используя презентацию, говорю несколько слов о писателе. СЛАЙДЫ 2, 3. Сергей Тимофеевич Аксаков обладал каким-то непостижимым даром изображать мир природы, которую он любил и до мелочности помнил се ее впечатления. Читая его зарисовки, не только видишь их автора, знающего и бывалого человека, но и представляешь состояние его души. Пользуясь случаем, он легко и ненавязчиво, с еле заметной улыбкой делится с нами накопленным. Но вернемся к теме нашего урока. I этап. Индивидуальная работа. Найдите нарушение синтаксических норм в данных предложениях. Цель предстоящей работы:
Найдите предложения, построенные с нарушением речевой нормы. Исправьте ошибки.
Учащиеся указывают характер ошибок в предложениях, записывают исправленные варианты в тетради. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы) СЛАЙД 5
Задаю учащимся проблемный вопрос: Любое ли сочетание слов является словосочетанием с точки зрения синтаксиса? Исключите лишнее сочетание слов:
− Какие еще конструкции не являются СЛС€ СЛАЙД 6 Именно незнание этого материала приводит к грубым ошибкам при выполнении задания В3. Укажите вид подчинительной связи:
ПРОВЕРКА СЛАЙД 7 2 этап. Работа в парах. СЛАЙД 8 Составьте с каждым словом по три словосочетания, представив все виды СЛС:
3 этап. Работа в группах Синтаксический разбор предложения. Доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть: доктора – по несомненным медицинским признакам, а окружающие – по несомненным дурным приметам.
Как и предполагала, мнения разделились при определении грамматической основы. Чтобы найти истину, прошу сравнить два предложения: приложение 4. Коррекция. СЛАЙД 9. Приходим к выводу, что при определении сказуемого необходимо учитывать КОНТЕКСТ. Зная, насколько иногда сложно бывает учащимся выполнить задание А9 теста ЕГЭ, предлагаю записать еще одно предложение Это был суровый приговор, но мать, делая невозможное, не пала духом и подумать, какое сочетание слов является грамматической основой в первой части данного предложении:
Так как единого мнения в определении грамматической основы не было, предлагаю подчеркнуть главные члены в предложениях: приложение 5. IV. Коррекция знаний. − Без умения находить главные члены предложения, невозможно грамотно разобраться в структуре сложного предложения. Именно это и приводит к досадным ошибкам при выполнении задания В6. Работа с текстом С.А.Аксакова Приложение 1 Предлагаю найти в тексте сложное предложение с разными видами связи: с бессоюзной и союзной подчинительной связью и последовательным присоединением придаточных. Построить его схему. Постройте его схему. Проверка СЛАЙД 10 V. Творческая работа в группах. Приложение 2. Приложение 3. Учащиеся обмениваются текстами, к которым заранее сформулировали свои вопросы по типу заданий ЕГЭ часть В и выполняют предложенные тесты. VI. Проверка и подведение итогов урока. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |