Преподавание русского языка Имя прилагательноеNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1596 Пыжова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы Повторение изученного в 5 классе. (2 часа)Цели урока:
Ход урока.I. Оргмомент.II. Работа с текстом.Анализ текстов. Цель – выявить роль прилагательных в тексте. Лучше, чтобы тексты воспринимались учащимися зрительно (для этого либо тексты распечатывают и кладут перед каждым учеником, либо они выводятся на экран) Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая в сюртуке с манишкой. Трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют норы в обрывах. («Юный натуралист»). Летний вечер. Поднебесная синь становится всё незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо – каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнёзд эти птички роют двухметровые норы в песчаных обрывах. («Юный натуралист»). (После сравнения двух текстов (с прилагательными и без них) выясняется, какой из них понравился учащимся больше и почему) - Ребята, какой вам текст понравился больше? Почему? - За счёт чего создаётся такая яркая, образная картина, которую легко себе представить? - Что обозначают прилагательные в этом тексте? - Итак, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе». (Запишите тему урока в тетради). III. Блиц – опрос.Цель: вспомнить грамматические признаки прилагательного. (Тексты учащимися воспринимаются зрительно (для этого их либо распечатывают и кладут перед каждым учеником, либо они выводится на экран) - А сейчас, ребята, внимание! Проведём блиц – опрос. Отмечайте, пожалуйста правильные ответы. 1) На какие вопросы отвечает прилагательное?
2) Что обозначает имя прилагательное?
3) Чем, как правило, является прилагательное в тексте?
- Давайте подытожим сказанное и на вопрос «Что такое имя прилагательное?» ответим языком науки. (Учащиеся заполняют розданные листочки, вписывая в них правильные ответы) Имя прилагательное – это____________________, которая обозначает _____________, отвечает на вопросы_________________, в предложении является_____________. - Какова начальная форма имени прилагательного? - Какие морфологические признаки прилагательного вам известны? - Давайте всё сказанное запишем в тетради. (Ребята записывают) IV. Объяснение нового материала.Цель: углубить понятие о роли имени прилагательного в речи. - Итак, с сегодняшнего урока мы переселяемся в город Имя Прилагательное и будем путешествовать по его улицам, переулкам и площадям. А гидами или проводниками в этом удивительном городе будут 2 умных сказочных героя – Кот и Пёс. Они, кстати, уже здесь, на уроке. И готовы участвовать в нашей учёной беседе. (Роль сказочных героев могут выполнять как ученики (слова им раздаются заранее), так и реплики героев проецироваться на экране, а ученики, выбранные учителем, читать слова). Кот - Разрешите представиться, меня зовут Кот Баюн, я учёный кот и много чего знаю. Ах! Да вы говорите об Имени Прилагательном! Вот я представляю его похожим на огромный гобелен, вышитый не только разноцветными нитками, но и наполненный и6нтересными качествами и свойствами. Ой! Да вы же не знаете, что обозначает слово гобелен! Я вам, конечно, подскажу, ведь я кот учёный и умный, но сначала ответьте мне нам вопрос: где можно узнать значение любого слова? (Учащиеся отвечают, что это «Толковый словарь»). (Значение слова может быть спроецировано на экране) - Правильно! Вот что написано в «Толковом словаре» С.И. Ожегова. Гобелен – это стенной ковёр с вытканными вручную изображениями, тканая картина. Но вернёмся к Имени Прилагательному. Ребята, вы знаете, что Имя Прилагательное - это очень важный город в государстве Морфология. Достаточно сказать, что по количеству жителей, т.е. употребляемых слов он занимает 3 место. - Ребята, а какие, на ваш взгляд, части речи занимают первые 2 места? (Учащиеся отвечают: «После существительного и глагола»). Пёс - Позвольте и мне поучаствовать в учёной беседе. Я Пёс, и как вы догадались, тоже учёный, зовут меня Аргос. Так что, если вам нужна будет помощь или моё компетентное мнение, то зовите меня – буду рад оказать помощь! А я Имя Прилагательное представляю совсем иным. Это огромная поляна, на которой можно найти всё – от цвета, запаха, вкуса до разнообразных веществ: деревянных, каменных, серебряных. От характера человека (волевого, сильного, доброго) до явлений окружающей действительности (солнечного света, тёмной ночи, грозового ветра). И на этой поляне растёт то самое дерево познания с листочками – именами всех предметов (именно таким я представляю существительное), ведь прилагательное никак не может прожить без друга – Существительного, иначе кому оно будет служить? Кто поймёт его душу? Кому понадобятся его признаки? Его богатства? Кот – Знаешь, Аргос, мне твоя поляна даже больше, чем мой ковёр нравится. Только нужно добавить, что живут они оба в государстве Морфология, а работают в соседнем Синтаксисе. Пёс – Спорим, Баюн, что никто из ребят не знает о том, что профессор калининградского университета А.Шрамм составил целый «Словарь русских прилагательных». Кот – Да, возможно, ребята об этом не знали. Но скоро этот словарь будет издан, а пока, ученикам придётся рассчитывать на собственные силы. VI. Закрепление материала.(Цель закрепить на практике полученные знания) - Уважаемые гости, Баюн и Аргос, ваши знания безупречны, однако, позвольте ребятам показать, что они знают об имени прилагательном. - Ребята, от какой части речи зависит прилагательное? - Посмотрите внимательно на текст. Найдите в нёмсловосочетания соответствующих схеме «прил.+ сущ.», запишите в тетрадь. Вставьте, если необходимо, пропущенные буквы. Помним, что подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием! (Текст либо лежат перед учащимися на партах, либо спроецирован на экране, либо записан на доске).
Дифференцированное задание
Морфемный разбор - Ребята, произведите морфемный разбор указанных прилагательных. (2 ученика могут за закрытой доской выполнять разборы или 3 ученика – по 1 на слово) В песчаных, аравийской, зелёных. (Проверка разборов, исправление ошибок) - Какие суффиксы имеют прилагательные? А какие суффиксы вы знаете ещё? Давайте запишем их в тетради. (К суффиксам записываются и примеры слов) Продолжи ряд - Следующее задание: вам надо продолжить ряды прилагательных, кто сколько сможет за 3 – 4 минуты (время учитель выбирает, исходя из подготовленности класса). (Ряды прилагательных могут быть либо записаны на доске, либо спроецированы на экране) Цвет: белый,______________ Температура: холодный,______________ Вкус: сладкий,_____________ Размер: большой,___________________ Качество характера: добрый,___________. (Проверка задания) - Ребята, знаете ли вы, что прилагательные часто встречаются в загадках? Ведь они не называют предмет, а только упоминают о его признаках, свойствах. Поэтому сейчас я объявляю загадочную паузу. Отгадайте предмет по его признакам, ответы запишите в тетради. Загадочная пауза
Чёрный Ивашка,
Земля беленькая, (Проверка ответов) V. Подведение итогов урока. Выставление оценок.VI. Домашнее задание.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |