Преподавание литературы Информационные технологии на уроках литературыNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 863 Артемьева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование: мультимедийный проектор, выставка произведений И.С.Тургенева, стендовые материалы о жизни и творчестве писателя. Ход урока1. Вступительное слово учителя. Беседа с классом. Мы с вами знакомы с отдельными страницами творчества Ивана Сергеевича Тургенева и некоторыми фактами его биографии. Давайте вспомним, что мы узнали об этом писателе в предыдущих классах. Назовите известные вам произведения Тургенева. Вам было предложено дома поработать с фрагментами воспоминаний современников о Тургеневе и отметить то, что поразило вас в личности Тургенева. - Каким же человеком, по вашему мнению, был писатель Иван Сергеевич Тургенев? 2. Работа с хрестоматией историко-литературных материалов. С. 74-96 [3]. Какие черты личности Тургенева выделяют его современники? (Доброту, чуткость, отвращение к насилию и попранию человеческих прав, высокое понимание искусства, образованность, находчивый ум, умение привлекать к себе любую аудиторию, никогда не оставаться в долгу ни за какое дело, благотворительность, «нравственную доблесть». Он вселил высшие идеалы, «научил, как лучшие люди относятся к женщине и как они любят» (П.Кропоткин). П.В.Анненков пишет, что роль Тургенева - «служить зеркалом, в котором отражаются здоровье и болезненные черты родины». Что, по-вашему, может означать такая оценка? Какую аннибалову клятву дал Тургенев в молодости? («В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решил бороться до конца – с чем я поклялся не примиряться… Это была моя аннибаловская клятва; и не я один дал ее себе тогда».) Какой шаг Тургенева-писателя можно считать первым в выполнении этой клятвы? Почему? («Записки охотника»). М.Е.Салтыков-Щедрин отмечал: «Тургенев был человек высокоразвитый, убежденный и никогда не покидавший почвы общечеловеческих идеалов. Идеалы эти он проводил в русскую жизнь с тем сознательным постоянством, которое и составляет его главную и неоцененную заслугу перед русским обществом. В этом смысле он является прямым продолжателем Пушкина и других соперников в русской литературе не знает» [3]. Прокомментируйте, как вы понимаете это высказывание? Подтвердите по возможности примерами из прочитанных вами воспоминаний современников и произведений писателя. 3. Страница первая. Истоки. Учитель: Все мы знаем, что на формирование личности любого человека огромное влияние оказывает окружающая его среда, природа, частью которой он себя ощущает. И.С.Тургенев не был исключением. Для него родовое имение Спасское-Лутовиново – не просто родина, а та колыбель, которая взрастила его и давала нравственные живительные силы для вдохновения и творчества. Пусть же сам писатель расскажет нам об этом. 4 . Страница вторая. «История любви». Учитель: В истории мировой культуры не много найдется людей, которые смогли самоотверженно и самозабвенно пронести свою любовь через всю жизнь, зная, что никогда твоя избранница не станет женой. История любви Тургенева и Полины Виардо – высший образец человеческих взаимоотношений, эталон нравственного совершенства людей, сумевших не только остаться безупречными в отношении друг к другу, но и к своим близким. 5. Страница третья. «Вся моя биография в моих сочинениях». Литература на всю жизнь стала призванием Тургенева. Он овладел всеми тайнами нашего языка. Не случайно «во дни сомнений и тягостных раздумий» Тургенев находил «поддержку и опору» именно в родном языке. А каким сочным и благоуханным предстает наш язык в тургеневских произведениях! Чтение наизусть стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…». Основные этапы творчества И.С.Тургенева. Тургенев-романист. Окружение. (Работа со стендовыми материалами). Запись в тетрадях основных этапов творческой биографии писателя. Экскурсия по книжной выставке. Особое внимание учащихся обращается на исследования, посвященные творчеству Тургенева. Желающим больше узнать о биографии писателя, его окружении рекомендуется книга А.Афанасьева и П.Боголепова «Тропа к Тургеневу» [1]. Учитель: Выполняя свою аннибалову клятву, Тургенев стал одним из первых русских литераторов, кто в своих произведениях отразил этапы становления личности борца за свободу: от образов разночинцев-демократов Инсарова в «Накануне» и Базарова в «Отцах и детях» до радикальных демократов и народников в романах «Дым» и «Новь». Каковы же основные вехи творческого пути писателя? Рассказ подготовленного ученика и демонстрация презентации «Поддержка и опора». (Приложение 3). По ходу демонстрации делаются необходимые записи в тетрадях. 6. Подведение итогов, выставление отметок 7. Домашнее задание. Тургенев и его эпоха. Противоречия в отношении писателя к освободительному движению и их отражение в его творчестве. 8. Заключительное слово учителя. Какое слово было ключевым на нашем уроке? (Нравственность). Да, именно слово нравственность, потому что всей своей жизнью и творчеством Иван Сергеевич Тургенев способствовал формирования нравственного самосознания нации. И эта миссия писателя продолжается и в наши дни. Используемая литература:
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |