Notice: Undefined variable: stop in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 222
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет"
Notice: Undefined variable: revisit in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 548

   ТОП 20 статей сайта

 • Сочинения по литературе
 • Филология - рефераты
 • Преподавание литературы
 • Преподавание русского языка


Notice: Undefined variable: fullref in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 568
 НАЙТИ НА САЙТЕ:


   Рекомендуем посетить






























































Преподавание литературы

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет"


Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596

Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 1466

Павлович Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цели урока:

  1. Формировать представление и стилистической роли определений;
  2. Актуализировать знания об определениях и эпитетах;
  3. Воспитывать внимательное и чуткое отношение к художественному слову;

Оборудование:

  • карточки для сравнительного анализа текстов;
  • карточки с заданием экспериментального характера;
  • опорная схема « Определения. Стили речи».

Ход урока

Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и
страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
И.А.Бунин.

I. Вступительное слово учителя.

- Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.). И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в области литературы. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова и образности», - писал о Бунине А.Н.Толстой.

Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и образность, неповторимость и лиризм, обращаясь к отрывкам из его поэтических и прозаических произведений.

- А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики формулируют свои вопросы).

II. Работа с эпиграфом.

- Что значит «уметь беречь речь»? (Уметь правильно выражать свои мысли. Уметь правильно воспринимать мысли и чувства других. Видеть красоту и образность речи. Самим пробовать создавать эту красоту).

- Как по-другому образно названа речь? («Дар бессмертный»). Почему?

- Что создаёт красоту, образность речи?

- Назовите известные вам средства художественной выразительности.(метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, ирония, гипербола, литота).

III. Определения темы и цели урока.

1. Выразительное чтение учителем записанных на доске бунинских строчек:

Седое небо надо мной
И лес раскрытый, обнажённый.
Внизу, вдоль просеки лесной,
Чернеет грязь в листве лимонной.

2. Первичный анализ.

- Какие средства художественной выразительности играют особую роль в этом тексте? (Эпитеты).

- Назовите обычное определение и эпитет.

- Какова роль эпитетов (Помогают передать настроение лирического героя, состояние увядания осенней природы).

3. Формулирование темы урока учащимися. (Тема на доске сформулирована не до конца: «Стилистическая роль…Эпитеты»).

- Определите, какова, на ваш взгляд, цель работы на уроке. (Дети предлагают свои формулировки темы и цели урока).

- Какие орфограммы и знаки препинания вы хотели бы прокомментировать?

IV. Фронтальная беседа.

- В соответствии со формулированной темой давайте предложим вопросы друг другу для фронтальной беседы. (Учащиеся сами формулируют вопросы, демонстрируя умение работать в рамках темы, определять ключевые слова).

- Что такое определение?

-Чем определение отличается от эпитета? (Эпитет – образное определение, основанное на переносном значении слова).

- Назовите известные вам стили речи.

- В каждом ли стиле используются определения? (Вопрос учителя). (Могут использоваться в разных стилях речи, но при этом имеют и разный характер: в художественном и публицистическом стиле это образные определения, эпитеты, в научном и официально-деловом стилях – определения в прямом значении научного и делового характера).

- Представьте связь определений со стилями речи схематически.

V. Подбор синонимов к слову « образное» определение.

Образное (определение) – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее. Образное определение – эпитет.

VI. Сравнительный анализ двух редакций бунинского текста.

1. Первая редакция:

Как флером голубым, закрыв на полчаса
Окрестность, дождь прошёл косыми полосами,
И снова глубоко синеют небеса
Над орошёнными полями.

Вторая редакция:

Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошёл внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освежёнными лесами.

2. Сравнительный анализ:

- Почему, как вы думаете, поэт меняет определения? (второе более точно определяет состояние леса после дождя, оно более яркое, образное).

- Подберите синонимичные словосочетания. (освежённые леса – чистые, ярко – зелёные, светлые, весёлые леса).

- Назовите эпитеты.

3. Учитель читает отрывок из статьи М.Алданова «О Бунине»: «Ни у кого, кажется, из больших писателей не было такой точности слова, такого совершенства в образах, определениях, эпитетах, как у Бунина: «пушистые звёзды», «сонные огни фонарей», «тугой гром».

VII. Анализ роли, определений и эпитетов в рассказе И.А.Бунина « Антоновские яблоки». (Домашнее задание для сильной группы учащихся).

Задание: найти в рассказе эпитеты и определить их стилистическую роль. (Свежее, тихое утро; золотой сад, с сочным треском, на коралловых рябинах, бриллиантовое созвездие Стожар, на бирюзовом небе, золотой город, в прозрачном воздухе, бодрой осенней прохладой, между хмурыми тучами, золотистый свет низкого солнца, воздух чист и ясен, над тяжёлыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо, зловещие космы пепельных облаков, тревожная ночь; сад притихший, смирившийся; по ледяному ветру, озябшего за ночь, обнажённого сада; на низком сумрачном небе).

Вывод: эпитеты делают прозу очень лиричной, чувственной, яркой, позволяют нарисовать картину, усиливают эмоциональное впечатление. Бунин часто обращает внимание на небо, оно в рассказе может быть разным: « лёгким», «просторным», «глубоким», «жидким» ; очень часто используется эпитет «бирюзовое».

VIII. Работа по карточкам.

1. Выполнить пунктуационный анализ предложения, начертить схему. Подчеркнуть определение – эпитет, объяснить его роль.

Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.

2. Найти средства художественной выразительности в тексте. Объяснить постановку знаков препинания (графически):

Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.

3. Найти и подчеркнуть эпитеты, объяснить пунктограммы. Какова роль эпитетов в тексте?

Ночь побледнела, и месяц садится
За реку красным серпом.
Сонный туман на лугах серебрится,
Чёрный камыш отсырел и дымится,
Ветер шуршит камышом.

4. Выполнить синтаксический разбор предложений: Небо лёгкое, такое просторное и глубокое. Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо.

5. Работа со словарём: определить лексическое значение слова «бирюзовый». В каком значении оно используется в бунинских текстах.

IX. Лингвистический эксперимент.

I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания на партах в отпечатанном виде).

1. Народился месяц (…).
Робко он (…) зарями
над (…) водой,
По садам сияя меж ветвями.

2. По (…) трущобам и оврагам,
По полям, (…) и (…),
Первые (…) туманы
Расползались медленно, как дым.

3. Повеял (…), (…) ветер
(…) свежестью полей.

Слова для справок: молодой, весеннее, чистый, лёгкий, зеркальная, пустынные, глухие, лесные.

II. Сравнение с бунинским вариантом (открывается на доске):

1. Народился месяц молодой.
Робко он весенними зарями
Светит над зеркальною водой,
По садам сияя меж ветвями.

2. По лесным трущобам и оврагам,
По полям, пустынным и глухим,
Первые весенние туманы
Расползались медленно, как дым.

3. Повеял чистый, лёгкий ветер
Весенней свежестью полей.

III. Сравнение своего варианта с бунинским.

- Почему именно эти определения подбирает поэт?

- Прочитайте выразительно

X. Обобщение по теме.

1) - Что мы узнали о стилистической роли эпитетов? (они используются в художественном стиле, публицистических, поэтических текстах. Их роль значительна: эпитеты делают речь образной, яркой, выразительной, помогают ярко нарисовать словесную картину).

2) Ученик зачитывает выдержку из « Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло : « Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями не редко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами».

XI. Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра «Времена года» с использованием эпитетов и других изобразительно- выразительных средств языка.


Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599

Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21