Преподавание литературы Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1466 Павлович Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы Цели урока:
Оборудование:
Ход урока Умейте же беречь I. Вступительное слово учителя. - Это отрывок из стихотворения Бунина о русском языке (1915г.). И.А.Бунин – лауреат Нобелевской премии в области литературы. «Мастерство Бунина для нашей литературы чрезвычайно важный пример, как нужно обращаться с русским языком, как нужно видеть предмет и пластически изображать его. Мы учимся у него мастерству слова и образности», - писал о Бунине А.Н.Толстой. Постараемся вслед за А.Н.Толстым почувствовать бунинскую пластику и образность, неповторимость и лиризм, обращаясь к отрывкам из его поэтических и прозаических произведений. - А сейчас всмотритесь и вслушайтесь в строки эпиграфа и сформулируйте вопросы к нему. (Ученики формулируют свои вопросы). II. Работа с эпиграфом. - Что значит «уметь беречь речь»? (Уметь правильно выражать свои мысли. Уметь правильно воспринимать мысли и чувства других. Видеть красоту и образность речи. Самим пробовать создавать эту красоту). - Как по-другому образно названа речь? («Дар бессмертный»). Почему? - Что создаёт красоту, образность речи? - Назовите известные вам средства художественной выразительности.(метафоры, сравнения, олицетворения, эпитеты, аллегория, ирония, гипербола, литота). III. Определения темы и цели урока. 1. Выразительное чтение учителем записанных на доске бунинских строчек:
2. Первичный анализ. - Какие средства художественной выразительности играют особую роль в этом тексте? (Эпитеты). - Назовите обычное определение и эпитет. - Какова роль эпитетов (Помогают передать настроение лирического героя, состояние увядания осенней природы). 3. Формулирование темы урока учащимися. (Тема на доске сформулирована не до конца: «Стилистическая роль…Эпитеты»). - Определите, какова, на ваш взгляд, цель работы на уроке. (Дети предлагают свои формулировки темы и цели урока). - Какие орфограммы и знаки препинания вы хотели бы прокомментировать? IV. Фронтальная беседа. - В соответствии со формулированной темой давайте предложим вопросы друг другу для фронтальной беседы. (Учащиеся сами формулируют вопросы, демонстрируя умение работать в рамках темы, определять ключевые слова). - Что такое определение? -Чем определение отличается от эпитета? (Эпитет – образное определение, основанное на переносном значении слова). - Назовите известные вам стили речи. - В каждом ли стиле используются определения? (Вопрос учителя). (Могут использоваться в разных стилях речи, но при этом имеют и разный характер: в художественном и публицистическом стиле это образные определения, эпитеты, в научном и официально-деловом стилях – определения в прямом значении научного и делового характера). - Представьте связь определений со стилями речи схематически.
V. Подбор синонимов к слову « образное» определение. Образное (определение) – яркое, красочное, говорящее, оценивающее, эмоциональное, свежее. Образное определение – эпитет. VI. Сравнительный анализ двух редакций бунинского текста. 1. Первая редакция:
Вторая редакция:
2. Сравнительный анализ: - Почему, как вы думаете, поэт меняет определения? (второе более точно определяет состояние леса после дождя, оно более яркое, образное). - Подберите синонимичные словосочетания. (освежённые леса – чистые, ярко – зелёные, светлые, весёлые леса). - Назовите эпитеты. 3. Учитель читает отрывок из статьи М.Алданова «О Бунине»: «Ни у кого, кажется, из больших писателей не было такой точности слова, такого совершенства в образах, определениях, эпитетах, как у Бунина: «пушистые звёзды», «сонные огни фонарей», «тугой гром». VII. Анализ роли, определений и эпитетов в рассказе И.А.Бунина « Антоновские яблоки». (Домашнее задание для сильной группы учащихся). Задание: найти в рассказе эпитеты и определить их стилистическую роль. (Свежее, тихое утро; золотой сад, с сочным треском, на коралловых рябинах, бриллиантовое созвездие Стожар, на бирюзовом небе, золотой город, в прозрачном воздухе, бодрой осенней прохладой, между хмурыми тучами, золотистый свет низкого солнца, воздух чист и ясен, над тяжёлыми свинцовыми тучами, жидкое голубое небо, зловещие космы пепельных облаков, тревожная ночь; сад притихший, смирившийся; по ледяному ветру, озябшего за ночь, обнажённого сада; на низком сумрачном небе). Вывод: эпитеты делают прозу очень лиричной, чувственной, яркой, позволяют нарисовать картину, усиливают эмоциональное впечатление. Бунин часто обращает внимание на небо, оно в рассказе может быть разным: « лёгким», «просторным», «глубоким», «жидким» ; очень часто используется эпитет «бирюзовое». VIII. Работа по карточкам. 1. Выполнить пунктуационный анализ предложения, начертить схему. Подчеркнуть определение – эпитет, объяснить его роль. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. 2. Найти средства художественной выразительности в тексте. Объяснить постановку знаков препинания (графически):
3. Найти и подчеркнуть эпитеты, объяснить пунктограммы. Какова роль эпитетов в тексте?
4. Выполнить синтаксический разбор предложений: Небо лёгкое, такое просторное и глубокое. Холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо. 5. Работа со словарём: определить лексическое значение слова «бирюзовый». В каком значении оно используется в бунинских текстах. IX. Лингвистический эксперимент. I. Задание: подберите к существительным свои определения – эпитеты, используя слова для справок (задания на партах в отпечатанном виде).
Слова для справок: молодой, весеннее, чистый, лёгкий, зеркальная, пустынные, глухие, лесные. II. Сравнение с бунинским вариантом (открывается на доске):
III. Сравнение своего варианта с бунинским. - Почему именно эти определения подбирает поэт? - Прочитайте выразительно X. Обобщение по теме. 1) - Что мы узнали о стилистической роли эпитетов? (они используются в художественном стиле, публицистических, поэтических текстах. Их роль значительна: эпитеты делают речь образной, яркой, выразительной, помогают ярко нарисовать словесную картину). 2) Ученик зачитывает выдержку из « Словаря эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло : « Велика роль эпитетов среди других стилистических средств литературного языка. Удачный, свежий эпитет усиливает выразительность и образность нашей речи, обогащает содержание высказывания, подчёркивает индивидуальный признак определяемого предмета или явления. Недаром эпитеты наряду с синонимами и фразеологическими выражениями не редко относят к золотому фонду национального языка. Общепризнано и то, что русский литературный язык необыкновенно богат эпитетами». XI. Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Времена года» с использованием эпитетов и других изобразительно- выразительных средств языка. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |