Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организационный момент. Слайд №1 | 1). - Добрый день, дорогие ребята! Добрый осенний день! Я рада вас видеть. Урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Мэдэгма Петровна. - Сегодня на уроке у нас гости. Давайте их поприветствуем. Спасибо. Садитесь. | Дети приветствуют. |
| 2). – Проверьте свою готовность к уроку (тетрадь, учебник, ручка, карандаш) | Проверка готовности к уроку. |
Слайд №2 | - На партах лежат листочки жёлтого и красного цветов – это листики настроения. Жёлтым обозначаем хорошее настроение, красным – плохое. Если у вас хорошее настроение, правильно выполняете задания, то поднимите жёлтый лист, если плохое или задание вызвало затруднение, выполнили с ошибкой – поднимите красный лист. | На партах лежат у каждого ребёнка листья двух цветов – красный и жёлтый. |
| - Покажите, какое у вас настроение. | Дети показывают листочки своего настроения. |
| - И у меня. (Показываю лист жёлтого цвета). - Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Мы попытаемся поделиться хорошим настроением со всеми. | |
| 3). Сегодня у нас на уроке будут испытания. Тему урока вы найдёте сами во время испытаний. | |
Слайд №3 Текст чистоговорки | - Чтобы не бояться их, произнесём все вместе волшебные слова (чистоговорки). - Желаем вам успехов! | Ра-ра-ра, отправляться нам пора, Ны-ны-ны, нам преграды не страшны |
Загадка. Слайд №4 | 4). Я прочитаю загадку, а вы мне отгадку произнесёте хором. Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен и ёлочек, Я ….(осень). | Дети хором отгадывают загадку |
Слайд №5 | - Конечно же, это время года – осень. - Какие признаки осени встретились в загадке. - Сегодня, на уроке задания вам принесла девочка – осень. | Созревает осенью урожай, засевают поля под озимые, птицы улетают на юг в жаркие страны, начинается листопад, люди одеваются теплее. |
Физминутка для глаз | Я открываю доску. Глазки крепко закрываем Дружно до пяти считаем Открываем, поморгаем, И работать продолжаем. | |
II. Повторение На доске девочка - осень | 1. Понятие о предложении. Ведение темы урока. - Ребята, обратите внимание – какой интересный наряд у осени. Листочки, может быть, помогут нам определиться с темой урока? - К какой теме могут относиться эти схемы? | На листиках нарисованы схемы подлежащего, сказуемого, определения … К предложению |
Слайд №6 | - А что такое предложение? | Предложение – законченная мысль |
III. Постановка темы урока. Слайд №6 | - Сегодня повторим всё, что мы знаем о предложении. Будем разбирать по членам предложения и по частям речи. Это и есть тема нашего урока. Мы с вами будем наряжать осень после каждого правильно выполненного задания. - Чтобы правильно разбирать предложение, давайте вспомним, как давать характеристику предложению. | |
IV. Теоретическая минутка Слайд №7 Таблица «Предложение» | Предложение – законченная мысль | По цели высказывания | По интонации | По наличию втор. членов предложения | Повеств. Вопросит. Побудит. | Невоскл. восклиц | Нераспр. Распр. | | |
Вывод Слайд №8 | Дали характеристику предложению. Подарить осени листик. Подарить памятки. | У каждого ребёнка на партах лежит памятка по теме «Предложение» (перевёрнутая) |
V. Работа в тетради Слайд №10 | Откройте тетради, запишите число. Двадцать первое сентября. Классная работа. | Дети записывают число, классная работа. |
| - Кто пришла к нам на урок? | Осень |
Разбор орфограммы Показ на доске. Слайд №11. | - А в слове ОСЕНЬ какие есть орфограммы? Запишите слово осень. Обозначьте орфограммы. Характеристика слова осень. Осень (какая?). Записываем. | - Безударная гласная, проверяемая ударением;
- Ь – показатель мягкости
Дети записывают в тетрадь. Дети показывают сигнальные листочки. |
- От какого слова ставили вопрос? | От слова осень – это главное слово в словосочетании и обозначают значком «Х» |
- К какому слову ставим вопрос? Запишите словосочетание. Обозначьте главное и зависимое слова. | К слову «золотая». Это зависимое слово в словосочетании. |
Вывод: | В словосочетании одно слово главное, а одно – зависимое. Такая связь между словами, где одно слово зависит от другого, называется подчинительной. Одно слово подчиняется другому. Подарим осени листок. | Дети делают вывод |
Физминутка на внимание. | Игра «Ухо, нос…» | Дети показывают сигнальные листочки. |
Работа со стихотворением Слайд №12 VI. Разбор предложения подробно. | По лесам гуляет осень. Краше этой нет поры! И в лукошках мы уносим Леса щедрые дары.
- Прочитайте стихотворение про себя. - Какие слова непонятны? - Прочитаем вслух. Выразительно. - Какие слова употребил поэт, чтобы показать нам, что осень живая? Запишите предложение. Осень гуляет. - О чём говорится в предложении? - Каким членом предложения является осень? - Чем выражено? Какой частью речи? - Ребята, как вы думаете, такое сочетание, будет ли являться словосочетанием? Сравнение словосочетания и предложения. | Лексическое значение непонятных слов: пора (время пришло), лукошко (небольшая корзинка из прутьев, коробок) Дети читают вслух. Осень гуляет. Об осени. Подлежащим. Существительным. Дети разбирают предложение. Нет. |
Вывод: | В разборе предложения сначала выделяется основа предложения, затем словосочетание подлежащего с зависимым словом, потом словосочетание сказуемого с зависимым. - Подарим листочек осени. Спросить трудности у детей. | Дети показывают сигнальные листочки. |
VII. Работа по картине. Слайд № 13 На доске схемы предложений. | Осень гуляла по лесам, заглянула в парк. - А кого она встретила в парке? Устно составляем предложения по схемам. Если успеем – письменно. | Зайчика |
Работа со схемами | Нравится картинка? Составьте по схемам предложения. - _____ =======.
- Какой? ______ =======.
- Какой? ______ ======= по чему?
- Найдём связи в предложении. | Дети составляют по схемам предложения Запись любого предложения. |
Вывод: | - Чему учились? Находить связи в предложении | Находить связи в предложении |
VIII. Итог урока | Наш урок подходит к концу. Чему учились? И итогом нашего урока хочется, чтобы вы все подарили осени свои листочки. Посмотрите, какой наряд получился у осени. | Дети делают выводы. Наряжают осень. |
Подарки. | Осень вам тоже делает подарки. | |
| Спасибо за урок! | |
а) Предложение состоит из слов.
б) Предложение – это одно или несколько слов.
в) Предложение – это группа слов, которая выражает законченную мысль.
а) повествовательные, вопросительные, побудительные.
б) повествовательные, вопросительные, восклицательные.
в) повествовательные и восклицательные.
а) Лес много сочных ягод.
б) Маша завязала кукле бант.
в) Школьники любить своя школа.
а) Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения - подлежащее и сказуемое.
б) Грамматическую основу предложения образуют второстепенные члены предложения.