Преподавание литературы
Урок литературы в 8-м классе по теме "Михаил Юрьевич Лермонтов – певец родины и свободы"
Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596
Добавлено: 2012.08.26
Просмотров: 2007
Рощина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы Цели урока: продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова; нацелить детей на понимание основных тем творчества поэта; показать злободневность содержания произведений Лермонтова; вызвать интерес к творчеству поэта, организовать встречу с ним так, чтобы остались у школьника не только знания, а появился духовный опыт; воспитать у ребят чувства бережного отношения к лирике; развить эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся. Оборудование: портреты М.Ю. Лермонтова; выставка книг поэта; иллюстрированный материал по теме урока; романс «Парус» (грамзапись). Ход урока Вступительное слово учителя. Перевернуты последние страницы произведений нашего национального гения А.С. Пушкина и впереди у нас встреча с другим автором, яркой звездой на небосклоне нашей поэзии М.Ю. Лермонтовым. В.Г. Белинский писал: «Пушкин умер не без наследника». М.Ю. Лермонтов был поразительным человеком. Он прожил короткую жизнь, неполных 27 лет, его литературная слава была оглушительной, а характер соткан из противоречий. Вы уже знаете это имя и знакомы с некоторыми его произведениями, а многое о нем и его поэзии услышите впервые. Запись в тетрадях: Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) «Мы узнаем в Лермонтове поэта русского, народного, в высшем и благороднейшем значении этого слова». (В.Г. Белинский) - Вглядимся в портрет поэта. Молодой красивый человек, высокий умный лоб, умные, но печальные глаза. Послушайте сонет В. Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова». Казался ты и сумрачным и властным, Безумной вспышкой непреклонных сил; Но ты мечтал об ангельски прекрасном, Ты демонски-мятежное любил. Ты никогда не мог быть безучастным, От гимнов ты к проклятиям спешил, И в жизни верил всем мечтам напрасным: Ответа ждал от женщин и могил! Но не было ответа. И угрюмо Ты затаил, о чем томилась дума, И вышел к нам с усмешкой на устах. И мы тебя, поэт, не разгадали, Не поняли младенческой печали В твоих как будто кованых стихах! (Сонет читает подготовленный ученик). - Перед нами один из стихотворных «портретов» Лермонтова, созданный на рубеже XIX и XX веков. В этом стихотворении, быть может, наиболее отчетливо выразилось ощущение противоречивости, изменчивости, загадочности духовного облика поэта. Иван Сергеевич Тургенев вспоминает о встрече с Лермонтовым… «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое: какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детски нежных и выдававшихся губ. Вся его фигура, приземистая, кривоногая, с большой головой на сутулых, нешироких плечах, возбуждала ощущение неприятное; но присущую мощь тотчас сознавал каждый». Вы видите лермонтовские портреты разных авторов: Ф. Будкина, Е. Мешкова, Н. Заболоцкого, П.Е. Заболотского, В. Фаворского, Л. Пастернака, И. Глазунова и других. - «Итак, в Лермонтове готовился тот, кто должен был, по словам Николая I, заменить Пушкина, великий живописец русского быта, по убеждению Гоголя, истинный печальник народа, по мнению Достоевского, и в ком была сломлена, по словам В. Розанова, самая крона русской литературы, а не ее боковые сучья, ибо и Гоголь, и Достоевский, и Толстой, и Некрасов, но все-таки по отношению к Лермонтову, как и к Пушкину, пусть могучие, все-таки боковые сучья. А еще тот, кто уже прорывался в космос и умел сурово и благодатно говорить с Богом». Н. Скатов. Запишем тему сегодняшнего урока: «М.Ю. Лермонтов – певец родины и свободы». Эпиграфы: «История души человеческой едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». (М.Ю. Лермонтов) И толковала чернь тупая: «Зачем так звучно он поет?» (А.С. Пушкин) - Как сложилась судьба М.Ю. Лермонтова? Чем усерднее вчитываемся мы в дошедшие до нас строки воспоминаний, тем более убеждаемся, что Лермонтов действительно был разным и непохожим – среди беспощадного к нему света и в кругу задушевных друзей, на людях и в одиночестве, в сражениях и петербургской гостиной, в момент поэтического вдохновения и на гусарской пирушке. Впрочем, есть книги, которые содержат самый достоверный лермонтовский портрет, самую глубокую и самую верную лермонтовскую характеристику. Это его сочинения, в которых он отразился весь, каким он действительно был и каким хотел быть… Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перечитывая томики его сочинений, мы можем узнать историю его души и понять его как поэта и человека. - Обратимся к выставке книг. (Ее представляет подготовленный ученик). (Чтение учащимся стихотворения «Пиршество»). На буйном пиршестве задумчив он сидел Один, покинутый безумными друзьями, И в даль грядущую, закрытую пред ними, Душевный взор его смотрел. И помню я, исполнены печали, Средь звона чаш, и криков, и речей, И песен праздничных, и хохота гостей, Его слова пророчески звучали. Он говорит: «Ликуйте, о, друзья! Что вам судьбы дряхлеющего мира? Над вашей головой колеблется секира, Но, что ж!.. Из вас один ее увижу я». - Приятелям запомнилась его любимая поза: облокотившись на одну руку, Лермонтов читает принесенную из дома книгу, и ничто не может ему помешать: ни разговоры, ни шум. - Самые яркие, лучшие, печальные и радостные впечатления – это детские. Послушайте стихотворение «Ангел», написанное в 1831 году, в котором передается воспоминание о песне матери, услышанной в 3-х летнем возрасте. Он помнил, что плакал от нее, и был уверен, что «если бы услыхал ее, она бы произвела прежнее действие». - Известный поэт XX века Д. Мережковский выдвинул предположение, что «вся поэзия Лермонтова – воспоминание об этой песне, услышанной в прошлой вечности», перед которой ничтожен весь жизненный опыт. Это радостные и светлые впечатления о детстве, чувства душевной тяги мятежного поэта к светлому, «ангельски прекрасному». - Тема свободы звучит в стихотворениях «Тучи» и «Парус». (Дети слушают запись романса «Парус»). Буря под парусом ему предпочтительнее. - Одной из главных тем лирики Лермонтова является тема Родины. Вспомните «Бородино», «Над Москвой великой златоглавой», «Люблю Отчизну я…» Любимый город у Лермонтова – Москва. (Чтение стихотворения «Москва»). - В стихотворении «Родина» зримый образ России, ее ширь, раздолье. Судьба поэта, его «проселочный путь» в стихе как сопричастность к судьбам Родины, с ее неброской, а между тем величественной красотой. (Ученик читает стихотворение). - Но пришлось расстаться с Россией. Поэт едет в вынужденную ссылку на Кавказ. Появляется его стихотворение «Прощай, немытая Россия». Скорбь и боль России: отповедь прощания. Поэт не по своей воле покидает родину. Это стихотворение-прощание. «Прощай, немытая Россия» - это «одна, но пламенная страсть», натиск чувств, страстность отповеди. «Родина» же – стихотворение-размышление. - Еще одно из любимых мест поэта – Кавказ. «Люблю я Кавказ», - говорил Лермонтов. (Чтение стихотворения «Кавказ» учащимся). - «Тревоги дикие войны». Есть один Кавказ. (Чтение «Казачьей колыбельной). - Как вы встретили «Колыбельную»? Что особенно изумило в ней? Какие строки остались в памяти? - Да, о «злом чеченце», что точит свой кинжал. Эта тема обрывается, но остается тревога матери-казачки за судьбу сына, хоть и богатыря, казака, сильного духом! И образок святой, и благословение. А разве сейчас не отправляют на войну своих сыновей матери, не благословив их? Ведь совсем недавно закончилась война в Чечне, и многие семьи потеряли там своих сыновей. «Стихотворение необычно просто: молодая казачка-мать, ее младенец, колыбельная песня, отец младенца… Но через изображение простых людей Лермонтов выявил нечто особенное: представление миллионов людей разных поколений о жизни истинной, основанной на нравственном долге, любви к Богу и Отчизне. Такова глубинная суть лермонтовского шедевра». (И.П. Щеблыкин). - Есть Кавказ в стихотворении «Валерик». Это картина войны. Кавказской войны. Здесь жанр письма, редчайший в поэзии. Кажется, что оно написано ради вас. Валерик – это речка смерти. Совсем недавно мы сидели у экранов телевизоров и ждали новостей о военных событиях на Кавказе. Плакали родители, братья, сестры и просто чужие люди, когда видели бои, убитых и раненых мальчишек. Вся страна ждала возвращения из плена русских солдат. Особенно трагичны были сюжеты пыток и издевательств над русскими молодыми ребятами. Вот поэтому война на Кавказе, описанная Лермонтовым, отзывается болью и сейчас у всех нас. - О, если бы Лермонтов знал, что на Кавказе он погибнет! Если бы поэт знал, как оборвется его жизнь! И все-таки у него было предчувствие дуэли и смерти. В стихотворении «Сон» поэт с большой долей точности предугадал свою гибель. Поэт XX века В. Соловьев писал: «Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный через голову многих поколений переданный ему гений». (Ученик читает стихотворение «Сон»). - 15 июля 1841 года у подножья горы Машук в окрестностях Пятигорска был убит русский поэт М.Ю. Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний. Поэту было около 27 лет. Лермонтова похоронили на Кавказе. В Пятигорске поставлен памятник на могиле поэта. Но его бабушка добилась, чтобы тело было перевезено в имение Тарханы, где сейчас и находится могила М.Ю. Лермонтова. В Москве есть памятник поэту. Итоги урока: - Да, ему было неполных 27 лет. И все, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины. Это и в стихах, непосредственно написанных о родине, и в тех, где прямо не говорится ни о родине, ни о свободе, но – о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни… Посмотрите еще раз на эпиграфы к нашему уроку. - Исследователь творчества Лермонтова И. Андронников писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». К 190-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова Ю.В. Лебедев написал статью «Звезды и небо! – а я человек!», в которой дал свое видение творчества поэта и его личности. В частности он подчеркнул: «Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы огромно. В своей лирике он открыл простор для самоанализа, самоуглубления, для диалектики души. Этими открытиями воспользуется потом русская поэзия и проза. Именно Лермонтов решил проблему «поэзии мысли». В своей лирике он открыл путь к прямому, личностно окрашенному слову и мысли, поставив это слово и мысль в конкретную жизненную ситуацию и в прямую зависимость от духовного и душевного состояния поэта в каждую данную минуту…» О прекрасном поэте хочется закончить также поэтическими строками: Он был рожден для счастья, для надежд И вдохновений мирных! – Но безумный Из детских рано вырвался одежд И сердце бросил в море жизни шумной, И мир не пощадил – и Бог не спас! Но до конца среди волнений трудных, В толпе людской и средь пустынь безлюдных В нем тихий пламень чувства не угас… Задание на дом. 1. Готовить материал к сочинению «Мой Лермонтов». 2. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся стихотворению поэта. 3. Прочитать стихи «Сосед», «Узник», «Желание» и подумать, как в них показана тема неволи человека. Использованная литература: 1. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9 т.- Т.3. – М., 1978 2. Мережковский Д. Л.Толстой и Достоевский. Вечные спутники. – М.,1995 3. Соловьев В.С. Литературная критика. – М., 1990 4. Андронников И.Л. Лермонтов: исследования и находки. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 1977 5. Скатов Н. Всеведение пророка // Литература в школе. – 2005. - №8. – С.6 6. Щеблыкин И.П. «Казачья колыбельная песня» М.Ю. Лермонтова // Литература в школе. – 2004. - № 3. – С.10 7. Лебедев Ю.В. «Звезды и небо! – а я человек!» // Литература в школе. – 2004. - № 3. – С.9
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599
Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21
|