Преподавание литературы Урок литературы в 6-м классе "Нужно ли изучать Библию?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1100 Азаркина Светлана Михайловна, учитель русского языка и литературы Цели: 1) обучающие: – расширить представления учащихся о Библии (Ветхом Завете) как о религиозном, историческом, нравственном и эстетическом источнике; 2) развивающие: – развить умение делать обобщающие выводы, применять имеющиеся знания о Библии в новой (проблемной) ситуации; 3) воспитывающая: – воспитывать нравственные ценности в детях, опираясь на мир историй Ветхого Завета; Тип урока: сообщение новых знаний. Используемый метод: частично-поисковый. Форма организации познавательной деятельности: групповая. Оборудование: магнитофон, экран, проектор, мультимедийные слайды; аудиозапись Ж. Массне “Размышление” (из оперы “Таис”), И. С. Бах /Ш. Гунно “Аве, Мария”, И. С. Бах “Мелодия на струне соль”, карточки с заданиями группам. Ход урока:
– Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке вы работаете в 4-х группах, в каждой из которых есть свой координатор. Я очень надеюсь на вашу помощь, координаторы: вы оцените работу своих товарищей в группе, выставив им отметки в конце урока, вам отводится главная роль в координировании деятельности ребят вашей группы. Я надеюсь на помощь других ребят, активность и достойные ответы которых будут поощряться жетонами, заработанными в копилку группы. Итак… На фоне музыки Ж. Массне “Размышление”. Земля, дом, гостеприимная, жестокая… в далеком прошлом люди вынуждены были сталкиваться с событиями, превышающими возможность их понимания и возможность их влияния, Боги ветра, дождя, любви, войны, много богов… а потом каких-то 4 тыс. лет назад появляется новая идея – единого Бога. Было слово, которое передавалось из уст в уста, из поколение в поколение в походных шатрах и на привалах, в храмах и дворцах древних городов, но чаще у пастушьего костра, в долине неширокой живописной реки, вроде Иордана. Слово это передавали из года в год, из столетия в столетие, пока не вписали в священную книгу – Библию. Размышляя над тем, каким быть сегодняшнему уроку, я встретилась со множеством мнений насчет Библии. Вот 2 из них (на доске записаны 2 высказывания: Н. Шишакова и З. Косидовского, которые читает учитель): это слова литературоведа Н. Шишакова и писателя, исследователя Библии З. Косидовского: Священное писание никому не нужно: это духовная отрава, сплетение первобытного невежества, грубых суеверий и жестокого насилия над совестью человеческой. К нашему удивлению, мы обнаружили, что Библия является одним из шедевров мировой литературы, произведением реалистическим, в котором бурлит и хлещет через край настоящая жизнь. – Какое из мнений вам ближе? Почему? – Есть ли у кого-то свое особое мнение? Какое? – Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Обсудите варианты темы урока в группах. (После обсуждения группы предлагают свои формулировки, вместе выбираем наиболее емкую, точную, понравившуюся большинству учащихся тему. Ориентировочная формулировка темы урока: Нужно ли изучать Библию?). Тема урока записывается на доске и в тетрадях. – Как вы думаете, исходя из темы нашего урока, что мы должны понять, осмыслить на сегодняшнем уроке? Каковы будут его цели? (Ответы учащихся). – Итак, говоря словами из Библии, Просите, и дано будет вам, Ищите, и найдете, Стучите, и отворят вам; Ибо всякий просящий получает, И ищущий находит, И стучащему отворят. Евангелие от Матфея, 7.7 – 8 III. Восприятие, осмысление, осознание. а) Разминка. – Итак, первая страничка нашего урока – разминка. Вопросы, которые я буду задавать и ваши ответы на них помогут понять, что вы запомнили, читая библейские истории Ветхого Завета, чем себя обогатили. (За правильные ответы учащиеся получают жетоны). 1. Из каких книг состоит Библия? Почему она распадается на такие части? (Ветхий Завет (жизнь еврейского народа до рождения Христа) и Новый Завет (рождение, жизнь и смерть Иисуса Христа)). 2. Что означает слово “Библия”? (Книга, свиток) 3. Сколько книг понадобилось Богу для сотворения мира? (Шесть) 4. В чем заключалась сила Самсона? (В волосах) 5. Кто были первые люди и что означают их имена? (Адам (человек) и Ева (жизнь)) 6. Как Бог проверил преданность Адама? 7. В чем заключалась миссия Моисея? 8. Для людей какой веры Библия (Ветхий Завет и Новый Завет) является священной книгой? (Иудаизм, христианство) б) – Да, Библия – это прежде всего религиозное произведение. Как вы думаете, зачем оно написано? – Какие законы, заповеди провозглашаются в Библии?
– Какие из этих законов являются общечеловеческими, независимо от того, верит человек или нет? – Почему мы называем эти законы общечеловеческими? – Какой первый вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем ее изучать? (Библия – источник добра, нравственности, это своеобразный Ноев ковчег для тех, кто разочарован, неуверен, пал духом) в) – Кстати, Ноев ковчег – как называется такое крылатое выражение в языкознании? (Фразеологизм) – Крылатые выражения – так называется наша следующая страничка. Задание группам: на карточках, которые я вам раздам, записаны разрозненные слова. Соберите их вместе так, чтобы получились устойчивые выражения (фразеологизмы). Дайте им современное толкование и объясните их происхождение. (Фразеологизмы на слайде появляются после ответов представителей групп) Фразеологизмы:
Ответы групп. – Составьте устно предложения с одним из фразеологизмов. – Какой еще вывод мы можем сделать насчет Библии? Зачем нужно ее изучать? (Библия – источник многих выражений, которые обогащают наш язык, служат для создания выразительности). 2) Дифференцированная работа в группах – Мы продолжаем расширять ваши представления о Ветхом Завете Библии, и следующий этап урока – работа в группах с разными заданиями. Цель ее – понять значение Библии в разных областях человеческой жизни: музыке, литературе, живописи, скульптуре, истории. Задание группе № 1. Задание группе № 2
1. Певец – Давид был ростом мал, Но повалили же Голиафа,
(А. С. Пушкин) (Учит силе воли, любви к Родине, вере в свой народ, Любовь и вера делают людей сильными). 2. О, зачем тебя назвали Даниилом?
(М. Цветаева) (Сила воли, вера в свои идеалы и принципы, личное мужество, мудрость) 3. Отравлен хлеб,
(О. Э. Мандельштам) (Умение прощать, работать честно и усердно, добиваться успехов через свой труд) Задание группе №3:
Задание группе №4:
– Да, действительно, историки и археологи утверждают, что большинство событий могли происходить так, как их описывает Библия. Загадка, кем написана эта книга, но несомненно то, что с ее страниц встают перед нами правители и политические события, обычные мужчины и женщины. Земля обетованная выдержала множество войн, ее самый святой и кровавый город Иерусалим все еще напоминает о высотах духа, он еще хранит некоторые свидетельства о происходивших здесь некогда событиях (стена Плача – часть стены дворца Соломона; места, связанные с жизнью и последним путем Иисуса Христа.) Археологи ищут подтверждения событиям, описанным в Библии (потоп, ковчег Завета). Но многие тайны Библии остаются до сих пор не разгаданными.
Выводы (Зачем нужно изучать Библию? Многие произведения литературы были бы для нас непонятны, если бы мы не знали библейских сюжетов).
– Мы прошли с вами сегодня лишь по некоторым страницам Ветхого Завета, лишь немного прикоснулись к этой великой книге. Были ли для вас открытия на этом уроке? О чем вы раньше не думали, а сегодня это произошло? – Я хочу вернуться к началу нашего урока, к нашей теме и спросить: нужно ли изучать Библию? Зачем? – У этой темы может быть продолжение: кого- то заинтересовали библейские традиции в искусстве, кто-то хочет побольше узнать о связи исторических событий и Библии, кого-то не оставила равнодушной работа с фразеологизмами, имеющими библейское происхождение. Все эти грани изучения Библии могут стать темами ваших будущих проектов; если у вас появится такое желание – обращайтесь ко мне за помощью, советом консультацией. – Ну, а если говорить обо мне, то для меня Библия (на экране появляется картина С. Дали, звучит музыка И. С. Баха “Мелодия на струне соль”) – это источник многих размышлений: что есть добро и зло, милосердие и сострадание. Посмотрите на эту картину испанского художника С. Дали, почти нашего современника: она тоже источник размышлений. Это взгляд на мир и человечество глазами того, в ком воплотилась извечная мечта людей о совершенном человеке, несущем миру добро и свет, милосердие и сострадание; мечта, распятая ими же на кресте. И я задаю себе еще и еще раз вопрос: кто ты, человек; одаренный Богом ли, Природой, благодатью и убивающий себе подобного? Кто ты: венец природы или малая его песчинка? Но это уже совсем другая история, которая ждет нас впереди на страницах Нового Завета. Оценка работы групп и отдельных учащихся. Используемая литература: Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |