Преподавание русского языка Обобщающий урок по теме "Причастие". 10-й классNotice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1473 Васильева Наталья Николаевна, учитель русского языка ЦЕЛИ УРОКА: систематизация знаний о причастии, формирование умения находить причастия и определить их грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот. ХОД УРОКА Повторение пройденного: Повторим и обобщим все полученные знания на уроках русского языка по теме "Причастие". Работаем в режиме "тройного дневника"
2. Анализ текста. Текст прочитать, объяснить постановку знаков препинания: Наутро поднявшееся яркое солнце быстро съело тонкий ледок, подёрнувший воды, и весь тёплый воздух задрожал от наполнивших его испарений ожившей земли. Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава. На обсыпанной золотым цветом лозине загудела выставленная, облетавшаяся пчела.(А.Толстой.) Найдите причастия, назовите их грамматические признаки. Выпишите словосочетания прич. +сущ. Объясните правописание окончаний причастий. (Солнце поднявшееся, ледок подёрнувший и т.д.) 3. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ. ОТРАБОТКА УМЕНИЙ И НАВЫКОВ. 1. Осложнённое списывание 1) Евгений мой спешит душою замирая в надежде страхе и тоске к едва смиривш..йся реке (А.Пушкин). 2) Долго жители не спали и меж собою толковали о дне минувш..м (А.Пушкин). 3) Зарево на дальних высотах трепещущ..м румянцем отразилось (М.Лермонтов). 4) Ключ этот бьёт из расселины берега превративш..йся в небольшой овраг (И.Тургненв). 5) Лошади сколько я мог различить при чуть брезжущ..м слабо льющ..мся свете звёзд тоже лежали понурив головы (И.Тургенев). Задание к тексту: Списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы в окончаниях причастий. Причастные обороты подчеркнуть как члены предложения. 2. Выборочный диктант. Выписать причастия, указать исходный глагол. Обозначить суффиксы причастий. Книги - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старика юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место. (Герцен) 2) Троекуров мало заботился о выигрыше затеянного им дела. (А.Пушкин) 3) Калиныч провёл нас в избушку, увешанную пучками сухих трав.(Тургенев) 4) На стенах, оклеенных зелёными обоями с розовыми разводами, висели три картины, писанные масляными красками. (Тургенев) 5) Бледно-голубое небо осени светло смотрело на улицу, вымощенную серыми камнями, усеянную жёлтой листвой. (М.Горький) 6) Старик сидел на корме, едва видимый в облаке водяной пыли и проносимой ветром пены. (Серафимович) 3. Отметьте номера слов, в которых пишется е. 1) Вкач..нный на гору камень; 2) вкач..нный в сосуд раствор; 3) вмеш..нный в историю свидетель; 4) вмеш..нный в тесто; 5) выкач..нный из подвала бочонок; 6) выкач..нный воздух; 7) довеш..нной бельё; 8) довеш..нный до номы товар; 9) домеш..нные до готовности мусс; 10) домеш..нное тесто; 11) завеш..нные шторами окна; 12) завеш..нные портретами стены; 13) закач..нный в баллон газ; 14) закач..нный в угол мяч; 15) навеш..нные для покупателей продукты; 16) навеш..нные знаки на дверях; 17) обвал..нная поленница дров; 18) обвал..нная в сухарях котлета. 4. Самостоятельная работа (тест). 1. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ-). 1) Ре..щий, кол..щий, стел..щий. 2) Стро..щий, гон..щий, мол..щий. 2. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или -им-. 1) Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый. 2) Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый. 3. Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами. 1) Закач..нный- закач..вший (газ в баллон). 2) Прове..нное -прове..вший (на току зерно). 4. Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках? 1) Девочка умна и воспита..а; дети невежливы и необразова..ы. 2) Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а. 5. В каких словосочетаниях пишется - нн-? 1) Мочё..ые яблоки. 2) Вымоче..ые в уксусе кусочки филе. 3)Сельдь вымоче..а в молоке. 6. В каких словосочетаниях пишется - н-? 1) Кипячё..ое молоко. 2) Кипячё..ое на медленном огне молоко. 3)Вскипячё..ое молоко. 4)Некипячё..ое молоко 7. Вставьте пропущенные буквы. 1) Грохот колёс отозвался гулким эхом на огромном, мощё..ом дворе. 2) Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещрё..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала. 8. Раскройте скобки согласно правилам правописания не с причастиями. 1) Вспоминает (не)конченный путь, слишком рано оборванный праздник.(П.Антокольский) 2) Груда (не)читанных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.(Р.Штильмарк) 3) А двоечников-человек пять. Они лежат на койках, тусклые, как (не)чищенная год бляха.(В.Конецкий). 5. Итог урока. Составление синквейнов по теме "Причастие". Учитель.
Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |