Преподавание литературы Поэзия Великой Отечественной войны "Мы мир сумели отстоять"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1393 Яровая Рузя Ивановна, учитель русского языка Цели: познакомить с поэтическими произведениями ,пробудить интерес к истории войны, вызвать у учащихся размышления о прочитанном, душевный отклик, осознание учащимися ценности жизни человека. Образовательные задачи: осмысление обучающимися поэтического слова о Великой Отечественной войне. Воспитательные: формирование гражданско-патриотических качеств учащихся, гордости за свой народ, сумевший победить в Великой Отечественной войне, воспитание любви к своей Родине и ненависти ко всему, что несет фашизм. Развивающие: развитие навыков выразительного чтения, монологической речи, формирование умений эмоционального выражения своих чувств. Оборудование:
Музыкальное сопровождение:
"С войной покончили мы счеты:" Ход урока I. Организационный момент. II. Объявление темы и цели урока . Ш. Работа над темой урока. Учитель: Каждый год 9 мая мы возлагаем цветы к обелискам Славы. В этот день оставшиеся в живых ветераны собираются все вместе, чтобы вспомнить огневые годы своей юности и помянуть тех, кто остался лежать в земле, не дожив до Победы. Ветераны вспоминают то летнее утро, когда не успела поблекнуть еще зелень в лесах, самозабвенно пели в рощах соловьи, а в школах готовились к выпускному балу. В тот день, 22 июня 1941 года, вся страна собралась у репродукторов, слушая диктора Юрия Левитана, объявившего о вероломном нападении гитлеровской Германии. Началась Великая Отечественная война, которая продлится долгих четыре года.. (Негромко звучит запись музыки А. В. Александрова "Священная война".). Вопросы к уроку , которые обучающиеся получили заранее, записаны на доске: Поэзия и война. Какие стихотворения на эту тему вы читали? Что вы знаете о поэтах и поэзии? Как они создавались? Учитель: Наш народ отметит 66-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, войне тяжёлой, кровопролитной, унесшей миллионы человеческих жизней, в войне, где проявились такие человеческие качества, как мужество, героизм, доброта, ненависть к врагам. Наступил XXI век, а память о Великой Отечественной войне жива. Она жива во многом благодаря литературе, поэзии. Что вы читали о Великой Отечественной войне? Ученик читает отрывок из стихотворения С. Щипачева "22 июня 1941 года". (на фоне звучащей музыки)
Ученица: читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой "Клятва".
Ученик: читает сообщение (получивший задание накануне). Враг наступает. Враг грозит Москве. У нас должна быть только одна мысль - выстоять. Фашисты наступают, потому что хотят грабить и разорять. Мы обороняемся, потому что желаем жить, видеть счастливыми своих детей, слушать пение птиц, а не рев сирен и разрывы гранат. Октябрь сорок первого наши потомки вспомнят как месяц неимоверно кровопролитных боев, но и как месяц гордости: мы не пустили Гитлера в Москву, мечтавшего о параде в этом городе, мы сами провели парад на Красной площади, и оттуда направились на фронт... Ученица: читает стихотворение Р. Рождественского "На земле безжалостно маленькой:"
(Звучит фрагмент записи песни на стихи Р. Гамзатова "Журавли".) Ученица: (читает сообщение) Воспоминания о блокадном Ленинграде. (негромко звучит "Адажио" Альбиони.) Стоял ноябрь сорок первого года. Ленинград был блокирован с суши. Начался голод. Прекратилась подача электроэнергии. Перестал действовать водопровод. 125 граммов черного хлеба - вот и все суточное питание ленинградцев в трудные зимние месяцы. Среди сугробов стояли вмерзшие в снег машины, троллейбусы, трамваи. Люди умирали прямо на улице. Падали и больше не поднимались. У кого были силы, тот вез на саночках обмотанное в простыню тело умершего на кладбище, за город. Блокада длилась два с половиной года. Пискаревское кладбище - страшный памятник тех лет. Я рассказываю о Ленинграде, где мы тогда жили. О ленинградской блокаде. Убивали нас голодом, убивали долго. Девятьсот дней блокады... Девятьсот... Когда один день мог показаться вечностью. Вы не представляете, каким длинным голодному человеку кажется день. Час, минута... Долго ждешь обеда... Потом ужина... Блокадная норма дошла до ста двадцати пяти граммов хлеба в день. Трамваи не ходят... Воды нет, отопления нет, электричества нет. Но самое страшное - голод. Я видела человека, который жевал пуговицы. Маленькие и большие пуговицы. Люди сходили с ума от голода... Очень хотелось жить... Часто собирались и сидели возле папиной фотокарточки. Папа был на фронте. Письма от него приходили редко. "Девочки мои..." - писал он нам. Мы отвечали, но старались его не расстраивать. Мама хранила несколько кусочков сахара. Маленький бумажный мешочек. Это был наш золотой запас. Один раз... Я не выдержала, я знала, где лежит сахар, залезла и взяла один кусочек. Через несколько дней еще один... Потом... Прошло немного времени - опять... Скоро в мамином мешочке ничего не осталось. Пустой мешочек... Девятьсот... Люди, как тени, медленно двигались по городу. Как во сне... В глубоком сне... То есть ты это видишь, но у тебя мысль, что ты видишь сон. Вот эти медленные... вот эти плывущие движения... Будто не по земле человек идет, а по воде... Голос менялся от голода... Или совсем пропадал... Нельзя было определить по голосу - мужчина это или женщина? И по одежде нельзя, все закручены в какие-то тряпки. Наш завтрак... Наш завтрак был кусок обоев, старые обои, но на них остался клей... Мучной клей... Вот эти обои, и кипяточек... Девятьсот дней... Очень хотелось жить... Услышали... По радио передали: "Блокада прорвана! Блокада прорвана!" - счастливее нас людей не было. Счастливее нельзя быть. Мы выстояли!! Блокада прорвана... По нашей улице шли наши солдаты. Я подбежала к ним... А обнять - сил не хватило... Из воспоминаний (Гали Спанновской - 7 лет) Ученик: фрагмент из стихотворения О. Берггольц "Февральский дневник".
Ученик: сообщение и чтение стихотворения С. Орлова "Его зарыли в шар земной..." Война унесла десятки миллионов жизней. Особенно много полегло в первые месяцы войны... На защиту Отечества встал и стар, и млад. А сколько детских жизней унесла война! Каждый год мы приносим цветы и слова бесконечной благодарности павшим. "Небольшая, казалось, война",- как написал Р. Рождественский. Ничем не примечательные, обыкновенные люди. Они защитили свою землю, и она навеки стала для них мавзолеем.
Учитель: Какова главная мысль этого стихотворения? Ученик: читает стихотворение К. Симонова "Майор привез мальчишку на лафете". Учитель: Вопросы к учащимся. 1) Кто и откуда вез парнишку? Как автор противопоставил войну и детство? Что было в этом мальчике незабываемым? В каких строчках звучит главная мысль стихотворения? Учитель: На фронт уходили писатели, композиторы и актеры. Одни из них воевали с оружием в руках, другие поддерживали солдат своими песнями, спектаклями. Ведь случались на фронте и минуты затишья. И тогда звучали песни, стихи, возвращавшие солдат в мирную жизнь, во имя которой сейчас они воевали. Среди прошедших войну была и Юлия Друнина, поэтесса, написавшая такое четверостишие:
Среди тех, кто прошел войну писатели - Б. Васильев, Ю. Бондарев, поэты С. Орлов, Е. Винокуров, К. Ваншенкин, Б. Окуджава. (Звучит запись песни "До свидания, мальчики" в исполнении автора) Ученик:
Ученик: читает подготовленное стихотворение "Баллада о банке варенья"
Ученик: читает стихотворение "Посвящается 60-летию Великой Победы".
ВаряПоварова 7 а класс, школа 40, г. Петропавловск Камчатский. Рефлексия: Какие чувства вы испытал, присутствуя на уроке, слушая поэзию ,наш сегодняшний разговор; какие выводы можно сделать? Ожидаемый результат. Выводы, к которым должны прийти учащиеся. Писатели, композиторы и актеры поддерживали боевой дух фронтовиков своими песнями, спектаклями, стихами, вселяли веру в души солдат в Победу! Заключительное слово учителя. Сегодня, когда со времени окончания войны прошло более полувека, мы не вправе забыть и тех, кто отдал свои жизни во имя победы, и тех фронтовиков, кто рядом с нами. Уходят ветераны, их с каждым годом становится все меньше. И для них, живых, и для тех, кто не дожил до победы, - наши склоненные головы и слова великой благодарности. IV. Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение о войне (по выбору) или стихотворение А. Ахматовой "Мужество". Подобрать по одному стихотворению на тему: "Поэты мира о мире". Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |