Преподавание литературы Урок литературы в 11-м классе. Аксиологическая проблематика романа Э.М. Ремарка "На Западном фронте без перемен"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1932 Подгрушняя Ольга Станиславовна, учитель русского языка и литературы Цель урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством Эриха Марии Ремарка через выявление в его произведении аксиологической проблематики, формирующей целостного человека, стремящегося возвращению ценностного мира. Задачи урока:
Структура урока:
Эпиграф к уроку:
Ход урока Вступительное слово учителя Аксиология изучает вопросы,связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой вечности. Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае – показать возможность практического разума в общей структуре бытия. Изучение литературы Германии и России времён мировых войн даёт возможность представить себе полную картину мира, в котором нет замкнутых пространств, в котором любое развитие человеческой мысли становится отправной точкой для дальнейшей эволюции человека. Философско-эстетическое осмысление тема Первой мировой войны получила в произведениях таких великих немецких писателей и философов, как Томаса Манна, Генриха Манна, Германа Гессе, Эрнста Юнгера, Макса Вебера, Освальда Шпенглера, Эриха Марии Ремарка. Они были современниками той эпохи; для одних «великая Война была разрушительной и нигилистической лишь по отношению к риторике, идеализму громких лицемерных слов»… для других она наоборот стала началом «героического реализма», закалкой, где «в стальных грозах» обрёл форму новый тип человека, описываемого Юнгером, которому, по его словам, принадлежит будущее». Обращаясь к произведениям Ремарка, можно с уверенностью сказать, что аксиологическая проблематика – главная в романах о Первой мировой войне. Проверка домашнего задания (краткое сообщение об Эрихе Марии Ремарке). В комментариях к немецкому изданию “Дороги назад” утверждается, что писателя с псевдонимом Erich Maria Remarque звали Erich Paul Remark, в “Трех товарищах”, что Remark - это прочитанное задом наперед Kramer. В другом источнике - что Erich Maria Remarque вообще не псевдоним, а настоящее имя писателя. Считается, что Ремарки родом из Франции, однако это верно лишь отчасти, ибо край, где, по достоверным сведениям, оставили первый след предки писателя, на протяжении столетий неоднократно менял своих правителей. Низовья Рейна, провинция Лимбург, Валлония были пограничными землями, так что обладать ими стремились и французы, и немцы, и голландцы... Имя Ремарк (Ремакль) встречалось там не так уж и редко, а одного из Ремаклей даже причислили к лику святых. Эрих Пауль Ремарк появился на свет 22 июня 1898 года, «в 8 с четвертью пополудни”, в родильном доме Оснабрюка... Доступ в гимназии города Ремарку был закрыт уже по финансовым причинам, у него не было даже среднего образования, так что оставался путь только в католическую учительскую семинарию. В армию его призвали 21 ноября 1916 года. Лично Ремарк пережил лишь немногое из того, что десятилетие спустя описал в своем самом знаменитом романе: не участвовал в рукопашных боях в траншеях, не ходил в атаки. Он чинил разрушенные рельсовые пути, прокладывал телефонные линии, устанавливал заграждения из колючей проволоки, разгружал вагоны с боеприпасами... Ни безопасным, ни легким это дело не назовешь. “Землекопная” рота часто попадала под обстрел. Смерть находила свои жертвы и среди “землекопов”. Он был ранен 31 июля, в день, когда солдаты противника, прикрываемые огнем своих орудий, пошли в атаку. Осколки снаряда попали в левую ногу и правую руку, задели шею... Ранение оказалось достаточно серьезным, требовалось длительное лечение. Спустя пять месяцев его призвали в армию, и Эрих Пауль попал в резервную часть. На Западном фронте он оказался только в июне 1917-го. Личная фронтовая биография Ремарка получилась очень короткой - всего пятьдесят дней. В сентябре 1917-го умерла мать. Ремарку - он лежал в госпитале после тяжелого ранения - с трудом удалось приехать на похороны. Он горевал много лет, а после войны поменял свое второе имя на второе имя матери. Теперь он стал называться Эрих Мария. В столицу Ремарк переселился в 1925 году. Журналистским трудом он начал заниматься за два года до этого, став сотрудником рекламной газеты "Эхо Континенталь" в Ганновере. Обратимся к роману «На Западном фронте без перемен». Вопросы по тексту произведения На какие группы можно условно разделить систему образов в романе и почему? Систему образов в романе можно условно разделить на 2 группы. В первую войдут Пауль Боймер и его однополчане, воюющие вместе с ним, решающие ежедневно общие жизненные вопросы. Ремарк представляет нам их, замечая, кем они были в довоенной жизни. Тьяден – слесарь, он мочится под себя, очень страдает от своего недуга; Хайе Вестхус – рабочий, торфяник; Детеринг – крестьянин, часто вспоминающий жену, Альберт Кропп, самая светлая голова, ефрейтор, - философ; Канторек – классный наставник (именно он добился; чтобы класс его пошел добровольцами на фронт);Химмельштос – почтальон; Иозеф Бем – бывший школьник, который единственный из всего класса не хотел идти на войну. Он погиб первым. Катчинский – сапожник. Вторая группа героев немногочисленна. Эти лица Пауль Боймер встретит, когда приедет с фронта домой в отпуск.В неё входят персонажи, в основном не вовлеченные в действие, появляющиеся в романе как второстепенные, но они играют важную роль в оснознании Паулем Боймером и самим автором чудовищной несправедливости войны. Именно эти герои расставят главные акценты в мировоззрении солдата Пауля Боймера в защиту товарищества, любви, тех ценностей, которые, казалось бы, исчезли из довоенной жизни и к которым так долго шел девятнадцатилетний солдат. Это циники, наблюдающие в тылу, как сражается солдат. Почему Ремарк акцентирует внимание читателей на довоенных профессиях своих героев? Упоминание о гражданской профессии нынешних солдат – акцент на их трагедию, знак разделения мира. Как происходит ранение солдат? Какую особую символику в связи с этим имеет роман? Роман имеет особую символику: ранение солдат происходит через обезноживание - это невозможность возвращения домой. Франц Киммерих будет ранен, затем ему ампутируют ногу, потом он умрет в госпитале. Особый символ романа – ботинки, которые солдаты передают, завещая друг другу после собственной смерти, в которых им не придется вернуться домой. Какую роль играет природа в повествовании? Важную роль в романе играет мир природы. Он представлен немногочисленными представителями животного мира и пейзажем. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает. Полноправным героем романа можно считать лошадь. Для крестьянина (христианина) Детеринга – это священное животное, мирное т.к. помогает человеку собирать урожай, пахать, сеять. В романе «Возвращение» опять Ремарк вернётся к теме лошади, когда описывает товарный состав, везущий слепых лошадей с фронта. «Следующий поезд приходит на второй день к полудню. Это товарный состав, он везет слепых лошадей с фронта. Вывороченные белки животных сплошь в синеватых и багровых жилках. Лошади стоят неподвижно, вытянув шеи, и только в дрожащих ноздрях теплится жизнь». Мотив слепоты и прозрения вносит в роман печальную символику. Гибнет мир, культура, природа, человеческое представление о настоящей жизни. Как в романе переплетаются два мира – мир человека и мир войны? На войне нельзя мечтать. Война не даст стать Францу Киммериху лесничим, а Паулю Боймеру – печатником. Герои даже не представляют себе, что мир возможен, они не знают, что бы сделали, если бы он наступил, будущего нет, поэтому мечты о нём размыты. Трудный поиск дальнейшего пути: «этого не может быть», «дернул бы отсюда», «напился бы». Что же еще делать? Герои размышляют очень долго, прежде чем вспоминают о доме. Воспоминания говорят о неукорененности героев в мирной жизни, так как слово «жена» Катчинский не произносит, у него это не получается, выходит «баба», «старуха», а Тьяден, выясняется, живет в «лачуге на болоте». В романе развенчивается героический (рыцарский) взгляд на войну. Это неожиданное обращение к средневековью, к рыцарским временам, когда военные действия происходят во имя Прекрасной дамы. Война у Ремарка имеет красный цвет крови и серый цвет пыли, осевшей на лицах измученных солдат. Это портрет всего поколения. Война всем приносит несчастье, война отрывает от родных мест, разрушает. Через весь роман проходит мотив двух миров. Как соединить мир, разорванный пополам, чтобы разрушенные ценности приобрели цельность, ведь ранее приобретенные истины не находят подтверждения в реальной жизни. Это одна из главных проблем произведения. Тему двух миров: войны и мира, жизни и смерти, сиюминутного и вечного раскрывает и эпизод с бабочками. Они появляются в романе дважды: на фронте «Однажды, перед нашим окопом все утро резвились две бабочки. Это капустницы, - на их желтых крылышках сидят красные точечки. И как их только сюда занесло, - ни цветов, ни других растений здесь нигде не увидишь! Бабочки отдыхают на зубах черепа», и дома во время отпуска. «Надо мной висит на стене застекленный ящик с пестрыми бабочками, которых я когда-то собирал». Так противопоставляются два мира: мир детства, беззаботности, в котором дом, мать и отец, сестра, ящик с бабочками, пианино красного дерева, и мир войны, где «бабочки отдыхают на зубах черепа». Но с помощью этих крылатых небесных существ писатель определяет в сознании Боймера мир, помогает понять, что дальше в страшной реальности существует жизнь, ведь бабочка – символ души, бессмертия, возрождения, она способна превращаться, трансформироваться. Какую роль в произведении играет тема пути? У войны в романе есть свое пространство. Помимо линии фронта таким пространством войны является кладбище. Судьба в разрушенном мире у Ремарка может не сложиться, она печальна, т.к. в бесконечных ежедневных солдатских буднях нет надежды: «Поговаривают о наступлении. Нас отправляют на фронт на два дня раньше обычного. По пути мы проезжаем мимо разбитой снарядами школы. Вдоль ее фасада высокой двойной стеной сложены новенькие светлые неполированные гробы. Они еще пахнут смолой, сосновым деревом и лесом.» Если взять только существительные, то получится страшная цепочка: наступление – фронт - путь – школа – гробы. Это, по сути, дорога каждого из героев романа. События происходят в окопах , на кладбище, герои просто передвигаются в пространстве, как передвигается войско на карте главнокомандующего. Выхода с карты, из зоны действия, нет. Итоги урока Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку и являющийся эпиграфом к роману «На Западном фронте без перемен»? В чём, по-вашему, заключается многозначность заглавия книги? Какое влияние оказывает на человеческую природу война? Примерная таблица, которая должна быть в тетрадях в конце урока. Аксиологическое пространство романа
Заключительное слово Аксиологическое пространство романа разделено так, что зло в начале повествования значительно преобладает: духовные и нравственные ценности поглощены страшным раздвоенным апокалипсическим миром. В романе «На Западном фронте без перемен» события происходят во время Первой мировой войны, когда разрушен мир как главная ценность, отсюда и в мире, и в душах людей смятение, недоумение. Герои воюют на чужой земле, участвуя в захватнической войне, они не имеют портретных характеристик, так как солдаты все в одних шинелях, все на одно лицо, они обесчеловечены. Движение происходит по кругу, в пределах линии фронта, по определенному маршруту: школа – фронт – наступление – гроб. Герои не могут выбраться из этого замкнутого круга, ранение солдат происходит через обезноживание, в дальнейшем их ждет смерть. Время в романе движется необычно: год как день, а не наоборот, так как всё однообразно и страшно вокруг. Аксиологическая проблематика получает позитивное движение во внутреннем духовном мире, когда главный герой уезжает в отпуск домой. Вернувшись на фронт, Пауль Боймер многое переосмысляет, но роман заканчивается смертью героя, так как нет возвращения в разрушенный войной мир. Ремарк, давая надежду на преображение духовного мира людей, вводит в повествование образ бабочки – символ позитивных изменений души. Но пока ещё душа существует в страшном мире, бабочку мы встречаем лишь на фронте, сидящую на костях черепа и дома у главного героя под стеклом в виде довоенной коллекции. Домашнее задание Перечитать роман Эриха Марии Ремарка «Возвращение». Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |