Преподавание литературы Внеклассное мероприятие по литературе "С чего начинается Родина?"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 1307 Бушаева Елена Георгиевна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы Цель:
Задачи: Образовательные:
Воспитательные:
Развивающие:
Оформление: эпиграф, портреты поэтов, выставка книг кузбасских поэтов, рисунки учащихся.
М. Небогатов Вступление: Звучит аудиозапись песни “С чего начинается Родина” (1- й куплет). Ведущий (учитель): У каждого человека есть особенно дорогие, близкие и милые сердцу места, где он родился, учился, начал трудиться, а порой и прожил всю свою жизнь. Это его родной край, его малая родина. Но вот с чего же начинается родина? Что означает выражение: “Начало родины”? Есть начало книги, фильма, начало дня. А начало Родины? На этот вопрос нам помогут ответить стихи кузбасских поэтов. Две недели назад, разделившись на группы, ребята приступили к изучению поэзии Кузбасса. Сегодня мы подводим итог нашего творческого поиска. Слово предоставляется первой творческой группе. Все мы будем внимательно слушать выступление и принимать активное участие в обсуждении. Пожалуйста, ребята. I блок: Природа – часть Родины Ученик: Удивительный человек, поэт жил в городе Кемерово – это Михаил Александрович Небогатов. Родился он в г. Гурьевске. Первые его стихи появились во время Великой Отечественной войны, на фронте. В 1945г. их публикуют в газете. После войны Михаил Александрович был корреспондентом, редактором Кемеровского книжного издательства. При жизни вышло 10 сборников стихов поэта. Учитель: Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, стихи, подготовленные 1 творческой группой. Постараемся ответить на вопрос: “О чем пишет поэт”? Ученик:
(“В серебристом, чистом инее…”) Учитель: О чем пишет поэт? Как вы понимаете слова “русское величие” сосен? (Величие – наличие в ком – чем – нибудь выдающихся свойств, внушающих преклонение, уважение). Учитель: Ребята, а вы когда – нибудь видели такой красивый сосновый бор? Учитель: Стихотворение, которое сейчас прочтут ребята, называется “Бор – зеленая обитель”. Послушайте, что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки? Ученик:
Учитель: Что удивительного заметил, услышал герой в лесу во время прогулки? Какие вы молодцы! А вы когда – нибудь слышали подобный “разговор”? Учитель: А что вас заставляло удивляться, когда вы общались с природой? (Например: первый подснежник, деревья в инее и т. п.). Учитель: А вы любите гулять в сосняке, посаженном у нас при въезде в поселок? Почему? Учитель: Свои тайны природа раскрывает только чуткому, внимательному человеку. Вслушайтесь! Всмотритесь! И вы заметите красоту родной земли. Ученик:
(“Нестареющая, вечная…”) Учитель: В чем видит автор “нестареющую, вечную красоту земли родной”? Учитель: О чем пишет Михаил Небогатов во всех прослушанных вами стихах? Учитель: Тонко чувствуя красоту, поэты показывают ее в своих стихах, выражая тем самым любовь к своей родине большой и малой. Ученики поют песню “Осенний вальс” (слова и музыка Л. Блошкиной, г. Новокузнецк)
II блок: У нас гость! Учитель: Ребята, я думаю, что вам интересно узнать, а какие они – поэты, как они создают свои стихи, что (кто) им помогает творить. Сегодня у нас есть такая возможность, ведь у нас в гостях поэт и прозаик Владимир Ефимович Олейников. Владимир Ефимович – житель нашего поселка и вы его хорошо знаете. В 2000г. вышел первый сборник стихов Владимира Ефимовича “Я свечу от звезды зажигаю”, сейчас готовится к изданию второй сборник поэта. Вопросы ребят:
Олейников В.Е. читает стихотворение. Учитель: Ребята, как вы думаете, какое настроение было у Владимира Ефимовича, когда он писал стихотворение? Почему? Владимир Ефимович, правильно ли ребята определили настроение стиха? Олейников В.Е. читает стихотворение. Учитель: Ребята, с чего начинается родина для Владимира Ефимовича? Олейников В.Е дополняет ответы ребят. Учитель и учащиеся благодарят Олейникова В.Е. III блок: Беззащитность мира Учитель: Чудо природы выше всех чудес на земле. Но всегда ли человек сохраняет это чудо? Послушайте стихотворение Игоря Киселева, подготовленное ребятами 2 группы “Молитва лани”. Какая картина представляется вам при прослушивании? Ученик:
Учитель: Какую картину представили себе при прослушивании стихотворения? Где находится лань? Почему стихотворение называется “Молитва лани”? Учитель: Действительно, лань не просто просит отпустить ее, а она молит человека вернуть ей подлинную (настоящую) жизнь, ту, для которой она родилась. Ребята, а наблюдали ли вы подобные картины в своей жизни, видели ли вы слезы в глазах животных? Отчего эти слезы? Что нужно сделать, чтобы этого не происходило? Учитель: Нужно любить и понимать природу. Ведь природа – это частица родины, частица нас самих. Поэтому так тревожно – призывно звучит еще одно стихотворение И.Киселева “Благодарю, земля”. Ученик:
Учитель: В стихах И.Киселев показывает природу, которая ждет от нас милости, пощады. Это зов к человечности (одна из ведущих тем стихов поэта). Ученик: Игорь Михайлович Кисевев не любовался собой – он хотел быть понят и услышан. “Ты должен, должен быть услышан, иначе грош тебе цена”, - сказал поэт в одном из своих стихотворений. Его биография проста. Родился в 1933г. в с. Павловское на Алтае, окончил педагогический институт в Новосибирске, служил в армии, работал в газетах и на телевидении. Первые стихи опубликовал в 1955г. в “Комсомольце Кузбасса”, первая книжка вышла в 1966г., затем последовало еще четыре. Ученики поют песню “Берегите лес!” (автор Ф.Лисичкин; композитор И.Друго)
IV блок: Отчий дом Учитель: На вопрос “С чего начинается Родина?” нам поможет ответить еще один кузбасский поэт – Валентин Васильевич Махалов. Ученик: В.В.Махалов, окончив Ленинградский университет, приехал в Кемерово. Первый сборник стихов вышел в 1960г. в Кемеровском книжном издательстве. Махалов – автор стихов и прозы. Его произведения переведены на иностранные языки. Учитель: Внимательно послушайте стихи В. Махалова и подумайте, чем они могли заинтересовать людей, живущих за границей, и, возможно, никогда не видевших России? Ученик:
Учитель: Ребята, вы заметили, что у героя хорошее настроение? А почему? Учитель: А еще каждому из нас хочется, чтобы рядом был самый дорогой нам человек – мама! Ученик:
Учитель: Ребята, почему герой считает себя счастливым человеком? А как говорит о маме? Учитель: Так почему же стихи нашего кузбасского поэта В.Махалова заинтересовали людей, живущих за границей? Учитель: Поэт говорит о доме, о маме с большой теплотой, нежностью – это общечеловеческие ценности. Стихи его пронизаны радостью и светом. Учитель: Каждый поэт на вопрос “Что такое Родина? С чего она начинается?” отвечает по – своему. Для И.Киселева родина – это защита животного мира. А для М.Небогатова? Для В. Махалова? Ответы учеников:
Учитель: Молодцы, ребята. Верно. Ученик читает стихотворение В.Махалова:
V блок: У нас гость! Учитель: Малой родиной для гостьи нашего сегодняшнего праздника является п. Степной. Познакомьтесь, Мезенцева Марина – выпускница нашей школы, студентка Кузбасской государственной педагогической академии г. Новокузнецка. С детства Марина пишет стихи. Марина, можно ли, читая твои стихотворения, найти ответ на вопрос “С чего начинается Родина?”. Марина: А пусть ребята сами найдут ответ на этот вопрос (читает 2 – 3 стихотворения):
Учитель: Что такое родина и с чего она начинается для Марины? Спасибо, Марина, что ты к нам сегодня пришла. Ребята, чтобы вы хотели пожелать Марине? Учитель: Любовь к родной стране начинается с любви к тому месту, где родился и вырос. Сердце никогда не забудет дом матери, игры детства, дорогу в школу, березку, что растет у дома, тихую речку. Для нас с вами наша малая родина – это поселок Степной. Ученики поют песню “Милая Россия” (слова Н.Коха; музыка С.Лучшева)
Учитель: Музыку к этой замечательной песне написал музыкальный руководитель хора п. Степной, директор Степновского дома культуры Лучшев Сергей Наилович на стихи поэта из п. Бенжереп Николая Коха. Да и все песни, которые звучали сегодня, - это стихи и музыка кузбасских поэтов и композиторов. Надеюсь, что после нашей встречи вы, ребята, будете более внимательными, чуткими к окружающему миру, научитесь видеть и слышать сердцем, будете еще сильнее любить свою родину – малую и большую. Готовясь к сегодняшнему празднику, вы выучили стихи и проиллюстрировали их. Это начало нашей творческой работы по созданию сборника “Любимые стихи кузбасских поэтов”. Вот перед вами выставка книг поэтов Кузбасса. Я думаю, в них вы сможете найти стихотворение по душе. Здесь же один из последних номеров районной газеты “Сельские вести”, где под рубрикой “Зеленая лампа” напечатаны стихи уже известных и начинающих поэтов нашего района. В газете вы найдете и стихотворение В.Е.Олейникова. Прочтите, поразмышляйте над прочитанным. А если у вас возникло желание самим написать стихотворение, сочинить музыку – пробуйте, творите. Пусть это будет дополнением к вашим рисункам. Спасибо за работу! Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |