Преподавание литературы Урок литературы в 6-м классе "Основные способы выражения авторской мысли в художественном тексте"Notice: Undefined variable: description in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Notice: Undefined variable: br in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 596 Добавлено: 2012.08.26 Просмотров: 986 Пахоменко Анна Владимировна, учитель русского языка и литературы Цель урока. Усвоение новых знаний (идея стихотворения, авторская позиция, способы выражения авторской позиции) в процессе анализа стихотворения Т. Белозёрова "Белый барашек". Основная форма работы. Кооперативно-групповая (класс был разделен на 6 групп по 2 человека, деление происходило с учетом учебных возможностей учащихся). Каждая группа работала по своему заданию в течение десяти минут, после этого представляла результаты своих наблюдений. Такая форма работы позволила выполнить достаточно полный анализ текста и сэкономить при этом время. Показательно, что выводы, к которым пришла каждая группа, косвенно подтверждались результатами наблюдений других групп, что, с одной стороны, позволило прийти к единому общему мнению в определении идеи стихотворения и способов ее реализации в тексте, а с другой стороны, убедило ребят в правильности самостоятельно проведенного анализа. Инструктаж перед выполнением задания (слово учителя) Каждая группа получает свое задание. Вы работаете в течение 10 минут. Результаты ваших наблюдений помогут нам представить общую картину и понять, о чем же это стихотворение, что нам хотел сказать поэт, какова его позиция, как она выражена. Обобщение результатов деятельности В ходе беседы учащиеся приходят к выводу, что стихотворение Т. Белозёрова "Белый барашек" – это стихотворение о любви, преданности, дружбе и о бессмысленности принесенной жертвы, приведшей к одиночеству. Итоги урока (слово учителя) Трудное стихотворение. Оно не имеет строгой законченности, поскольку завершается вопросом. Я думаю, и мы не будем торопиться. Оставим разговор чуть-чуть не законченным. Но каждый из вас завершит его дома, ответив сам и для себя (а потом уж для других) на вопрос, поставленный Белозёровым в финале стихотворения.
Задание для группы 1 Охарактеризуйте графический облик стихотворения, ответив на следующие вопросы: 1. Делится ли стихотворение на строфы? Примерный план ответа Вступление: Нашей группе нужно было охарактеризовать … 1. В результате работы мы установили, что … Наблюдения, проведённые группой 1 Нашей группе нужно было охарактеризовать графический облик стихотворения. В результате работы мы установили, что стихотворение не делится на строфы. Мы считаем, что такое построение стихотворения не случайно, а является осознанным выражением авторской позиции. Таким образом, по нашему мнению, автор показывает нам, что стихотворение создаёт целостную, законченную, единую картину. По своему графическому облику стихотворение напоминает веретено. Мы думаем, что использование такой графической формы помогает Белозёрову подчеркнуть значимость последних строк стихотворения, усилить смысл, заключённый в них, подготовит читателя к трагической развязке. Задание для группы 2 1. Можно ли разделить стихотворение на композиционные части? Какие? Озаглавьте их. Примерный план ответа Вступление: Проведённые на композиционном уровне стихотворения наблюдения помогают нам прийти к следующим заключениям … 1. Стихотворение можно разделить на … композиционные части, а именно … Наблюдения, проведённые группой 2 Проведённые на композиционном уровне стихотворения наблюдения позволяют нам прийти к следующим заключениям. Стихотворение можно разделить на три композиционные части, а именно: 1) "Был у бабушки барашек…" 2) "Но приехал к деду сын…" 3) "Вьётся нитка белой пряжи…" Верность такого деления, по нашему мнению, подтверждается сменой микротем в стихотворении и использованием автором многоточий. Мы считаем, что композиционные части связаны между собой неодинаково. Первая и вторая части связаны теснее, а третья часть отдаляется (на что указывает двойное многоточие). Как нам кажется, такое отдаление неслучайно, потому что в этой части уже нет барашка, есть только пряжа из его шерсти. Мы думаем, что это стихотворение не столько о барашке, сколько об отношениях между барашком и бабушкой, барашком и дедом, бабушкой и дедом, о чувствах, которые испытывают герои (любовь, преданность, верность и безразличие, горечь). Задание для группы 3 1. Определите, какие изобразительно-выразительные средства используются в стихотворении. Выпишите их. Примерный план ответа Вступление: Нашей группе нужно было определить… 1. Мы считаем, что в этом стихотворении используются следующие изобразительно-выразительные средства … Наблюдения, проведённые группой 3 Нашей группе нужно было определить, какие изобразительно-выразительные средства используются в стихотворении. Мы считаем, что в этом стихотворении автор использует сравнения (белый-белый, словно снег; он вздыхал, как человек), и ещё нам кажется, что барашек как бы очеловечивается (не дружил барашек с дедом, …). Мы думаем, что барашек бабушке был дорог. Для неё барашек был как ребёнок, как сын, а не как домашнее животное. А дед не любил барашка, как и барашек его, между ними не установились те добрые чувства, отношения, которые возникли у барашка с бабушкой. Задание для группы 4 1. Какие стилистические фигуры используются в стихотворении? Примерный план ответа Вступление: Нашей группе нужно было выяснить… 1. В этом стихотворении встречаются повторы … Наблюдения, проведённые группой 4 Нашей группе нужно было выяснить, какие стилистические фигуры используются в стихотворении. В этом стихотворении используются повторы слов (белый-белый, не по вкусу …, не по вкусу …), предложений (Был у бабушки барашек). Мы думаем, что автор использует одну и ту же строку, одни и те же слова с целью усиления их значимости, их важности, автор заостряет на них внимание читателя. Предложения "Был у бабушки барашек" и "Сын у деда был один" построены зеркально. Мы считаем, что такая зеркальная композиция позволяет объединить первую и вторую композиционные части в одно целое и в то же время противопоставить бабушку и деда в их отношениях: барашек – сын Таким образом, барашек для бабушки всё равно, что сын для деда, барашек так же дорог бабушке, как сын деду. Возможно, что сын бабушке неродной (так как сын "приехал к деду" и "сын у деда был один"), отсюда становится понятной привязанность бабушки к барашку. Задание для группы 5 Проследите, как создаётся цветовой фон стихотворения. 1. Выпишите все слова, которые создают цветовой фон стихотворения (при необходимости воспользуйтесь толковым словарём). Примерный план ответа Вступление: Нашей группе нужно было проследить, как … 1. С нашей точки зрения, цветовой фон создаётся следующими словами … Наблюдения, проведённые группой 5 Нашей группе нужно было проследить, как создаётся цветовой фон стихотворения. С нашей точки зрения, цветовой фон стихотворения создаётся следующими словами: белый-белый, снег, ромашки – белый цвет; речка – голубой цвет; чернее сажи – чёрный цвет. Мы считаем, что в стихотворении преобладают белый и чёрный цвета. Автор усиливает белый цвет за счёт повтора слов белый-белый и за счёт слов с "белым цветом" в значении – снег, ромашки. Чёрный цвет усиливается за счёт определения к слову сажа, которое выражено простой сравнительной степенью прилагательного чернее. Мы думаем, что автор выделяет эти два цвета неслучайно. Эти два цвета противопоставлены. Контраст белого и чёрного (добра и зла) наблюдается, прослеживается во всём стихотворении. Задание для группы 6 Проследите за использованием словообразовательных средств в стихотворении. 1. Выпишите из стихотворения все однокоренные слова. Примерный план ответа Вступление: Нашей группе нужно было проследить использование словообразовательных средств в стихотворении. 1. В этом стихотворении есть однокоренные слова … Наблюдения, проведённые группой 6 Нашей группе нужно было проследить использование словообразовательных средств в стихотворении. В этом стихотворении есть однокоренные слова – бабушка, бабка. Эти слова отличаются друг от друга суффиксами : в слове бабушка есть уменьшительно-ласкательный суффикс -ушк-, что показывает доброе, тёплое чувство, которое испытывает автор по отношению к бабушке. В стихотворении есть и другие слова с оценочными суффиксами: барашек, речку, травку, пивца. Все суффиксы уменьшительно-ласкательные, они помогают создать светлую, добрую, радостную картину. По нашему мнению, использование уменьшительно-ласкательных суффиксов помогает автору выразить свою позицию: он хорошо относится к барашку (доказательство: уменьшительно-ласкательные суффиксы есть только в словах первой композиционной части, в которой описывается барашек, следовательно, оценочные суффиксы связаны с барашком) и осуждает поступок деда и бабки: вместе с барашком из стихотворения исчезают и уменьшительно-ласкательные суффиксы, исчезает тепло, сердечность, доброта, любовь, преданность, а появляется отчуждение и одиночество бабки, горечь (причём в третьей композиционной части казалось бы нейтральный суффикс -к- в слове бабка приобретает, как нам кажется, отрицательную окраску, появляется какая-то грубость, холодность) при внешней кажущейся нейтральности, объективности автора. Notice: Undefined variable: print in /home/area7ru/literature.area7.ru/docs/index.php on line 599 Notice: Undefined offset: 1 in /home/area7ru/area7.ru/docs/linkmanager/links.php on line 21 |